СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная беседа «Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности учителя»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная беседа «Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности учителя»»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»












Разработала:

учитель начальных классов

Лаврова Ольга Сергеевна










2019

Цель: повысить уровень мотивации педагогов к использованию и внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательной среде; создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов в области здоровьесбережения.

  1. Приветствие

- Добрый день, дорогие коллеги! Я рада приветствовать Вас! Тема моего выступления «Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности учителя». Наша интерактивная беседа будет проходить под девизом: «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»

1.1. Упражнение «Пишущая машинка»

Цель: Повышение направленности внимания участников друг на друга. Содержание: Участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Так как количество человек в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании, и кто-то из участников) диктует фразы, остальные участники «печатают» их – когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши. «Печать» может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» ее по памяти.

    1. Проективный тест на … конфетах

- Вот перед вами на блюде выложены конфеты. Посмотрите на них и выберите себе одну, которая больше всего похожа на Вас. А затем расскажите нам всем краткую историю-самопрезентацию, которая объяснит всем нам, почему вы считаете, что похожи на эту конфету?

- Выложите выбранные конфеты так, чтоб образовался круг и посмотрите на то, какой цвет преобладает в этом круге.

(Каждый гость, держа свою конфету в руке, делает мини-представление, рассказывая историю о том, почему он – это данная конфета, а данная конфета – это он. Гостям разрешается задавать вопросы, шутить и кушать конфеты после окончания игры.)

  1. Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания

Упражнение «Воздушный шар»

- Я бы хотела начать с выполнения следующего задания, которое называется «Воздушный шар».

- На листочке изображен воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например: 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д.)

  1. Мини-лекция «Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности учителя»

- Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье – неразделимы.

- Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете?» все дружно говорят: «Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!». Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

- Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

- Поэтому понятие «здоровьесберегающая компетентность» становится актуальным на современном этапе развития образования – в свете изменения стандартов образования, изменений предлагаемых в законе «Об образовании», правительственных инициатив и проектов.

- В документах, регламентирующих педагогическую деятельность, идет речь лишь о психолого-педагогической подготовленности педагога, заключающей в себе знания: методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей. Понятие компетентности шире понятия подготовленности, поэтому определение компетентности педагога в вопросах культуры здоровья, ЗОЖ является актуальной проблемой педагогики.

- Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания педагога в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае педагог обязан не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.

- Содержание теоретической готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и других специальных знаний. Но формирование знаний и представлений – не самоцель. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить лишь тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует эти ценности, знания и мотивы на практике – в отношении и к собственному здоровью и к здоровью обучающихся.

    1. Анкетирование «Самооценка образа жизни педагога»

Цель анкеты: самооценка педагогом образа жизни с точки зрения здоровья.

Содержание практической готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающей деятельности выражается во внешних умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные умения. В вопросах здоровьесбережения данные умения взаимосвязаны: с привлечением внимания обучающихся (воспитанников) к проблематике здоровья и развитием у них устойчивых интересов к сберегающим, формирующим и развивающим здоровье видам деятельности; с формированием потребности в знаниях о культуре здоровья, основах ЗОЖ и соответствующих навыков; с актуализацией знаний и жизненного опыта обучающихся в целях формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к своему здоровью и здоровьесберегающей позиции в отношении здоровья окружающих.

В качестве одной из важнейших составляющих здоровьесберегающей компетентности необходимо назвать способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.

    1. Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)

Здоровьесберегающую компетентность педагога можно представить как интегральное, профессионально значимое качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к организации педагогической деятельности в сберегающем, формирующем и укрепляющем здоровье аспектах, основанной на интеграции знаний о здоровье и опыта по сохранению и укреплению собственного здоровья.

    1. Модель здоровьесберегающей компетентности педагога на уровне личности может быть представлена через совокупность следующих критериев:

• ценностно-мотивационный: потребность педагога к организации своей профессиональной деятельности как здоровьесберегающей, формирующей основы здорового образа жизни;

• когнитивный: система знаний о закономерностях сохранения и развития здоровья, умений и навыков в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также – самообразование в данном направлении;

• операционально-технологический: владение поведенческими моделями здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в образовательной деятельности.

    1. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную.

В соответствии с этим, каждому виду профессиональной компетентности можно поставить в соответствие определенное содержание здоровьесберегающего характера:

Специальная, или деятельностная, здоровьесберегающая компетентность реализуется на высоком профессиональном уровне по отношению ко всем участникам образовательного процесса.

Социальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленных на создание условий для формирования здорового образа жизни в микро- и макросоциуме, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Личностная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами саморазвития потенциала своего здоровья, наличие таких качеств, которые позволяли бы ему придать своей педагогической деятельности здоровьесберегающих характер.

Индивидуальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом приемами саморегуляции, его готовность к повышению уровня квалификации в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий, неподверженность профессиональному «выгоранию», наличие устойчивой мотивации осуществления здоровьесберегающей деятельности.



