Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Под интерактивными методами обучения (от англ. inter - “между”; act – “действие”) понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы:
Игра
Парные и групповые
«Древо решений»
«Мозговой штурм»
«Общая дискуссия»
Проекты
Кейсы
Лекции
Семинары
«Общий галдёж»
Словесные ассоциации
ПОПС-формула
Ролевая игра.
Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевско-го «Ревизора». Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в карман. Пер-сонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга Пары и группы. Как наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет:
- за короткий срок изучить и обсудить объемный материал;
- решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
- активизировать процессы социализации школьников.
Вопросы и задания непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.
«Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для реше-ния конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»
Процедура:
1 шаг. Класс делится на 2 группы.
2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного ответа («против»).
3 шаг. Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.
Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Этапы работы над проектом:
1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация про-блемы, разработка основных идей)
2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации).
3.Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).
4. Подведение итогов.
ПОПС – формула:
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение (или обоснование) («Потому что …»)
П – пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).
Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.