СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  "Интерактивные методы  работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ" предназначена для учителей русского языка и литературы и представляет собой теоритический и практический материал по работе с обучающимися и подготовке их к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ»

Интерактивные методы работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ

Автор : Грищенко Галина Владимировна


То, что я чувствую, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Конфуций


В обучении русскому языку огромная роль отводится тексту, который является как «целью, так и средством обучения», так как чтение - это основа развития коммуникативной компетенции обучающихся. В процессе работы с текстом ученики приобретают навыки оперирования языковым материалом, учатся дифференцировать, реконструировать, трансформировать и конструировать языковые единицы в целях решения определенных коммуникативных задач.

Не секрет, что многие обучающиеся испытывают трудности в овладении языком, его орфографическими, пунктуационными, грамматическими, стилистическими особенностям , поэтому теряют интерес к изучению предмета. К этому ещё добавляется нежелание детей читать, особенно на втором и третьем уровне обучения. Следовательно, задача современного учителя – использовать такие методы , которые позволят сделать процесс обучения доступным и интересным, повысят мотивацию к изучению родного языка, превратят скучный процесс чтения в увлекательное творческое занятие.

В связи с этим на смену пассивно-авторитарным однообразным технологиям должны прийти эффективные активные технологии обучения, использование методов и форм которых будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

В педагогической практике термин «активные методы и формы обучения» объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение» как разновидность активных методов обучения.

Слово «интерактив» образовано от английского слова «interact»

( «inter» – взаимный, «act» - действовать). «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Таким образом, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось уже в 20-х гг. XX в. Дальнейшее развитие этих методов находим в трудах В. А. Сухомлинского (60-е гг.), а также «педагогики – сотрудничества» (70-80-е гг.) – В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и других. За рубежом в последние десятилетия XX века американские учёные Джон Хопкинс, Эллиот Аронсон проводили научные исследования в области интерактивных методов и разработали руководства по их использованию для педагогов.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? А вопрос, как добиться высоких результатов на государственной итоговой аттестации - один из самых актуальных для каждого учителя - словесника.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний обучающимися.  У каждого педагога этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально.

Среди моделей обучения выделяют:

Пассивный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.




Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод – это форма взаимодействия с кем- либо, находясь в режиме беседы, диалога. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

  • постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

  • выбора различных способов деятельности для достижения результата;

  • развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

  • развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

  • мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

  • уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

  При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Интерактивные формы и методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу в обучении. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Следует заметить, что в основу интерактивных методов обучения положены методы технологии развития критического мышления.

Выделяют в целом следующие методы интерактивного обучения:

  • дискуссия,

  • метод «деловой игры»

  • кейс-метод - эвристическая беседа,

  • конкурсы практических работ с их обсуждением

  • презентация,

  • «мозговая атака»,

  • ролевые игры,

  • метод «круглого стола»,

  • тренинги,

  • коллективные решения творческих задач [4].



Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Обучение русскому языку происходит в сложной ситуации: отмечается бурная либерализация языковых норм, активно в лексику носителей языка проникают профессиональный сленг и другие жаргоны, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи, а также особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.

Содержание стандарта предполагает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но и воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается языковой аспект, повышается внимание к формированию орфографической зоркости учащихся. В связи с этим в методике особая роль на уроках русского языка отводится тексту как основной дидактической единице.

Наряду с широким системным освоением грамматики, лексики, синтаксиса, учитель стремится, чтобы уроки русского языка способствовали нравственному росту учащихся. Большую помощь в подобной работе оказывает включение краеведческого материала, а также текстов, воспитывающих у школьников патриотизм, толерантность, любовь к природе. Использование на уроках русского языка текстов на основе краеведческого материала ставит задачу рассмотрения особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре родного края.



омплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом (Приложение 2,3,4):

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки оценка эффективности описанной выше работы была проведена мною с использованием показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной компетентности".

При работе с текстом учащимся задавались следующие вопросы :

Труден ли был текст для понимания?

Интересен ли текст?

Что понравилось (не понравилось) в содержании текста?

Хотели бы вы прочитать ещё что-нибудь по этой теме (подобного содержания)?

Какой из прочитанных текстов вам больше всего (меньше всего) понравился?

Ответы на данные вопросы способствуют не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяют выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.

Рефлексия учебного занятия, блока тем осуществляется с помощью незаконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Самым трудным для меня было…

Раньше я не знал, что...

Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так:

Главная мысль текста состоит в том, что…

По моему мнению, текст информативен (поучителен), так как …

Больше всего мне в тексте понравилось …



Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Я выделяю основные организационные формы комплексного анализа текста:

  • коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

  • один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

  • одна из форм самостоятельной работы учащихся;

  • одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

Работая по программе В.В.Бабайцевой, взяла за основу предлагаемый в учебнике план анализа текста (Приложение 2).

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Особое значение придаю подбору текстов для комплексного анализа. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:

- должен быть понятным по содержанию;

- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;

- оказывать воспитательное воздействие;

- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.

В своей работе широко использую материал, предоставляющий большие возможности для формирования орфографической зоркости, тренировки пунктуационных навыков, устранения речевых ошибок и обучения написанию сочинений. Знать свой край, его историю и культуру – значит любить его, понять неразрывную связь истории своей «малой» родины с историей России.

Таким образом, опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества.

Работа с текстом при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса. Учителем разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, в которых предложены разнообразные формы и методы работы на уроке.

Анализ текста при работе над типами речи

Педагогом собраны интересные дидактические материалы (Приложение 4), которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Формы такой работы разнообразны: работа с «деформированным» текстом, письмо по памяти, анализ текста при работе над типами речи и др..

Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому важному событию из истории нашего края он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

- тезис (то, что надо сказать);

- доказательства (аргументы);

- вывод (общий итог).

Особое внимание педагог уделяет работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Сопоставительный анализ текстов

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повысить интерес к слову.

Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Письмо по памяти

Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, а использование краеведческого материала способствует воспитанию нравственных качеств школьников.

Подобная работа занимает на уроке немного времени, но дает хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.



Лингвистический эксперимент

Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперименткоторый может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:

·      устранение данного языкового явления из текста;

·      подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

·      распространение текста другими языковыми элементами;

·      свёртывание текста;

·      перестановка слов и других языковых единиц.

Составление текста по опорным словам

Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.

Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.

Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.

Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов международного, всероссийского, областного и городского уровней.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. Опора на местный материал при подборе текстов помогает в воспитании нравственных качеств учащихся. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.

К интерактивным методам относятся:

  • Игра

  • Парные и групповые

  • «Древо решений»

  • «Мозговой штурм»

  • «Общая дискуссия»

  • Проекты

  • Кейсы

  • Лекции

  • Семинары

  • «Общий галдёж»

  • Словесные ассоциации

  • ПОПС-формула 

Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.  

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовится текст и используется для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора.

Таким образом, следует отметить, что традиционное обучение-это организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.



Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 2003г.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение 2006г.

3. Васильева Ф.И. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам?

Учебно-методическое пособие/Ф.И.Васильева,Н.В.Лихошерст.-

Чебоксары, 2006.

4.Выготский Л.С.Мышление и речь.Изд.5,испр.-Издательство

«Лабиринт»,-М.1999г.

5 .Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное

пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова-

М.: Академия, 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!