СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интегративное взаимодействие участников образовательного процесса в коррекционно-развивающей деятельности"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Поэтому актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Просмотр содержимого документа
«"Интегративное взаимодействие участников образовательного процесса в коррекционно-развивающей деятельности"»

«Интегративное взаимодействие участников образовательного процесса в коррекционно-развивающей деятельности». Учитель-логопед Чернышева Елена Валерьевна.


«Интегративное взаимодействие участников образовательного процесса в коррекционно-развивающей деятельности»



«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать,

он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу,

и к ученикам, он — совершенный учитель»

Л. Н. Толстой

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований.

Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.





Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда с воспитателями и педагогами по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем, в условиях логопедической группы МАДОУ.

В процессе нашей работы выявилась проблема, которая создает трудности в организации совместной работы – это отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей, а также других педагогов, работающих в логопедической группе, в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день. А также совмещение программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МАДОУ.

В нашем детском саду №2 «Рябинка» мы попытались создать модель коррекционно-развивающей деятельности, которая представляет собой целостную систему.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Графически модель взаимодействия специалистов при коррекции
речевых нарушений представлена на рисунке 1. см. Приложение 1. (презентация на диске)

Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Все специалисты при создании модели работают под руководством логопеда, который является организатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка,



формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников и взрослых, в итоге – успешному обучению в школе.

В МАДОУ №2 «Рябинка» функционируют логопедические группы, в которые зачисляются дети в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи или с фонетико-фонематическим нарушением речи по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Работа логопедических групп в нашем детском саду предполагает решение следующих задач:

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы:

Работа одного специалиста не определяет полноценности развития ребенка. Работая в одном приоритетном направлении, специалист – «предметник» имеет возможность углубиться в свою деятельность, свободно и творчески совершенствуя методику обучения и развития детей, накопить арсенал приемов воздействия, позволяющих повысить результативность профессиональной деятельности, разработать новые пособия, игры по направлению, отслеживать результаты динамики группового и индивидуального развития, осуществляя личностно - ориентированный подход к детям.

Абсолютно очевидно, что специалист в области развития элементарных математических представлений быстрее и грамотнее научит детей осваивать свойства и отношения объектов, чисел, арифметических действий, величин, пространственно - временных отношений, многообразие геометрических форм через практические виды деятельности: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, комбинирование, моделирование др., чем это сделал бы специалист в какой-либо другой области.

Каждый специалист, работая на общую цель развития личности ребенка, ставит перед собой строго специфические задачи, присущие только его области деятельности. Так, инструктор по физической культуре приоритетными для себя задачами определяет охрану жизни и здоровья детей, а также формирование их двигательного опыта. Специалист в области изобразительного искусства предлагает детям отразить свои впечатления в рисунке. В ходе постановки детских спектаклей, занятий по речевому развитию специалист развития речи имеет возможность поупражнять детей в имитации повадок и голосов животных.

Все педагоги должны работать на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования по своему направлению. Знания, полученные у



специалистов, закрепляет воспитатель в окружающей действительности, обучая ребенка ориентироваться в социуме.

Специалист – «предметник» ни в коей мере не принижает роль воспитателя как основной фигуры педпроцесса, а наоборот, помогает ему решать задачи всестороннего развития способностей детей, своевременного распознания их индивидуальных способностей, создания возможностей для формирования интересов и мотивов деятельности, наблюдательности, любознательности и других качеств.

Воспитатели не остаются в стороне от нововведений, а «обучаются» вместе с детьми, посещая занятия специалистов, помогая им организовать и корректировать педпроцесс, уделяя больше внимания развивающим играм, решению проблемных ситуаций в повседневной жизни, организации двигательной активности и свободной деятельности детей.

Такие задачи, как духовно - нравственное развитие, воспитание физически здорового ребенка, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью полностью решает воспитатель. В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, формирование интереса к занятиям.

Созданная воспитателем, в группах развивающая среда во многом определяет успешность развития личности ребенка. Воспитатель решает важнейшую задачу, привития детям культурно - гигиенических навыков, умения заботиться о своем организме, закладывая тем самым основы здорового образа жизни.

Союз воспитателей и специалистов, умных, хорошо воспитанных, многое умеющих и знающих, становится образцом для подражания, помогает детям освоить нормы и правила общения, поведения в большой дружной семье сверстников и взрослых; приобрести умения и навыки в различных видах деятельности; без всякого принуждения проникнуться любовью к окружающим и самим себе. Этот союз позволяет реализовать основные направления концепции дошкольного образования - личностно-ориентированный подход к ребенку, доброжелательные отношения детей и взрослых.

