СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерес как средство развития познавательной активности на уроке биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа говорит о развитии интереса к предмету биология в основной школе.Статья о том, какие формы и методы использую на уроке, чтобы повысить мотивацию.

Просмотр содержимого документа
«Интерес как средство развития познавательной активности на уроке биологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Техно-Школа им. В.П. Савиных»

г. Перми









ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


«Интерес как средство развития познавательной активности

на уроке биологии»







Выполнила:

учитель биологии

высшей категории

Хлебникова Эльвира Евгеньевна











Пермь, 2021



Интерес есть могущественный чародей,

изменяющий в глазах всех созданий

форму всех предметов

К. Гельвеций


Не секрет, что чаще всего школьные учителя жалуются на нежелание современных детей учиться. И в самом деле, нельзя не видеть, как по мере пребывания в школьных стенах часто гаснет природная любознательность детей, особенно подростков. Падает интерес к школьным предметам, они пассивны и невнимательны на уроках. Не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают вдумываться. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают все услышанное. В чем же причины такого явления? Как каждый урок сделать интересным для ребят, как научить их учиться, творчески трудиться?

Начав работать в основной школе, я увидела, что у многих детей интерес к предмету биологии имеется. И моя задача состояла в поддержании этого интереса. Но были дети, которые демонстрировали полное равнодушие и даже пропускали уроки, а как результат – низкий уровень полученных знаний.

Проанализировав причины отсутствия у них интереса, любознательности, я пришла к выводу:

  1. Дети не умеют учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (не умеют слушать, наблюдать, анализировать, говорить понятно, т.е. не владеют учебными навыками).

  2. Учебный материал очень объемный и сложный. А мы, педагоги, часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы учиться.

  3. Еще одна причина: убогость школьной жизни и самого учебного процесса. Детям не хватает движения и смены впечатлений.

Причин нежелания учиться много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробуждать в них интерес, любознательность?

Решением этой проблемы я занимаюсь не первый год.

Важнейшим условием пробуждение интереса к знаниям является МОТИВАЦИЯ.

Как справедливо отмечал немецкий педагог А. Дистерверг, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить их и усвоить их. Но человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Если желание разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, школьник сосредоточится и процесс познания пойдет успешно. Задача учителя (и весьма не простая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем.

Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное всегда притягивает воображение и стимулирует познание. У детей наблюдается острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, связано с тем, что они уже знают.

В любом учебном материале можно найти новое и неизвестное для детей. И биология богата такими фактами:

Одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы – это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал в день больше тонны пищи!

Следующий стимул – практическая значимость и польза знаний для самих школьников.

Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать свои жизненные проблемы. Я считаю, что обучение должно быть связано с практическими потребностями ученика. А для этого надо изучать актуальные и типичные потребности детей, прислушиваться к их просьбам и пожеланиями, наблюдать за ними, узнавать об этом от других людей.

Интересует детей очень многое:

  • Как ухаживать за аквариумными рыбками?

  • От чего зависят умственные способности и одаренность людей?

  • Для чего организму витамины?

  • Как нужно закаливаться?

Я думаю, что каждому учителю необходимо пересмотреть учебный материал с точки зрения его «нужности» детям.

Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности. Учитель всегда может найти парадоксы и противоречия в учебном материале:

  • Какой орган растения важнее: корень или стебель?

  • Почему одни люди часто болеют, а другие нет?

  • Насекомые – враги или друзья?

Еще один очень важный стимул – использование игр и включение игровых и занимательных элементов. Дети любят играть. Игра для них легка, привлекательна и полезна. Что я использую в этом направлении?

  1. Разнообразные формы уроков.

  • Урок – телепередача: «В мире животных», «Здоровье»

  • Урок дискуссия: «Заседание Ученого совета»

«Защита диссертации»

«Устный журнал»

«Наша лаборатория»

  • Викторины, конкурсы «Почемучек»


2) Стихи звучат на уроках:

Не то, что мните вы, Природа

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

3) Цитаты великих людей, их обсуждение

«Человек, который понимает природу –

благороднее, чище» (Л.М. Леонов)

4) Притчи, легенды, сказки («Манна небесна», «Все в твоих руках» и др.)

5) Анекдоты о животных, о растениях

6) Оригинальные, неожиданные вопросы: У кого уши на ногах? Из какого дерева делают лыжи? спички?

7) Загадки (Конское копыто к дереву прибито)

8) Рисунки

Любую игровую ситуацию школьники встречают с радостью и включаются в нее.

Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность, критичность ума, творческий подъем, радостное настроение.

Занимательность изложения, побуждающая любопытство, затем любопытство, переходящее в любознательность и пробуждающее интерес к предмету, которые в свою очередь рождают потребность в глубоком овладении знаниями, и ведут к раскрытию и развитию дремлющих задатков и способностей. Таковы этапы развития интереса.

Мне кажется, что пробуждение интереса начинается с умения учителя живо и увлекательно излагать учебный материал. Учитель должен быть интересен, должен обладать правильной интонацией, четкой дикцией, даже внешний вид учителя играет большую роль. И, конечно же, учитель должен глубоко знать свой предмет.

Постоянно надо помнить и о самом главном – о возрасте и индивидуальных особенностях учеников.

Каждый из моих школьников по-своему воспринимает и ощущает окружающий мир, у каждого свои интересы, привязанности, сила эмоциональных переживаний, свой характер, сильно или слабо развитая воля, адекватная или неадекватная самооценка. Осознав, что передо мной разные люди со своим восприятием мира, я поставила задачу – помочь ребенку познать мир его путем.

Задача сложная, ведь даже познать самого себя сложно. А знать об индивидуальных особенностях стольких детей….Реально ли это? Оказывается реально, если дать разнообразные пути реализации учебной задачи, дать детям возможность выбора. А ребенок найдет себя сам. Для решения учебной задачи дети могут использовать:

  • рассказ

  • схему

  • рисунок

  • тест

  • расчетную задачу

  • практическую работу и т.д.

Изучать детей можно, применяя гамму разнообразных методических приемов. И биология, как учебный предмет, имеет разнообразие подходов к природным данным ребенка, как ни какой другой предмет:

  • наблюдай

  • экспериментируй

  • пиши сочинение, сказку, рассказ

  • решай логические задачи

  • обрабатывай данные на компьютере

Наш учебный предмет обладает чудесным свойством – не только на уроке, но и дома разнообразить виды деятельности ребят: дать возможность выбрать то, что им нравится. Например, при изучении темы «Многообразие рыб» я предлагаю задания:

  1. Подготовить карточку по систематике рыб (работа со справочным материалом)

  2. Подготовить сообщение (работа с научно-популярной литературой)

  3. Рассказать о домашнем аквариуме

  4. Подготовить акварельные рисунки

  5. Составить кроссворд по теме

  6. Составить схему взаимосвязей в водоеме, используя личный опыт рыбной ловли

  7. Творческая работа (аппликация, вышивание, мягкая игрушка и т.д.)

Раскрывая объективные критерии интереса, мы должны, в сущности, определить, в каких случаях необходимо признать, что ученик действительно глубоко интересуется предметом. На наш взгляд, интерес к предмету должен выражаться в следующем:

  • в стремлении ученика к более глубокому овладению предметом (работа с дополнительной литературой, написание рефератов, сообщений и т.д.)

  • в потребности к творческому овладению знаниями, умениями, навыками и их творческому применению

  • в желании детей участвовать в конкурсах, викторинах, олимпиадах по биологии

  • в хорошей успеваемости учащихся по предмету


Мне кажется, что положительные результаты уже есть. На моих уроках благоприятный психологический климат. У детей остаются положительные эмоции. Они с удовольствием участвуют в олимпиадах, выполняют изумительные творческие работы. Работу по развитию интереса учащихся я намерена продолжить дальше.

Искусство пробуждать внимание и интерес нужно художнику и поэту, историку и артисту. Но есть одна область деятельности, где без умения пробуждать интерес просто невозможно представить радость своего труда, успех в работе. Эта область связана с педагогическим поприщем. Можно смело сказать, что пробудить у ученика любознательность и интерес к знаниям – значит наверняка обеспечить половину успеха. Для этого требуется большое искусство, которому надо много учиться.


Закончить свою работу хочется словами К.Д. Ушинского

«Ученье есть труд и должно остаться трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли…»


























Помогает в этом и литература, на которую можно опереться:

  1. Т.С. Сухова «Как повысить результаты в обучении», М., 2010 г.

  2. В.Б. Бондаревский «Воспитывать глубокий интерес к знаниям, у каждого школьника», П., 2003 г.

  3. И. Гликман «Искусство возбуждения, или как пробудить у школьников желание учиться», Жур. «Директор школы» с. 51-60

  4. В.Г. Иванов «Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников», ЛГУ, 2007 г.

  5. И.Т. Огородников «Повышение эффективности урока в школе», М., «Знание», 2017иг.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!