СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерпретационный проект «Фантастические мотивы в произведении «Трудно быть Богом» Стругацких

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом.

Просмотр содержимого документа
«Интерпретационный проект «Фантастические мотивы в произведении «Трудно быть Богом» Стругацких»

Практическое занятие по дисциплине
История Русской литературы ХХ века

Тема: «Русская научно - фантастическая проза ХХ Стругацкиех «Трудно быть Богом» 
Цель: раскрытие глубинных смыслов фантастической литературы на примере произведения братьев Стругацких «Трудно быть Богом»
Задачи: 
Образовательная: проведение анализа текста произведения; сопоставить сюжет произведения с ходом истории; достичь постижения авторской концепции.
Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умения находить подтекст произведения; совершенствование логического и творческого мышления.
Воспитательная: осмысливание нравственных ценностей, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества. 
Формы работы: коллективная, индивидуальная. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.





















ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап:

Миллиарды различных граней будущего, отраженные в сознании грядущих людей, ещё не существующих, но создаваемых нашим воображением, — вот практически беспредельное поле для произведений фантастики.
Иван Антонович Ефремов

Слово преподавателя: Фантастика… Фантастическая литература, то, как она развивалась в 20 веке – тема, которая, безусловно, может быть интересна не только профессиональным литературоведам, на мой взгляд, но и вообще любому человеку, более-менее интересующемуся историей духовной жизни в советском и постсоветском пространстве. И, не смотря на такое, может быть устоявшееся представление о том, что фантастическая литература – это всегда что-то, что пишется для развлечения, для какой-то игры ума, для такого лёгкого умозрительного анализа и работы, на самом деле, — это литература, которая обладает, как чемодан с двойным дном, совершенно отчётливым, параллельным, очень глубоким, гораздо глубже, чем поверхностное повествование смыслом.
Преподаватель: Кто делал попытки в нашей стране писать что-то более-менее похожее на фантастику?
Предполагаемые ответы обучающихся:
о революции были попытки в нашей стране писать что-то более-менее похожее на фантастику, этим занимался и Фаддей Булгарин, и Одоевский, и Валерий Брюсов, даже у Константина Циолковского выходили такие прозаические произведения, в основу которых он брал сугубо научные факты, технические.
Преподаватель: До революции научная фантастика как жанр не сложилась. Она имела своего читателя, но очень узкого, широкой публике она была незнакома и неинтересна.
Внутри этого жанра, как правило, было развито эпигонство, подражание.
Кому подражали писатели того времени?
Предполагаемые ответы обучающихся:
Подражали Жулю Верну, Западу, Английским, Французским аналогам.
Преподаватель: Какое наиболее яркое произведение было написано в 20 году на этом поприще?
Предполагаемые ответы обучающихся: В 20-м году у Замятина выходит уже ставший популярным на сегодняшний день, известным классическим произведением – роман «МЫ», так называемая антиутопия. Судьба этого произведения печальна, как это и можно было предположить, её никто не публиковал, Замятина затравили окончательно и бесповоротно, и только в 88-м году, в эпоху перестройки, была возможность впервые широкой публике познакомиться с этим произведением.
Преподаватель: Думаю, с его сюжетом каждый из нас знаком. Но был ещё один писатель в 20-х годах, который писал в жанре, очень похожем на фантастику, вы, наверное, с лёгкостью вспомните этого писателя?
