СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные технологии как способ актуализации учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся УУД является одной из ведущих задач для современной школы. При традиционном подходе к уроку решить эту задачу весьма затруднительно. УУД могут быть сформированы только в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии как способ актуализации учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках ИЗО»












Проект


Интерактивные технологии

как способ актуализации учебно-познавательной мотивации учащихся средних классов на уроках ИЗО





















Оглавление



Введение……………………………………………………………………………3

Актуальность темы………………………………………………………………...4

Цель и задачи……………………………………………………………………….5

Проектное решение……….………………..….....................................................6

Программа проектных мероприятий…………………………………………….8

Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………….9

Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………….10

Риски реализации проекта и пути их преодоления…………………………….10

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта……...10

Заключение…………………………………………………………………………10

Литература………………………………………………………………………....11

Глоссарий…………………………………………………………………………..13


Приложения:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой……………..14




























Введение

В 2009 году в практику работы образовательных учреждений были внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения» (ФГОС). Новые стандарты направлены на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, которая способствовала бы личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию ребенка, и ориентированы на становление у школьников «умения учиться». Основной акцент в процессе реализации ФГОС сделан на системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.К.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина. Согласно этой теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Такое понимание приводит к изменению функции учителя и ученика. В традиционном образовании главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. В развивающем обучении главной функцией учителя является организация учебной деятельности школьников, в рамках которой активность детей носит поисковый характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и ученика (сотрудничество).

Кроме этого в содержании ФГОС выделены основные категории и понятия, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». К ним относятся: а) базовые национальные ценности, передаваемые от поколения к поколению и характеризующие отношение человека к семье, обществу, труду, государству; б) основные элементы научного знания, включающие в себя основные понятия, факты, теории, предназначенные для обязательного изучения в школе; в) универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен учебный процесс. Все эти категории представлены в содержании программы по предмету «Изобразительное искусство» в полном объеме. Основным нововведением ФГОС является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД). УУД обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения, создают возможность самостоятельного успешного постижения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Важно отметить, что формирование у учащихся УУД является одной из ведущих задач для современной школы. При традиционном подходе к уроку решить эту задачу весьма затруднительно. УУД могут быть сформированы только в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.








Актуальность проекта


Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного?

Как с помощью музыки и изо развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать произведения прошлого и настоящего, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:

- ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


При традиционном подходе к уроку весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных технологий и приемов обучения.


Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения. Слово “интерактив” образовано от слова“interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” —действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик» ( работа в парах), “ученик — группа учащихся”(работа в группах), “ученик - аудитория” или“ группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.


Интерактивное обучение — это специальная форма организации ext,yj-познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.


По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.



  1. Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта:

Изучение и обоснование применения интерактивных технологий для повышения учебно-познавательной мотивации обучающихся средних классов.


3.2 Задачи проекта:

1.Выявить уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся

2. Изучение научной и методической литературы по исследуемой проблеме

3. Изучить особенности реализации интерактивных технологий обучения на уроках ИЗО

4. Разработка методического инструментария для повышения эффективности профессиональной деятельности учителей ИЗО

4.Целевая группа проекта: обучающиеся 5-9 классов


5.Проектное решение


Применение интерактивных технологий для актуализации учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках ИЗО.

Следует выделить несколько интерактивных технологий обучения, активно используемые на уроках ИЗО.


Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.


Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.

Дискуссия

– специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.


Следующая интерактивная технология, используемая на уроках ИЗО это – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.


Технолоия синквейн -

это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.


Игра «Три предложения»


Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Методика «пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.


«Шапка вопросов»

Это вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному, музыкальному произведению).



Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.



Прием «Кластер» (гроздья)

Суть – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.



Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.



Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “рефлексии

Прием «Верные и неверные высказывания»

Этот прием используется на начальном этапе урока. Обучающимся предлагается список утверждений по теме урока. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.



Метод «разрезанной информации»

Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу. 





6. Программа проектных мероприятий


Практическая часть проекта:


Этапы проекта

Содержание

1 этап

Подготовительный

Предварительная диагностика. Выявление причин низкой учебно-познавательной мотивации детей.

2 этап

Основной

1. Уроки и мероприятия с использованием интерактивных методов

3 этап Заключительный

Итоговая диагностика. Определение дальнейших направлений развития проекта.





Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1

11

Изучение научно-методической литературы, изучение ФГОС.

Учебный кабинет


Учителя ИЗО

2 2

Анализ Интернет-ресурсов по данной теме

Учебный кабинет


Учителя ИЗО

3

Предварительная диагностика

Учебный кабинет


Учителя ИЗО

4

Подбор необходимых интерактивных технологий


Учебный кабинет


Учителя ИЗО


Этап 2

1

Проведение уроков с применением интерактивных технологий. Внедрение эффективных приемов и технологий для повышения учебно-познавательной мотивации учащихся.

Учебный кабинет


Учителя ИЗО

2

Методические рекомендации для педагогов «Интерактивные технологии как один из способов повышения учебно-познавательной мотивации обучающихся средних классов»

Учебный кабинет


Учителя ИЗО


Этап 3

11

Итоговая диагностика

Учебный кабинет


Учителя ИЗО

22

Подведение итогов проекта и его эффективности

Учебный кабинет


Учителя ИЗО


7. Ресурсное обеспечение проекта


Наименование

Количество

Примечание

Компьютер

1


Проектор

1


Презентация

1


Бумага

По количеству обучающихся


Акварель, гуашь

По количеству обучающихся


Дидактический материал

На каждую парту


Репродукции

1

Гжель






8. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация проекта приведет к следующим результатам:

­ повышение уровня учебно-познавательной мотивации на уроках ИЗО .

­ повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам актуализации учебно-познавательной мотивации у обучающихся 5-9 классов;

­ внедрение новых технологий в образовательный процесс учреждения;

­ создание сплоченного коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

­ отсутствие числа детей с низкой мотивацией на уроках ИЗО ;

­ разработка, и внедрение методических рекомендации по использованию интерактивных технологий;




9. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Обучающихся не заинтересовали интерактивные технологии




Поиск других технологий

Организационные

Заболевание детей

Включение ребенка в учебно-познавательную деятельность на момент выздоровления

Финансовые

Недостаточное количество средств

Изготовление наглядности собственными руками




10.Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта


1

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

Учебно-познавательная мотивация обучающихся

уровень

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой








Заключение

Применение интерактивных технологий на уроках ИЗО способствуют актуализации учебно-познавательной мотивации, творческой активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет "Изобразительное искусство"  вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания ИЗО и музыки интерактивных технологий обучения способствуют повышению учебно-познавательной мотивации учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

- умение брать на себя ответственность при принятии решений,

- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,

- умение работать с различными видами информации,

- способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Главное, использование интерактивных технологий помогает выполнить заказ общества: воспитать эмоциональное зрелую личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Результатом проекта является разработка методических рекомендаций для учителей







Литература


  1. Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  2. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.

  3. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.

  4. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.

  5. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.

  6. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

  7. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1

  8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.



Интернет – ресурсы:


  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg

  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg

  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L

  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg

  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg

  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg

  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg






























Глоссарий

Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. ИТ является ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.


Актуализация (от лат. асtualis - деятельный) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.


Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.). Принято различать две большие группы учебных мотивов1: познавательные(связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).































Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой



Тебе нравится в школе?

- не очень

- нравится

-не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Оценка результатов



Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

1 1 3 0

2 0 1 3

3 1 0 3

4 3 1 0

5 0 3 1

6 1 3 0

7 3 1 0

8 1 0 3

9 1 3 0

10 3 1 0



Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.























17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!