СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только всесторонне развитый человек сможет занять достойное место в обществе. Поэтому у выпускника школы должны быть сформированы ключевые  компетенции.  Современное образование  уже   изменило подходы к воспитанию и обучению:  сейчас оно в большей степени   направлено на самостоятельное, активное добывание знаний самими учащимися. И для этого имеется немало эффективных технологий. Одна из них – интеграция (объединение) урочной и внеурочной деятельности.  Сама технология используется давно, но новизна её заключается в том, что педагог решает сам, что использовать в качестве интеграции.   В статье я рассказываю, что я использую...

Просмотр содержимого документа
«Интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС»

Маркович Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

(высшая квалификационная категория, Почётный работник общего образования)

МАОУ СОШ № 8 г. Красновишерска Пермского края



Интеграции урочной и внеурочной деятельности

в контексте требований ФГОС

Только всесторонне развитый человек сможет занять достойное место в обществе. Поэтому у выпускника школы должны быть сформированы ключевые компетенции. Современное образование уже изменило подходы к воспитанию и обучению: сейчас оно в большей степени направлено на самостоятельное, активное добывание знаний самими учащимися. И для этого имеется немало эффективных технологий. Одна из них – интеграция (объединение) урочной и внеурочной деятельности. Сама технология используется давно, но новизна её заключается в том, что педагог решает сам, что использовать в качестве интеграции. Я преподаю русский язык и литературу и являюсь классным руководителем, поэтому данную технологию в своей деятельности применяю активно.

Уже на протяжении двух лет для интеграции урочной и внеурочной деятельности я использую конкурсы портала «Образование 2.0» (краевой проект «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края»). Особенности конкурсов располагают к этому. Они идут в течение всего учебного года, таким образом, работа осуществляется систематически. Участвовать в них может ученик индивидуально и в команде, поэтому это хорошая возможность привлечь весь класс. Темы конкурсов интересны и актуальны, обладают большим воспитательным потенциалом. («Помоги реке», «Помоги птицам», «Вода - чудесный дар природы» и др.). Все конкурсы имеют определённую структуру: представление команды или участника, творческий этап, интеллектуальный этап, практический этап, заключительный этап. Такая структура даёт возможность объединить конкурс и русский язык. Использовать для этого можно разные приёмы. Часть заданий целесообразно предложить в качестве речевой разминки в начале урока. Обычно я, познакомившись с условиями очередного предложенного конкурса на портале, предлагаю на уроке такие задания: придумать четверостишие или написать небольшую миниатюру на определённую тему. Даю ребятам время, а потом возможность прочитать вслух свои работы. Разминка получается интересной и занимательной. Потом я рассказываю о конкурсе и предлагаю желающим остаться после уроков для создания команды – участницы конкурса. Желающих всегда много, в некоторых конкурсах участвует весь класс. А созданные на уроке работы мы используем в самом конкурсе.

В каждом конкурсе есть интеллектуальный этап - это вопросы, ответы на которые надо найти и оформить с помощью определённой компьютерной программы. Один из вопросов я тоже могу предложить в качестве разминки в начале урока. Прошу ребят подумать и ответить на него. Ответы мы обсуждаем вместе, делаем вывод, где можно проверить их, учу правильно и корректно пользоваться ресурсами Интернет, энциклопедиями. Ребята ищут ответы на остальные вопросы сами, мы обсуждаем их и в классе, и после уроков, лучшие работы используем в конкурсных материалах.

Для отдельных заданий конкурса использую весь урок. На уроке мы изучаем тему, каждый ребёнок класса создаёт проект или творческую работу в рамках данной темы. Потом с этими работами мы участвуем в конкурсе. Таким образом, наша урочная деятельность тесно связана с внеурочной деятельностью. В рамках конкурса мы углубляем свои знания по русскому языку, а знания предмета помогают успешно пройти все этапы конкурса. Я проанализировала, какие программные темы в течение 2 лет мои ученики смогли успешно усвоить благодаря объединению урочной и внеурочной деятельности. Результаты представлены в таблице.





Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Урочная деятельность. (Русский язык, 5-6 классы)

Внеурочная деятельность. (Сетевые конкурсы «Образование 2.0»)

Монолог. Диалог. Прямая речь.

Диалог птиц (Конкурс «Помоги птицам») Монолог реки (Конкурс «Помоги реке»)

Текст, структура текста.

Работа с текстом. (Все конкурсы)

Эссе

Эссе «Как справляют новый год в других странах». (Конкурс «В поисках новогоднего настроения») Эссе « За что я люблю зимние виды спорта» (Конкурс «Олимпиада Сочи -2014»)

Сказка

Сказка о Новом годе, сказка из жизни птиц. (Конкурсы «В поисках новогоднего настроения», «Помоги птицам»)

Работа с литературой, с источниками Интернет

Ответы на вопросы викторин. (Конкурсы «Новогодние приключения», «Олимпиада Сочи – 2014»,«Вода – чудесный дар природы» и др.)