Предполагаемые ответы обучающихся: Несмотря на то, что Михаила Астафьевича Булгакова считают в основном писателем другого жанра, все его произведения, которые выходили в 20-х или «Роковые яица», которые вышли в 24-м году и последующие – «Собачье сердце» и даже «Мастер и Маргарита». Эти произведения были с неким паролем, для вскрытия которого была необходима определённая подготовка, иной взгляд на эти вещи.
Преподаватель: Почему практически вся советская фантастика, в поздних 20х-30-х-40-х годах была фантастикой так называемого ближнего прицела?
Предполагаемые ответы обучающихся: Не фантазировали на какие-то отвлечённые, общечеловеческие, глубокие, психологические, социальные и политические темы. Советская фантастика должна была прославлять: советский космос, советского человека, советского труженика, распространение коммунизма, если не на соседние страны, то на соседние планеты, галактики.
Преподаватель: Приведите примеры таких произведений?
Предполагаемые ответы обучающихся: Тот же Алексей Толстой, его "Гиперболоид", "Аэлита", написаны практически в том же ключе, это такая хорошая политическая корректура про доблесть советских учёных, которые оказываются в сложных условиях, побеждают.
Преподаватель: Верно, но вопросы глубокого психологического и антропологического анализа уходят из фантастики. Какие два писателя ярко проявляют себя к 60-м годам?
Предполагаемые ответы обучающихся: Только в 60-е годы талантливо проявляют себя братья: Аркадий и Борис Стругацкие. 60 годы – были годами особого культурного подъёма, совершенно особенный феномен. Все произведения Аркадия и Бориса Стругацких, которых иногда в литературоведенье и вообще в простонародии называли АБС, были насыщены коммунизмом, верой во все эти постулаты.
Преподаватель: Верно, это совершенно не случайно, потому что отец Стругацких был идейным Большевиком, человеком, возглавляющим это движение, который жизнь свою за это отдал, и конечно же Аркадий в большей степени Борис в меньшей, были безусловно в контексте этих идей. И, действительно, все произведения до начала 60 у Стругацких чётко встроены в контекст такого Социализма, где совершенно ни о каком другом будущем, кроме как о будущем, где будет просторен коммунизм и победит коммунизм на всей Земле, Стругацкие не промышляли. Расскажите о произведениях Стругацких выходивших в это время?
Предполагаемые ответы обучающихся: В 1961 году выходит их повесть «Стажёр», наверное, самая идеологическая, с наиболее большим зарядом такой Советской идеологии.
Предполагаемые ответы обучающихся: В 1963 году выходит ещё одно произведение, которое несмотря на то, что в воздухе летала какая-то совершенно иная атмосфера, всё равно изобилует оптимизмом, выходит «Далёкая радуга» — это произведение наполнено восторгом перед тем, что с помощью технологий, науки, с помощью веры в человека, в силу человеческого духа, всё-таки возможно славить обстановку и торжество чего-то такого доброго, вечного, юного оно не за горами.
Преподаватель: Парадоксальная вера шестидесятников, к которым принадлежали Стругацкие, заключалась в том, что они, люди нового времени, они считали, что в это самое время, которое происходит, не власть будет использовать настоящих людей, а настоящие люди, новая поросль, будет прививать этой самой власти какие-то нравственные принципы, нравственные приоритеты.
Всё это со временем у Стругацких уйдёт, в 82-м году в их текстах не останется совсем ничего подобного. Что по поводу этого писал Борис Стругацкий в 2000 году?
Предполагаемые ответы обучающихся: «Мы довольно быстро, примерно к 22 съезду партии поняли, что имеем дело с бандой жлобов и негодяев во главе этой страны, но вера в правоту коммунизма сохранялась у нас очень долго, оттепель способствовала сохранению этой веры, нам казалось, что наконец наступило такое время, когда можно говорить правду и тебе ничего не будет, страна становилась честно и чистой».

