СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет-мошенничество

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема с интернет сайтами, статистика за 2020 год и как с этим борятся интернет магазины

Просмотр содержимого документа
«Интернет-мошенничество»

Тема: Интернет-мошенничество

Проблема: каждый десятый гражданин сталкивался с продавцами – мошенниками в интернете.

За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга. Фи́шинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.

С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).

При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.

Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше. «Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников». По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством. (https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-stalkivalsya-s-prodavtsami-moshennikami-v-internete/ - 05.04.2022).




МОСКВА, 16 марта 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященные опыту совершения покупок в интернете среди россиян, а также распространенности интернет-мошенничества.

  1. Аудитория интернет-магазинов

Опыт совершения онлайн-покупок имеют 62% россиян. Чаще всего товары и услуги через интернет приобретают молодые люди 18-24 лет (87%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (85%) и россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (78%). Доля онлайн-покупателей также выше среди тех, кто практически ежедневно пользуется интернетом (75%).

Более половины россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг через интернет, стали чаще совершать онлайн-покупки за последние один-два года (55%). Делать интернет-заказы реже стали 15% опрошенных. Еще у 29% наших сограждан частота совершения онлайн-покупок за последние годы не изменилась.

В первую очередь спрос вырос среди молодежи 18-24 лет (74%). Россияне 60 лет и старше, напротив, чаще представителей других возрастных групп сообщали, что число интернет-покупок у них осталось на прежнем уровне (35%) или вовсе снизилось (27%). Отрицательная динамика отмечается и среди жителей городов с населением до 100 тыс. человек и сел — каждый пятый сообщил, что стал реже покупать в интернете (по 20%), в то время как среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллионников таких лишь по 8%.

Чаще пользоваться услугами интернет-магазинов стали скорее женщины (61% vs 47% среди мужчин). Почти каждый третий мужчина совершает покупки онлайн так же, как и раньше, а среди женщин — каждая четвертая (35% и 24% соответственно).

  1. Жертвы интернет-мошенников

С обманом при совершении покупок через интернет сталкивались 29% россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг онлайн. Каждый пятый становился жертвой интернет-мошенников лишь единожды (20%). Еще 8% опрошенных редко попадались на уловки мошенников.

Наиболее уязвимой группой стали россияне 60 лет и старше — они заметно чаще представителей других возрастных групп признавались в том, что их обманывали в интернете (38%).

Сообщили, что их никогда не обманывали при совершении онлайн-покупок, 71% опрошенных. Наиболее осмотрительными оказались жители городов-миллионников — среди них этот показатель составляет 78%.

Кто остался в офлайне?

Никогда не приобретали товары и услуги онлайн 38% россиян. В первую очередь это характерно для граждан, которые пользуются интернетом эпизодически или не пользуются им совсем (87%). Несвойственно делать заказы через интернет и представителям старшего поколения (63%): чем старше опрошенные, тем выше среди них доля тех, у кого этот опыт отсутствует.

Различия наблюдаются и по размеру населенного пункта: чем он меньше, тем чаще его жители сообщали, что они никогда не совершали покупки онлайн. (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pokupki-v-internete-doverie-protiv-moshennichestva - 05.04.2022)

Разразившаяся в 2020 году пандемия коронавируса привела к взрывному росту оборотов онлайн-торговли, которые в России выросли на 44% и достигли 2,5 трлн руб. Однако в это же время активизировались и мошенники в киберпространстве: за год им удалось выманить у россиян 150 млрд руб. К таким выводам пришли эксперты Avito, «Тинькофф» и «Лаборатории Касперского», говорится в поступившем в РБК сообщении Avito.

По мнению аналитиков «Тинькофф», 60% успешных мошеннических атак происходило в интернете по сценарию покупки или продажи товаров как на сайтах реальных маркетплейсов, так и на сайтах-подделках. В 2019 году доля таких преступлений составляла менее 25%.

При этом доля случаев, когда под видом продавца выступали мошенники, составила 36% от всего количества атак — именно этот прием стал самым популярным сценарием обмана в интернете в 2020 году. Обратные случаи, когда мошенники выступали в роли покупателей, составили 11%. Еще в 13% случаев мошенники направляли потенциальных жертв на фальшивые сайты магазинов.

Еще один популярный вид онлайн-мошенничества — фишинг, или создание копий известных ресурсов и платежных форм. В 2020 году в «Лаборатории Касперского» обнаружили более 7400 ресурсов, которые «притворялись» посещаемыми сайтами с досками объявлений. «Мошенники распространяют среди интернет-пользователей ссылки, адреса которых, на первый взгляд, трудно отличить от названий реальных интернет-ресурсов. В некоторых даже название платформы указано правильно, но к нему добавлено слово, которого в оригинале не должно быть, например avito.payments.ru вместо avito.ru», — рассказали эксперты.

Другой распространенный вид мошенничества— это скам, когда мошенники предлагают пользователям пройти опрос или поучаствовать в акции за вознаграждение. Однако для участия требуется оплатить небольшую комиссию, обычно около 300 руб. Естественно, никаких выплат жертвы обмана не получают, а комиссия достается мошенникам.

Эксперты «Тинькофф» считают, что на сайтах объявлений, где мошенники выступают как в роли покупателей, так и продавцов, покупателей обманывают на большую сумму, чем продавцов. Средняя сумма, которую в 2020 году терял покупатель, составляла 10 тыс. руб., в то время как продавцы, будучи обманутыми, теряли в среднем 6 тыс. руб. На фальшивых сайтах магазинов, которые мошенники подделывают, чтобы получать данные банковских карт, клиенты российских банков теряли в среднем 5 тыс. руб.

В случае с мошенничеством в интернете чаще жертвами обмана становятся именно образованные люди 18–42 лет, с двумя дипломами и даже с ученой степенью. На уловки лже-продавцов чаще попадаются женщины, а покупателям-мошенникам чаще удается обмануть мужчин.


В августе 2020 года Генпрокуратура заявила, что за время действия ограничений, связанных с эпидемией коронавируса, в России резко выросло число зарегистрированных случаев мошенничества. При этом рост произошел исключительно за счет телефонного и интернет-мошенничества — за шесть месяцев 2020 года число таких случаев выросло на 76% по сравнению с первым полугодием 2019 года. В ведомстве отметили, что за время самоизоляции и других карантинных мер число краж упало на 9%.


Ситуации - https://roskachestvo.gov.ru/news/lyubish-internet-shoping-lyubi-i-zakony-pochitat/?sphrase_id=867812



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!