Официально – деловой стиль

Составление инструкций, отчёта. Ведение дневника наблюдений (Конкурсы «Помоги птицам», «Помоги реке» и др.)

Элементы газетных жанров


Статьи, призывы, репортажи. Создание брошюр, листовок, выпуск газеты. (Конкурсы «Помоги птицам», «Помоги реке»)

Сочинение – описание

Конкурсы «Помоги птицам», «В поисках новогоднего настроения»

Особенности проекта

Реализация творческих проектов «Вода, вода – кругом вода» (Конкурс «Вода – чудесный дар природы»)

Примеры работ. Эссе «За что я люблю зимние виды спорта»

(Конкурс «Олимпиада Сочи - 2014»)

Меня переполняет чувство свободы и радости. Коньки свободно скользят по льду. Я будто лечу как птица. Падаю, но разочарования нет, я всё равно чувствую себя прекрасно. Рядом друзья, нам весело. Мы даже специально падаем, так ещё веселее. И нет среди нас победивших или проигравших. Есть дружные, весёлые, озорные мальчишки и девчонки. Мы все спортсмены, великие спортсмены - в душе!!! Идёт снег, но и он нам не помеха, нам даже мороз не помеха, мы часто приходим сюда. Эмоции переполняют нас. Я представляю, какие чувства испытывают фигуристы, когда движением ног рисуют шедевры, а зрители завороженно смотрят на них. Да! За такое можно многое отдать! За возможность почувствовать себя на миг великим спортсменом, за радость от встречи с друзьями, за яркие неповторимые эмоции, за интересно проведённое время - вот за что я люблю зимние виды спорта! (Маркович Ирина)

Монолог реки (Конкурс «Помоги реке»)

Да, подумать только, сколько лет мои воды текут по этому руслу!?! Моё начало – маленький ручеёк, который стекает с больших гор. Я довольна, что там, в истоке, я могу порезвиться на крутых поворотах, пошуршать на перекатах и пошуметь на порогах. Моя вода стала приютом для рыб и животных. Проливной дождь помог стать мне большой водой. Раньше по мне сплавляли лес, плавали большие корабли, резвились дети. Сегодня мне грустно, я потеряла былую красоту и силу. Много мусора плавает по моим водам и разбросано по берегам. Ответьте мне, люди: почему вы так поступаете?

(Мичков Андрей)

Стихотворение «Электронный дневник»

(Конкурс «Новогодние приключения»)

Дневник электронный – хорошая вещь!

В минуты  печали может развлечь!

В минуты сомненья  - надежду подать

В счастья  минуты  -   друзей подыскать!

Может он многое, только запомни

Усилия сам ты приложить должен!

( Васильева Евгения)

(Все конкурсные работы находятся в разделе «Все сетевые конкурсы» портала web2edu.ru)

За 2 года мои ученики приняли участие в 10 конкурсах портала («Новогодние приключения», «Путешествие - 2011», «Помоги реке», «В поисках новогоднего настроения», «Олимпиада Сочи - 2014», «Помоги птицам», «Вода - чудесный дар природы», «Детские движения», «Космическая викторина», «А у вас чистый берег?»). Они успешно прошли все этапы и во всех вошли в число победителей или призёров. Как классный руководитель, я вижу, что мои воспитанники учатся работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу, они с желанием разрабатывают и проводят разные мероприятия и акции, создают творческие работы. При этом они оказывают и посильную помощь городу и школе: очищают водоёмы, лес, собирают макулатуру, беседуют с людьми, проводят у детей разных классов экологические уроки, создают школьную газету. Конкурсы стали и для меня, и для детей своеобразными мастер - классами: вместе мы освоили различные компьютерные программы, которые помогают создавать новые электронные продукты. Дети вышли на качественно новый уровень взаимодействия со сверстниками - сетевой. Это тот случай, когда компьютер – полезный друг. Внеурочная деятельность стала дополнительной мотивацией к урочной деятельности. Ребята с желанием создают творческие работы разных жанров, готовят доклады, выступают перед аудиторией, знают особенности разных стилей, умеют искать полезную информацию в разных источниках. Мы живём с ними интересной и насыщенной жизнью. Да, это кропотливая работа, она занимает много времени (в школе мы проводим всю вторую половину дня и часто - выходные). Кроме того, техника может выходить из строя, бывают перебои с сетью Интернет, программы иногда не адаптированы к нашим потребностям. Несмотря на всё это, при объявлении очередного конкурса на портале, у ребят моего класса не возникает сомнений, участвовать или не участвовать в нём – конечно, участвовать!

Библиографический список

Образование 2.0 – (электронный ресурс).-URL: web2edu.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!