Преподаватель: Как вы знаете в скором времени тандеме Стругацких наступает разлад, почему?
Предполагаемые ответы обучающихся: Аркадий Натаныч был доминантой, лидером, он надеялся, что это систему всё-таки возможно изменить, он увлекал своего младшего брата просто бешеной своей энергией, но когда он понял всё-таки, что всё это призрачно и обманчиво.
Преподаватель: Именно тогда происходит так называемый скачок от «стажёров», с их коммунистической подоплёкой, но почему же? Какое произведение мы сегодня будем рассматривать?
Предполагаемые ответы обучающихся: Произведение «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ».
Преподаватель: Это произведение нечто совершенно иное, это произведение преисполнено таким антропологическим пессимизмом.
Кто займётся так называемым «спойлерством» и расскажет о чём это произведение?

Индивидуальное сообщение: Главный герой произведения Дон Руматто, который из себя представляет учёного, прибывшего на далёкую, похожую чем-то на Землю, планету, культурная жизнь которой очень сильно отстала во времени. Все события происходят в государстве, которое называется "Арканар". Государство переживает очень смутные, очень тяжёлые годы, очень мрачное время, лесть, интриги, междоусобные войны, жестокость, жадность, какая-то подлость даже, продажность — это основные принципы, по которым живут жители Арканара.
Власть захватили люди, которые начинают преследовать всех учёных, всех людей, которые могут более-менее читать, или что-то создавать. Преследуются врачи, все люди, которые маломальски умны, способные на хоть малейшее нравственное чувство, они мгновенно оказываются в самых страшных заточениях, подвергаются пыткам.
Главный герой, который в Арканаре получает имя Дон Руматто, который, как вы уже поняли, житель земли, где цивилизация непомерно развита, царит эпоха наивысшего гуманизма. Они прилетают на Арканар с одной единственной целью, они являются сторонними наблюдателями тех процессов, которые происходят на этой планете, они могут просто смотреть, они могут просто где-то находиться рядом, но не имеют ни малейшего права каким-либо образом вмешиваться хоть в какой-то процесс, который происходит в Арканаре. Цель этого эксперимента по примеру того, как когда-то в Советском союзе, или в целом на Земле, примитивное общество с неправильным классовым развитием в конце концов эволюционировало и стало обществом всеобщего блага, культуры, даже элементарной гигиены. Точно так же цель эксперимента – это определённая вера, отведённое доказательство того, что любое общество в своём развитии, в постепенном своём развитии, наступательном таком вот эволюционировали, рано или поздно придет на уровень процветания, нравственности, морали и прочего.
Как вы понимаете Дон Руматто, который прилетел на эту планету понятно на чём, во-вторых обладает совершенно уникальными знаниями, я уже не говорю про систему боя. Он обладает определёнными единоборствами, конечно же он местными жителями воспринимается, как бог, происхождение которого не понятно. Но они все осознают, что это не просто какой-то лидер, интересный человек, это не меньше как определённый Бог. Многие его ненавидят, кому-то он нравится, но в основном все его боятся.
Вскоре, Дон Руматто, он оказывается между двух огней, потому что по специфике эксперимента вмешиваться ни во что нельзя, он не может превышать свои полномочия. Он ежедневно, постоянно видит то, как уничтожают его друзей, его близких, людей, которые более-менее способны на какое-т нравственное чувство . Он ничего не может сделать, он не может ни убивать, не перевороты какие-то делать, он просто должен находиться рядом и следить за этим экспериментом.
Но следить за этим развратом, за этим кровосмешением, за этими казнями за этим безумством, становится ему всё сложнее и сложнее, тем более практически ежедневно погибают какие-то его знакомые, его друзья, другие люди, которые, как он представляет, достойны совершенной иной жизни. Терпение Дона Руммато заканчивается, когда убивают его возлюбленную – Киру, она тоже с этой планеты, он её искренне любит, она попадает в очередной Арканарский замес. И конечно же в порыве ярости он начинает всё крушить, чудовищная агрессия выбрасывается из него, целый кровавый след за собой оставляет, мстя за Киру. Ну, и конце концов герой повествования понимает, что роль у Бога, прощать, терпеть, ждать – это очень сложная роль, Богом быть трудно. Нужно сказать, что до Дона Руматто на эту планету прибывали другие учёные в качестве участия в ходе этого эксперимента и тоже немногие не выдерживали 
Индивидуальное сообщение: «10 лет назад, цитирую из книги, Стефан Орловский, он же Дон Капада, командир роты арбалетчиков его императорского величества, во время публичной пытки восемнадцати эсторских ведьм приказал своим солдатам открыть огонь по палачам, зарубил имперского судью и двух судебных приставов и был поднят на копья дворцовой охраной. Корчась в предсмертной муке, он кричал: «Вы же люди! Бейте их, бейте!» — но мало кто слышал его за ревом толпы: «Огня! Еще огня!..» 
