СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Созвучье душ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в образовательный процесс новых учебных программ, новых предметов и технологий является очень важной задачей. Информационные технологии и компьютерная техника нашли широкое применение в образовании. Они часто используются для изучения истории и литературы. Компьютеры позволяют решать образовательные задачи более разнообразными методами, дают возможность для активного и творческого обучения. С их помощью становится возможным вместо демонстрации иллюстраций показать процессы исторического развития. Обеспечивается урок видео-, музыкальными, художественными и голосовыми фрагментами, учитель дает учащимся возможность окунуться в реалии того времени, углубиться в определенную историческую эпоху. Для подготовки урока с использованием компьютера есть разнообразный материал. Это мультимедийные энциклопедии, тестовые и демонстрационные программы, электронные учебники. Общеизвестно, что дети устают и от чтения, и от объяснения, когда учитель однотонно, либо без интересных примеров объясняет тему урока. Выходом из этой ситуации послужит применение различных способов обучения и снижения психологической напряженности. Старшеклассни-ки достаточно подготовлены и способны воспринимать и усваивать большие объемы информации через средства информационных технологий. В большинстве случаев, они охотно склоняются к самостоятельной работе с компьютерной техникой. Предлагаем коллегам методическую разработку интегрированного урока по истории и русской литературе с использованием компьютерной техники.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Созвучье душ"»

Урок русской и белорусской литературы «Созвучье душ».

Кучер Элла Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

Государственного учреждения образования «Речицкий районный лицей»

Шабетникова Татьяна Михайловна,

учитель белорусского языка и литературы,

заведующий учебно-методическим кабинетом отдела

образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома



Цели:

Обучающая: учащиеся научатся сопоставлять этапы жизненного пути и смогут проследить единство поэтических тем в творчестве А.Пушкина и А.Мицкевича;

Воспитательные: способствовать формированию личностного отношения к поэзии А.Пушкина и А.Мицкевича;

-создать условия для утверждения в сознании учащихся важности воспитания в себе чувства дружбы и патриотизма;

Развивающие:

-способствовать развитию умений проводить аналогии, сравнивать, выделять главное, самостоятельно рассуждать;

-обеспечить условия для развития творческой активности;

-содействовать развитию навыков индивидуальной и групповой деятельности на уроке.

Оформление: медийная презентация по теме урока, портреты А.С. Пушкина (художники Кипренский и Тропинин), портрет А. Мицкевича (художник Ванькович), выставка книг, посвященная творчеству поэтов.

Подготовительная работа:

В рамках урока на заданную тему создаются пять творческих групп. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции: биографы, психологи, искусствоведы, поэты, художники.

Биографы рассматривают предложенную проблему, основываясь на фактах биографий поэтов, воспоминаний современников, показывают, как начало жизненного пути привело обоих поэтов к вершинам поэзии; работают с мемуарной литературой.

Психологи анализируют типы характеров, представляют психологические портреты поэтов.

Поэты делают анализ стихотворений поэтов.

Искусствоведы проводят искусствоведческий анализ портретов А.Мицкевича и А. Пушкина.

Художники основываясь на полученных данных составляют психолого-цветовой портрет поэтов.





Ход урока:


Учитель русской литературы: Сегодня у нас урок непростой. Интегрированный. Урок, состоящий из двух учебных предметов, – белорусской и русской литератур. Цель нашего урока – раскрыть родство душ, проследить за той невидимой нитью, которая связала две великие судьбы: белорусско-польского поэта А. Мицкевича и русского поэта А.С. Пушкина.

Настаўнік беларускай літаратуры: Мы спадзяёмся, што гэта будзе час яднання моў і літаратур. Невыпадкова абрана і тэма ўрока - «Сугучча душ». Паспрабуем абагульніць усё, што ведаем мы аб паэтах, іх лёсах і творчасці. Напішам разам кнігу іх жыцця і творчага подзвігу.

Никем сполна он не разгадан,

Не вызнан свет его строки…

Не развернуть огонь в бумагу,

И солнце не вместить в стихи.

В. Макаров

Учитель русской литературы: Эти четыре строки из стихотворения В. Макарова станут эпиграфом урока и книги, ведь они в полной мере отображают внутренний и творческий мир обоих поэтов. Заглянем же в этот мир поэзии, любви, дружбы!


Учащиеся записывают эпиграф.


Учитель русской литературы: Пушкин! О нем написаны горы книг. Нам с детства знакомо его имя. « Мой Пушкин», - вслед за М. Цветаевой может сказать каждый из нас. «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда. … Любое из человеческих чувств – любовь, печаль, гнев, грусть, чувство приближающейся смерти – он поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. Его поэзия облагораживает нашу жизнь» (Д.С. Лихачёв).


