СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках химии»

Интерактивные методы обучения на уроках химии

«Ученик не чаша,

которую необходимо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Плутарх- древнегреческий философ.

Актуальность

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование интерактивных технологий при изучении в школе химии,является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества.

Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Интерактивные методы принято рассматривать как самую современную форму активных методов:

• интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося;

• это обеспечивает совместное выполнение обучающимися работы;

• учит критически мыслить;

• создаёт комфортные условия обучения;

• переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества;

• учит общению.

Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.

Принципы работы на интерактивном занятии:

• занятие – не лекция, а общая работа;

• все участники равны;

• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Актуальность внедрения интерактивных форм и методов обучения на уроках химии бесспорна, и приема «Шестиугольного обучения» в частности, т. к. они

Соответствуют:

• социальному заказу государства, общества;

• Федеральному закону №273 «Об образовании Российской Федерации»;

• прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам педагогов;

Способствуют:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.

Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.

Новизна представленного опыта состоит в:

• создании собственной системы по использованию интерактивных форм работы на уроке химии для формирования ключевых компетенций обучающихся, на примере интерактивного приема «Шестиугольное обучение» ;

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

Целостность

Работа по заявленной теме проводится с 2017 года по настоящее время.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка»«зигзаг», линия, соты и другие фигуры. На следующем уроке,приготовленные учащимися гексы, становятся раздаточным материалом, для выявления степени усвоения изученного материала обучающимися.

Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Обучающимся дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. обучащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, рисунок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники,собрать единое целое.

2. Для углубленного изучения темы, оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.

3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5. Составить по гексу рассказ.

Этот прием применяю как при обобщении изученного материала,так и при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии с 8 по 11 класс и при выполнении обучающимися домашнего задания.

Логичность

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Прием шестиугольного обучения предполагает самостоятельно доходить до истины, что, несомненно, повышает качество обучения.

С другой стороны, работа с гексами, это своего рода игра. А игра на уроке, как известно, активизирует мысль и разряжает обстановку.

Используя прием шестиугольного обучения. Учитель может активно и творчески комбинировать различные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности в учебно-воспитательном процессе.

Данный прием позволяет учитывать особенности каждого обучающегося, применяя вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) -антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся).

Этот приём позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Кроме того, интерактивный прием шестиугольного обучения очень перспективен и универсален. Его можно использовать в массовой практике. Неоспорима возможность творческого применения данного приема.

Результативность

Данный опыт :

• Был представлен на районный семинар учителей химии и биологии по теме «Интерактивный прием «Шестиугольного обучения» при изучении химии»;

• Был представлен на заседании кафедры естественных наук.

• Разработка урока химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы» размещена на сайте МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

• Республиканский научно-практический семинар по теме «Современные уроки биологии и химии: типология, требования, алгоритмы разработки»

Практика моей работы свидетельствует о том, что систематическое применение на уроках и во внеурочное время интерактивного приема шестиугольного обучения, позволяет развить у обучающихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности, что позволяет обучающимся добиваются хороших результатов в изучении предмета, о чем свидетельствует профессиональный выбор выпускников, связанный с предметом «Химия». Они участвуют и добиваются результатов в конкурсах различного уровня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!