Примерно в то же время в другом полушарии Карл Розенблюм, один из крупнейших знатоков крестьянских войн в Германии и Франции, (интересно то, что все участники эксперимента были историками, специалистами, кто-то в истории Франции, Германии) он же торговец шерстью Пани-Па, поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города и был убит стрелой в затылок, пытаясь прекратить грабежи. Он был еще жив, когда за ним прилетели на вертолете, но говорить не мог и только смотрел виновато и недоуменно большими голубыми глазами, из которых непрерывно текли слезы… 
Преподаватель: В общем, не всем удавалась не вмешиваться, не всем удавалось быть наблюдателями, АБС первый вариант произведения так и назвали - «Наблюдатели». Произведение очень сильное, оно из психологически сильных, способных потрясти любого читателя. С мнением каких критиков вы уже успели познакомиться?
Предполагаемые ответы обучающихся: Вот как пишет об этом Дмитрий Пашкевич: «А ведь повесь читали с восторгом в период оттепели, эту повесть с упоением читали во времена застоя, её же с надеждой читали в годы перестройки и с ностальгией читают ныне».
Предполагаемые ответы обучающихся: Ефремов, знаменитый советский фантаст, назвал эту повесть лучшим произведением советской научной фантастики. Всеволод Ревич говорил, что это лучшее произведение всей мировой фантастики.
Предполагаемые ответы обучающихся: Леонид Филиппов вообще утверждал, что человека, не читавшего в юности «Трудно быть богом» пробел в образовании, более того в воспитании, притом он невосполним.
Преподаватель: На какой период пришёл пик работы над этим произведением?
Предполагаемые ответы обучающихся: Пришёлся на апрель-июнь 1963 года. Первоначально книга воспринималась как такое, воспевающее коммунистические идеи произведение, идеи о том, что мы способны принести свой строй, свою культуру, свой образ жизни, соседним странам, облагородить, цивилизовать. 
Преподаватель: Было представление об этом произведении «Трудно быть Богом» как о произведении, которое всё-таки встроено в контекст такой советской фантастики и работает на определённые темы. Какие еще предположения были?
Предполагаемые ответы обучающихся: В 89-м году я нашла выражение, автор пишет статьи: «хотелось бы услышать мнение читателей и критиков коммунистической повести – «Трудно быть Богом» в которой нет ни одной новой идеи». Но всё-таки уже в 60-х годах многие чувствовали, что это произведение не так просто, как кажется.
Предполагаемые ответы обучающихся: В 66 шестом году появляется первая попытка задать очень непростые вопросы авторам этого произведения: «Трудно быть Богом» может скорее дезориентировать нашу молодёжь, пишет автор статьи в газете «Известие», чем помочь ей в понимании законов общественного развития, насколько же мы, граждане сегодняшнего социалистического общества, человечнее, гуманнее героев, созданных Стругацкими. МЫ вмешиваемся в ход истории, мы помогаем народу, который борется за свою свободу и национальную независимость и будем помогать, пока живёт в нас революционный дух». 
Преподаватель: На мой взгляд Стругацкие позволили себе в 60х годах то, что в 20е мог себе позволить только Булгаков. За определённой фантастикой, за этим безобидным жанром, место которому выводили в детской литературе, всё-таки позволили себе послать какой-то совершенно определённый месседж, послание, которое могло бы быть дешифровано определёнными читателями, определённой аудиторией, и могло быть воспринято, как определённое послание против того болота, которое образуется в социальной, политической, духовной сфере.
Предлагаю каждому из вас сейчас сделать своеобразный шифр.
Это может быть всё что угодно, касаемые лекции, произведения, творчества Стругацких, фантастики в целом, или же можете оттолкнуться от слов, сказанных мной в любую единицу времени. Главное, чтобы вы смогли это объяснить, донести.
«Трудно быть Богом» - это не просто произведение, это, действительно, повесть пароль, расшифровка которой производит на читателя настоящее документирующее впечатление, воздействие, потому что узнать подлинный смысл, подлинную суть сказанного в этом произведении, это конечно вещь достаточно сильная.
Как в 1965-м году писал один критик этого произведения, конечно в то время это не было опубликовано, уже чуть попозже. Слова были следующими: «На твоих глазах, в этом произведении, гибнут замечательные люди, умные люди, честные, добрые, лучшие люди своей страны, а ты зная всё это, видя всё это, обречён на бездействие». В то время всем было ясно, что совершенно не о том пишет автор произведения.
«Трудно Быть Богом» - это не только образец научно фантастической литературы, но и очень интересный в определённом смысле историка философский трактата. И книга составлена таким образом, что действительно в каждой эпохе, и каждый читатель видит что-то своё и бесконечно актуальное. Что об этом писали сами Стругацкие?
Предполагаемые ответы обучающихся: «Роман удался, одни находили в нём мушкетёрские приключения, другие крутую фантастику, тинейджерам нравился острый сюжет, интеллигенции диссидентские идеи». Действительно, это не произведение, а своеобразный наполеон, многослойный пирог, в котором очень много создано, много написано, очень много заложено.