Никакого отчуждения детей друг от друга и воспитателя не происходит, не блокируются и способности детей к сопереживанию. Дети, наоборот, лучше поют, рисуют, танцуют, играют, более раскованы и эмоциональны, отзывчивы, выполняют огромное количество разнообразных поделок, различной сложности, тематики. В нашем детском саду проводятся тематические выставки работ детей, педагогов и родителей; ставятся музыкально - драматические спектакли, организуются музыкальные и спортивные праздники.

Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.

При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия,


которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.

Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель.

Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

Игровая (художественно-творческая)

Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)

Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)

Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.

Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.

Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.


Речевое развитие

  • Развитие словаря

  • Совершенствование грамматического строя речи

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

-Развитие просодической стороны речи

-Коррекция произносительной стороны речи

-Работа над слоговой структурой слова,

формирование навыков слогового анализа и синтеза

-Совершенствование фонематических представлений,

развитие навыков звукового анализа и синтеза

  • Обучение грамоте

  • Развитие связной речи и речевого общения







Познавательное развитие

  • Сенсорное развитие

  • Развитие психических функций

  • Ознакомление с окружающей действительностью

  • Ознакомление с художественной литературой


Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

  • Количество и счет.

  • Величина.

  • Форма.

  • Ориентировка в пространстве.

  • Ориентировка во времени.



Креативное развитие

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

Развивать эстетическое восприятие, эстетические пред­ставления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о произведениях искусства, работах товарищей и собственных произведениях.

Развивать творческие способности, фантазию, учить мыс­лить неординарно.

творчества некоторых художников, графиков, скульпторов

Сформировать умение.

Сформировать умение различать виды русского приклад­ного искусства по основным стилевым признакам.

  • Конструирование.

  • Рисование.

  • Лепка.

  • Аппликация.



Музыкальное развитие

Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспиты­вать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную вос­приимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Фор­мировать певческий голос и выразительность движений. Раз­вивать умение музицировать на детских музыкальных инстру­ментах. Формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знако­мый музыкальный репертуар.

  • Слушание.

  • Пение.

  • Музыкально-ритмические движения.

  • Игра на детских музыкальных инструментах.

Физическое здоровье и развитие

Совершенствовать жизненно необходимые виды двига­тельных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, коорди­нации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чув­ства равновесия, умения проявлять силу и выносливость).

Формировать правильную осанку и свод стопы.

Закаливать организм, совершенствовать адап­тационные способности организма детей, умение приспосабли­ваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настой­чивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, твор­ческие способности, интерес к активной двигательной дея­тельности и потребности в ней.

Способствовать формированию широкого круга игровых действий.


Интегрированные занятия в нашем детском саду разрабатываются группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, физ. инструктором, педагогом по рисованию.

Эти занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.

В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.





Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи:

Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности: речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую, физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Как правило, дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Интегрированные занятия могут иметь форму спектакля. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; художественно-речевую


деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Нарушения речи преодолеваются и некоторыми нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед сам.

Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом его этапе. Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Занятия интегрированного характера способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.

Союз воспитателей и «узких специалистов», совместно работающих на конечный результат («радостное проживание ребенком детства и подготовка к обучению в школе»), заставляет родителей более ответственно и заинтересованно включаться в триаду «педагог - ребенок – родитель», учиться понимать своего ребенка, не мешать ему запретами на все, самим осваивать азы изобразительной, художественно - театрализованной, языковой, музыкально - эстетической деятельности.


Выводы

Работая по данной теме, мы уже можем сделать некоторые выводы:

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Поэтому актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, заботиться о своевременном предупреждении и исправлении различных речевых нарушений, о формировании основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи; проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. Именно этим продиктована необходимость работы учителей – логопедов в образовательных учреждениях.

Таким образом, можно сказать, что занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.














Список литературы:

  1. Боромыкова О. Коррекция речи и движения с музыкаль­ным сопровождением.— СПб., Акцидент, 1999.

  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

  3. Кириллова Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет. — СПб., «ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС», 2006.

  4. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Под ред. Поваляевой М.А. – Ростов-н/Д. Феникс, 2002.

  5. Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР.// Логопед в детском саду, 2004, № 1.

  6. Моргачева И.Н., Франдо О.Б., Съедина С.В. К вопросу о взаимодействии логопеда и воспитателя по закреплению лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР в процессе развития элементарных математических представлений.// Дошкольная педагогика, 2007, № 5 (38).

  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Изд. «Просвещение», 2008.






11




Скачать

© 2017 726 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!