СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактив для родителей на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактив для родителей на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»»

Тема: «Поощрение и наказание детей в семье»

Форма проведения: интерактив

Цель интерактива: создание условий для формирования у родителей (законных представителей) представлений об видах и роли поошрения и наказания в воспитании детей.

Участники: родители

Оформление, оборудование и инвентарь: компьютер, интерактивная доска, карточки с проблемными ситуациями.

Этапы

Содержание деятельности классного руководителя

Формы организации работы

Организационный этап

Здравствуйте уважаемые родители! Рада видеть вас на нашем родительском собрании. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, послушайте притчу:

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

-Как вы думаете, о чём эта притча?

-Верно, данная притча о том, как воспитывать ребёнка: в ласке или строгости.

Как вы думаете, какая тема нашего интерактива?

Тема звучит так: золотая середина в воспитании: хвалить или наказывать?

Исходя из темы, какой проблемный вопрос мы можем поставить? (как правильно хвалить и наказывать ребенка?)


Содержательный этап

Ребенок - большая радость, но помимо успехов и восторгов он приносит в дом маленькие и большие трудности: болезни, непослушание, плохие поступки и другие сюрпризы. И вот в зависимости от сюрприза приятного или не очень мы применяем к ребенку определенное действо: поощряем или наказываем его.

- Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей.

-Как думаете, какие? Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

- Скажите, а за что мы поощряем ребенка? Как можно поощрить?

- Разберемся, что такое поощрение. Для этого вам необходимо подобрать правильное высказывание из предложенных.

- Узнав, что такое поощрение. Давайте разберемся, за что нужно хвалить ребенка. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группы из предложенных вариантов выбирает то, за что нужно хвалить ребенка, а 2 группа за что не стоит хвалить.( За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных. За то, что даётся легко и не требует усилий. За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность.  В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить. Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему. Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу. За проявленные качества. За совершенные поступки. За какие-то достижения и старания.)

-Что можно сказать ребенку, когда вам хочется его похвалить?

Когда вам хочется похвалить ребёнка, расскажите ему о том, что вы видите. Например: «Ты сегодня сам собрал вещи в школу, убрал все учебники и тетради аккуратно в портфель, не забыл про пенал и даже физкультурную форму сложил в мешок».

Поделитесь с ним своими чувствами от увиденного: «Я так рада, что всё собрано заранее, очень приятно, когда не надо утром в второпях собирать вещи!»

Подытожьте похвалу собирательным словом, отражающим поведение, которое одобряете: «Вот что я называю собранностью и ответственностью!»

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. 

Хвалите за дело 

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. 

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. 

Будьте искренним

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. 

Теперь давайте посмотрим, к чему может привести чрезмерная похвала. https://www.youtube.com/watch?v=ZAaC1DSTKuw

-Может ли родитель навредить ребенку чрезмерной похвалой? Как на это реагирует ребенок?

-За что нужно хвалить ребенка? Приведите пример.

-Приведите пример описательной похвалы

-Какой похвалы нужно избегать?


А теперь я предлагаю из предложенных правил соотнести начало и конец.

1.    Ребенок всегда четко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать.

2.    Нельзя применять физические меры наказания. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести — отдам бабайке», «С таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»).

3.    Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребенок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует.

4.    Стараться, чтобы в качестве наказания ребенок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т.д.

5.    Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» — дети не воспринимают всерьез.

- Рассмотрим несколько ситуаций. Предлагаю разделиться на пары. Каждая пара получает карточку с ситуацией. Вам нужно обсудить ситуацию, а затем высказать: эффективно или неэффективно выбрано наказание.

Ситуация 1

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Ситуация 2

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!»

Ситуация 3

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».


Итоги собрания и рефлексия

Вернемся к проблемному вопросу, решили ли?

Предлагаю вам раскрутить рефлексивное колесо.

Хочу раздать вам памятки, в которых вы найдете советы о правильном поощрении и наказании. Рекомендации для родителей по правильному поощрению и наказанию ребёнка:

Наказание

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Нельзя наказывать едой; бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают.

7. Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

Поощрение

1. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

2. Не хвалите ребенка за естественные вещи.

3. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами.

4. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.

5. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит.

6. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…».

 

А завершить мне бы хотелось словами великого русского педагога

А. С. Макаренко учил, «что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры».


За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных.

За то, что даётся легко и не требует усилий.

За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность. 

В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить.

Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему.

Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу. За проявленные качества. За совершенные поступки.

За какие-то достижения и старания

За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных.

За то, что даётся легко и не требует усилий.

За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность. 

В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить.

Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему.

Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу. За проявленные качества. За совершенные поступки.

За какие-то достижения и старания

Наказание

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Нельзя наказывать едой; бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают.

7. Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.



Поощрение

1. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

2. Не хвалите ребенка за естественные вещи.

3. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами.

4. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.

5. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит.

6. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…».









Ситуация 1

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.


Ситуация 2

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!»


Ситуация 3

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!