Преподаватель: Своё воплощение произведение находит и в кинематографическом искусстве. На мой взгляд это тот самый случай, когда в основу того, что действительно было снято Алексеем Германом, легло произведение Стругацких, получился свой продукт совершенно независимый, совершенно особенный, свой шедевр. Послушаем индивидуальное сообщение сокурсника.
Индивидуальное сообщение: Герман очень долго снимал этот фильм, наверное, знаете, что 10 лет минимум он потратил, но так и не доснял, точнее недоозвучил, он скончался, финал этого фильма он не видел. А мечтал он об этом фильме ещё больше, впервые идея появилась в 68 году. 45 лет человек шёл, жил с этой идеей, ну а мировая премьера произошла 2013 году.
Преподаватель: Герман талантлив именно в том, что он сценарий освободил от шестидесятничества, но хочется сказать, что и многие обозреватели говорили, что Герман очень далеко отходит от книжного первоисточника, потому что сюжет немного другой в фильме, там больше такой гуманистической философии, я бы назвала это таким чистым спиртом, которым был он очищен от определённых слоёв времени.

Хотела бы показать вам начало фильма, чтобы вы хотя бы имели представление 00:00:29 – 00:01:46. Фильм невероятно сильно построен психологически. Какое мнение сложилось у вас по поводу увиденного?
Предполагаемые ответы обучающихся: На мой взгляд можно совершенно отдельно и книгу читать и фильм смотреть. Можно было бы предположить, что Стругацкие могли бы как-то негативно обо всём этом отозваться, но нет, они очень хорошо говорили об фильме, настолько, на сколько смогли увидеть на этапе его создания. 
Предполагаемые ответы обучающихся: Стругацкие, пожалуй, единственные писатели советского времени, писатели фантасты, фантасты уж точно, которые смогли перешагнут советский и постсоветский рубеж. Книга «Трудно быть богом», которая столь мощно вышла за рамки своего времени, она действительно подняла вопросы, актуальные даже в наши дни.
Преподаватель: Действительно, на сегодняшний день они становятся, являются, очень интересными, в том числе, я думаю, что этот эффект многослойности, эффект очень непростых смыслов, там не просто какой-то контекст единый, не только вот шестедисятничество, не только то время, но и контекст, скажем так целой вечности, вложенной в эту книгу.
И конечно же это делает её бесконечно интересной и популярной. Какой интересный факт вы можете привести по поводу этого?
Предполагаемые ответы обучающихся: У Давида Самойлого спросили: «Если бы в 88 году вы учредили премию своего времени, каким бы писателям вы её присудили?»

