СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы организации занятий по дисциплине «Геодезия»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы организации занятий по дисциплине Геодезия.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы организации занятий по дисциплине «Геодезия»»

Интерактивные методы организации

занятий по дисциплине «Геодезия»

 

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Проведенные мною исследования, подтверждают, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов на дисциплине «Геодезия». Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. На занятиях, где студенты работают в малых группах, где происходит обмен знаниями и умениями – это наглядно видно. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.[1]

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Студенты в процессе работы делятся на подгруппы, в которых производят геодезические измерения. При этом у каждой подгруппы имеются свои измеряемые пункты. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.[3]

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет студентов к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.[2]

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

 Интерактивный метод – это означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.[4]

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

·      пробуждение у студентов интереса;

·      эффективное усвоение учебного материала;

·      самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

·      установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

·      формирование у студентов мнения и отношения;

·      формирование жизненных и профессиональных навыков;

·      выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач,  внедряются  следующие  интерактивные формы обучения: круглый стол, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, мастер класс, творческие задания, работа в малых группах, интерактивная экскурсия, видеоконференция, социально-психологический тренинг, метод портфолио, метод проектов, сократический диалог, групповое обсуждение.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

·     занятие – не лекция, а общая работа.

·     все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

·     каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

·     нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

·     все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения Практическое занятие – это защита студентами подгруппы, сделанного самостоятельно задания. Поскольку оцениваться будет работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, дается время для обсуждения полученных индивидуально геодезических измерений внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного измерения, решения, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении предлагаемого решения – добиться исключительно правильного подхода в выборе метода измерения, решения и обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри подгруппы обсуждаются все геодезические измерения, выносимые на защиту для этой подгруппы.

Сам процесс защиты результатов измерений происходит также в активной форме, поскольку студент приводит решение какой - либо из своих задач, аргументировано показывает эффективность выбранного метода и отвечает на вопросы преподавателя, касающиеся предмета обсуждения

Результатом является выставленное количество баллов рейтинговой системы.

Эффективность интерактивного обучения в дисциплине «Геодезия» на лабораторных занятиях:

1 интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач при выполнении процесса измерения за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования теоретических знаний;

2 повышает мотивацию и вовлеченность участников малой группы в решение поставленной задачи, т.е. выполнения конкретного измерения геодезическим прибором, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

3 обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей студентов, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей  через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

4 изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности (выполнять полевые геодезические измерения и камеральную обработку результатов измерения товарищей в подгруппе), переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


Библиографический список

1 Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера - 2011. - N 2. - С. 22-25.


2 Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.


3 Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.


4 Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.


 



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!