СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция в преподавании предметов информатики и естественно-математического цикла как фактор повышения познавательной активности учащихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

по теме «Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

(выступление на школьном педагогическом совете школы)

Просмотр содержимого документа
«Интеграция в преподавании предметов информатики и естественно-математического цикла как фактор повышения познавательной активности учащихся»

ГУ «Средняя школа№8 отдела образования акимата г.Костаная»















Интеграция в преподавании предметов информатики и естественно-математического цикла как фактор повышения познавательной активности учащихся







учитель информатики: Космачев А.Ю.











Костанай 2016



Интеграция в преподавании предметов информатики и естественно-математического цикла как фактор повышения познавательной активности учащихся


Космачев Алексей Юрьевич,

учитель информатики

ГУ «Средняя школа№8 отдела

образования акимата г.Костаная»


Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс информационных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

До недавнего времени основной задачей учителя информатики было научить детей использовать компьютер для обработки информации: текстовый редактор, электронные таблицы, графические редакторы и т.д.. Однако, учитывая, что актуальной тенденцией развития современного общества сегодня является его информатизация, когда человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, в этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики на сегодняшний день делается акцент на изучение фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализации в полной мере общеобразовательного потенциала этого курса.

В связи с тем, что современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов, представляющих данную картину, от учителя школьной дисциплины требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики, если обучение сроить на основе интеграции предмета с другими школьными предметами, с их закономерным объединением.

Интеграция – средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Интеграция – это средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение, перегрузки учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, расширяет сферы получаемой информации учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.

Интеграция предмета информатики с учебными дисциплинами естественно-математического направления осуществляется путем:

  • изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин;

  • создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов;

  • разработки и проведения учителями школьных дисциплин серии уроков с применением каждым учащимся созданных им программ;

Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности.

Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

Одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок информатики— это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся. Например, изучение электронных таблиц – это идеальная среда для решения практически всех задач из школьного курса математики. Построение диаграмм и графиков функций, решение уравнений, выполнение приближенных вычислений с использованием формул, моделирование химических и биологических процессов, все это можно активно изучать на уроках информатики при интеграции с предметами математики, химии, биологии, географии.

При изучении темы «Алгоритмы», можно строить блок-схемы на основе литературных произведений.

Изучение среды программирования посредством моделирования физических процессов обеспечивает интеграцию с предметом физика. «Свободное падение тела», «Движение заряженных частиц», «Броуновское движение» и множество других процессов может быть описано и наглядно представлено в визуальной среде программирования и выполнено исследование относительно параметров, участвующих в данных процессах.

Осваивая сервисы и службы сети Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из географии, биологии, узнавать о последних научных достижениях, обрабатывать и  систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации по любому предмету и т.д..

При этом интеграция информатики с предметами реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания общего среднего образования.

Опыт использования интегрированного подхода при обучении предмета информатики показывает, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями, знания приобретают осознанность, гибкость, развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Отличие интегрированного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга, интегрированный урок не получится.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большей степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определенной теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом.

Таким образом для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: 

1) правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

2) высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

3) включение самообразования учащихся в учебный процесс;

4) использование различных образовательных технологий, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

5) продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

6) обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся. 

Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных приемов обучения.

Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.




Литература


  1. Прохоров, А.М. Большая Советская Энциклопедия/А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1972, изд. 3-е, т.10, С.589

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 

  3. Костарев И.С. «Концепция интегрированного обучения», http://school4-perm.narod.ru/kis.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!