    1. Здоровьесберегающий характер деятельности педагога может содержательно проявляться на следующих уровнях ее реализации: мотивационно-волевом, когнитивном, коммуникативном и рефлексивном.

Мотивационно-волевой уровень здоровьесберегающей деятельности включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в формировании, сохранении и укреплении здоровья, как своего, так и окружающих; предполагает наличие интереса к здоровьесберегающей деятельности.

Когнитивный уровень проявляется в виде знаний о закономерностях формирования, сохранения, укрепления здоровья, способах педагогической деятельности, необходимых педагогу для проектирования и реализации той или иной здоровьесберегающей педагогической технологии, проявляющихся в соответствующих умениях и навыках.

Коммуникативный уровень проявляется в способности создать комфортную психоэмоциональную атмосферу общения, включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль педагогического общения.

Рефлексивный уровень проявляется в склонности к самоанализу, в умении сознательно контролировать: результаты своей деятельности и личностных достижений, уровень собственного развития; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество и сотворчество. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля здоровьесберегающей деятельности.

  1. Упражнения на развитие индивидуальной компетентности: конфликтологической и эмоциональной, входящих в состав высших, ключевых компетентностей, одной из которых является здоровьесберегающая.

    1. Конфликтологическая компетентность в отношениях с родителями

Упражнение «Стеклянная дверь»

Цель: способствовать улучшению взаимопонимания

Содержание: Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в транспорт. Один из вас (родитель) успел зайти внутрь, а второй (педагог) – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о недовольстве чем либо (как общаются с ребенком, что его что-то заставляют, то есть роль недовольного родителя). На это есть 15 секунд – потом транспорт уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м, ведущий дает команду «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит «Транспорт уехал!» – общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

Вариативность и комментарий для ведущего: При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Кроме того, возможна следующая модификация упражнения: ведущий не задает участникам роли (кто должен передавать информацию, а кто принимать), а просто предлагает договориться. Этот вариант потребует больше времени, но зато позволит проследить, кто какой стратегии придерживается в диалоге: берет на себя инициативу, или же занимает выжидательную позицию и ждет проявления инициативы от партнера.

    1. Конфликтологическая компетентность в отношениях с коллегами

Упражнение «Живое препятствие»

Цель: Формирование навыков продуктивного взаимодействия с командой в неожиданной ситуации, в условиях недостатка информации.

Содержание: Участников просят образовать «живое препятствие» — встав в плотный круг. Но при этом препятствие должно быть принципиально преодолимым, а не представлять собой сплошную непроницаемую «живую стену». Доброволец преодолевает это «живое препятствие» (уговорами, манипуляцией и другими психологическими средствами). Ему не следует применять физическую силу (расталкивать, растаскивать других участников и т.п.).

Комментарий для ведущего: возможен анализ, как индивидуальных стратегий добровольца, так и наиболее предпочитаемых стратегий команды. Выработка вариативности поведения формирует гибкость и умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Упражнение «Разговор в рисунках»

Цель: развитие гибкости и адекватности в восприятии.

Содержание: Каждой паре участников выдается лист бумаги, и они выстраивают на нем общение по заданной теме с использованием изобразительных материалов. Переговариваться или писать слова запрещается. Упражнение может выполняться так, что участники имеют возможность видеть друг друга, или «вслепую» — сидя спиной к спине. Обсуждение сначала производится в парах, где участники «озвучивают» то, что хотели передать друг другу, и выясняют степень взаимопонимания, а потом коллективно обсуждаются факторы, способствующие взаимопониманию или, напротив, затрудняющие его.

    1. Конфликтологическая компетентность в отношениях с детьми

Упражнение «Модальность»

Цель: помочь педагогам научиться бесконфликтному поведению.

- Попробуйте на минуту почувствовать себя ребенком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку. «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на воспитанника, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, - модальность возможного.

- Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!»

Практический материал к упражнению «Модальность»

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо заниматься!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо заниматься!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека!»

«Ты должен слушаться педагогов и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»



- А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят детям, а справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

Раздаточный материал к упражнению «Модальность»

1

2

«Я в твоем возрасте был самостоятельней..»


«Ты должен ценить заботу старших!»


«Сколько можно просить тебя убрать за собой игрушки!!»


«Ты постоянно срываешь мое занятие! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»


«Кто из вас разорвал книгу? Ты должен говорить правду!»




    1. Стрессоустойчивость педагога

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Цель: гармонизация работы полушарий мозга.

Содержание: практика, гармонизирующая работу полушарий, заключается в дыхательных упражнениях.

  1. Рефлексия

Цель: выяснить психоэмоциональное состояние участников, их удовлетворенность или неудовлетворенность.

Содержание: незаконченные предложения:

Теперь я в конфликтах…

Для меня стало ценным, что…

Если в коллективе есть конфликты, это значит…

(вручение памяток по теме, обмен пожеланиями)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!