Самойлов ответил: «премию я дал бы братьям Стругацким, с Тем условием, если бы у них был ещё третий брат»
Преподаватель: Бесконечно умная книга, бесконечно умный фильм, который поднимает, пускай фантастически, но очень тяжёлый вопрос, вопрос, который бы я назвала так – вопрос обратного воплощения. Вот мы всё время, когда соприкасаемся с христианским богословием знаем основной концепт о воплощении сына Божия, о том, что Бог творец вселенной, космоса, галактики, он пришёл в этот мир, максимально, абсолютно воплотился, вочеловечился, стал таким же как мы, и жил на этой земле и всё Евангелие и всё последующая история Христа говорит о том, как Бог чувствует себя здесь, среди нас - это прямое воплощение. Какие мысли у вас возникают исходя из этого по поводу творчества Стругацких?
Предполагаемые ответы обучающихся: У Стругацких же предпринята потрясающая попытка, редко какая книга балуется такими темами, сложными не подъёмными, тема «обратного воплощения.» Что было бы если бы человек попал бы в определённую среду, где он бы воспринимался, как Бог, если бы он оказался на месте такого мудрого и милосердного Бога. И главный вопрос, на сколько бы этому человеку хватило терпения, хватило любви, соприкасаться со всем, что его окружает, но оставаться при этом не просто терпеливым Богом, но Богом любящим.
Преподаватель: На самом деле, это очень интересная попытка порассуждать о том, как Бог чувствует и воспринимает нас, оказавшись в нашей шкуре, впервые такая попытка представления была предпринята в древней библейской книге, эта книга называется книга «Иова». 22. В этой книге создаётся, и более это нигде не повторяется, потому что вопрос очень скользкий, вопрос очень сложный, вопрос вообще требующий не сколько силы ума, сколько невероятного дерзновения, для того, что получить ответ.
Индивидуальное сообщение: Главный герой этой книги – это ветхозаветный праведник, у которого было всё, по представлениям того времени: у него были стада, земли, жёны, дети, но вдруг происходит такой очень интересный метаисторический сюжет, происходит определённый диалог между богом и дьяволом. Дьявол, Сатана, враг рода человеческого, обращаясь к Богу говорит: «Понятно почему Иов так тебя чтит, понятно почему он так благочестив, совершенно естественно, почему для Иова почитать тебя и быть добрым, духовным человеком, ведь у него есть всё, ты дал ему всё: от сытости и благополучия, отбери я у него хоть часть этих благ или же все, ты увидишь, как он будет себя вести, он проклянёт тебя»
И дальше происходит совершенно интереснейшая картина, как Бог вступает, отвечает на эту провокацию, и у Иова начинают слой за слоем уходить эти блага из его жизни. Сначала происходят изменения с его внешними благами, благосостоянием, стада гибнут, поля жгутся, враги нападают, потом он теряет своих детей, свою жену, всё, что было ему дорого, слой за слоем, и постоянно, ещё один элемент этой книги, с ним находятся его друзья, что подходят и говорят: «Прокляни Бога, прокляни, не мучайся, видно, что Бог от тебя отвернулся и тогда мучения твои прекратятся, потому что проклятый Бога тут же умирает» Иов держится, дело доходит до того, что уже полностью, потеряв всё, что он нажил, последнее, что Сатана предлагает, что если здоровье он потеряет и не просто потеряет, а совершенно гадкую какую-то болезнь получит, он точно тебя проклянёт. И после того, как Иов теряет всё, он заболевает страшной болезнью, он гниёт заживо. И опять к нему подходят друзья, они видят страдания того, кто ещё пару лет назад был преуспевающим, они опять предлагают ему: «прокляни Бога, прокляни». Но Иов не перестаёт сопротивляться, не поддаётся совету друзей, и там в этой книге он задаёт вопрос, пока только штрихпунктирно, он обращается к своим друзьям, а потом и к читателям своим: «А вот прежде чем обращать внимания на те беды, что со мной происходят, прежде чем воспринимать моё богатство, как нечто такое благостное, Божие, и моё несчастье, как проклятье от Бога, что мы вообще знаем о Боге? Что мы вообще знаем о том, как Богу живётся с нами?» Вот мы всё время говори МЫ, Я, Бог дал МНЕ жизнь, судьба или не судьба, но задумывались ли вы как ему с ними живётся, как нам с ним это понятно, но как ему с ними, что мы вообще знаем о Боге, о взгляде Бога на историю? На историю рода человеческого? Вообще о его замысле об этом мире.
Преподаватель: В этом произведении очень лёгкая попытка предпринята обратной перспектив, обратного воплощения, 23 Стругацкие осознано или неосознанно продолжают эту традицию мировой литературы, поразмыслив о том, через что не просто один человек, а целое наше общество прошло, прежде чем оно воспиталось до того цивилизованного уровня, в котором мы с вами пребываем, прежде чем те понятия, о добре, о зле, общечеловеческие ценности, как угодно их назовите, стали общепринятыми, стали цивилизационной нормой, а ведь это не просто и не сразу пришло. В чем заключается главная ценность Стругацких?
Предполагаемые ответы обучающихся: Главная ценность того, что написали Стругацкие – это то, каких усилий и терпения стоила для Бога та самая педагогика, которую можно видеть в истории мира, в истории цивилизации, в истории развития человека. И если Представить Бога в виде учёного человека, как Дон Руматто, согласитесь, весьма амбициозная задача. Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. 
«Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом. Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает изучаемое нами чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего»

Заключительное слово преподавателя: «Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом. Однако дон Румато абсолютный антиподом
«Разочаровавшись в людях дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке.
Вот в чем смысл названия КНИГИ и одноименного ФИЛЬМА.
Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира.
Человеку это невозможно, Богу же возможно всё…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!