Настаўнік беларускай літаратуры: У гісторыі сусветнай літаратуры Адам Міцкевіч займае таксама адно з самых ганаровых месцаў. Вялікі майстар паэтычнага слова, ён стаў пачынальнікам новага ў польскай літаратуры напрамку – рамантызму. Яго творчасць прасякнута перадавымі ідэямі часу, марай аб свабодзе, агульначалавечым шчасці, роўнасці і братэрстве. Назаўсёды ўпісана гэтае імя ў залаты фонд беларускай і польскай літаратур. Паэт высока ўзняў на славу сваёй радзімы, калі перад усім светам паказаў хараство беларускай зямлі. Творчасць яго жывілася беларускім фальклорам. Яго традыцыі развівалі

М. Танк і А. Куляшоў, Я. Колас і Я. Купала, П. Панчанка і іншыя беларускія паэты.

Адкрыем жа першую старонку кнігі, якую сёння будзем пісаць самі.


СТРАНИЦА I. Детство и юность А.С. Пушкина и А. Мицкевича.


Выступление «биографов», которые рассказывают о детстве и юности Пушкина и Мицкевича, сравнивая истоки жизни и творчества поэтов, показывая, как начало жизненного пути привело обоих поэтов к вершинам поэзии.


Учитель русской литературы: А.С. Пушкина и А. Мицкевича нельзя представить без дружеского окружения и участия. На протяжении всей жизни с Пушкиным были верные и преданные друзья, которые помогали, защищали, поверяли тайны, просили совета, принимали живое участие в его судьбе. А он помнил всех, ценил, широко раскрывал свою душу, посвящал стихи. Память о «святом» лицейском союзе пронесёт он через всю свою жизнь. Самые трогательные стихи, самые теплые строки писем Пушкина – это слова о дружбе. «Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода» ( из письма П.А.Осиповой).

Настаўнік беларускай літаратуры: А. Міцкевіч заўсёды быў удзячны лёсу, што на яго жыццёвым шляху сустрэліся Ян Чачот, Тамаш Зан, Антон Адынец. Разам з імі прайшлі лепшыя гады юнацтва ў Вільні, разам з імі ён марыў, спрачаўся, станавіўся паэтам. Таму і адчувалася страта сяброў, якіх выслалі за межы краіны за сувязь з будучымі дзекабрыстамі - Песцелем, Мураўёвым, Бястужавым. Шкада было таксама і рамантычных ідэй, якія рассыпаліся ,як картачны домік ,пад пятой бязлітаснага самадзяржаўя.


СТРАНИЦА II. «Себя, как в зеркале, я вижу…»


Выступление группы «психологов», которые рассказывают о типах характеров поэтов, их знаках Зодиака, о значении имен, представляют психологические портреты.

Варианты ответов: Имя Александр означает «мужественный». Это имя, благодаря мужественным носителям, стало популярным во всех веках и народах: Александр Македонский, Александр Невский, Александр Суворов. Для нас – это имя первого Поэта России.

А ну – ка Македонца или Пушкина

Попробуйте назвать не Александром,

А как – нибудь иначе!

Не пытайтесь.

Еще Петру Великому придумайте

Другое имя!

Ничего не выйдет.

……………………………………

И можно кожу заживо сорвать,

Но имя к нам так крепко припечатано,

Что силы нет переименовать,

Хоть каждое затерто и захватано.

Так писал другой великий человек А.Тарковский. А философ П.Флоренский говорил: «Имя Александр – самое гармоничное имя, имя великих людей, но становящееся претензией, если нет сил заполнить его надлежащим содержанием».


Імя Адам азначае ў перакладзе з яўрэйскага «цэгла» («глина»), «чырвоны чалавек». Вялікі ўплыў на Адама аказвае тое, што гэта імя першага чалавека на Зямлі.


Варианты ответов: К именам не остаются равнодушными и звёзды. Если человеческий организм – часть мироздания, то одна из связующих нитей - имя. Так, просмотрев книги по астрологии, мы пришли к выводу, что Александр - натура умная, тонкая, он всеми любим, обаятелен, остроумен, общителен, но иногда бывает раздражителен.

Адам- натура пазбаўленая агрэсіі, добразычлівы чалавек; за знешняй весялосцю Адама угадваецца боль лёгкаранімага чалавека. Ен валодае вельмі развітым творчым уяўленнем, што знаходзіць свой працяг у творчасці – літаратуры, музыцы, жывапісу.


Варианты ответов: Все, конечно, знают о фоносимволическом значении звуков, т. е. о том, что определённые сочетания звуков вызывают у человека отрицательные или положительные ассоциации. Мы провели такой фоносимволический анализ имён.

АДАМ- нешта цвердае, празрыстае, мужнае, гарачае.

АЛЕКСАНДР - нечто большое, активное, величественное, яркое, могучее.


Варианты ответов: Мы нарисовали психологические портреты поэтов, опираясь на исследования одноклассников («художники» представляют свои рисунки).

«Искусствоведы» рассказывают о внешности поэтов, характеризуют портреты, написанные О.Кипренским, В.Тропининым, В.Ваньковичем.


Варианты ответов: О. Кипренский изобразил поэта в минуты творческого вдохновения, с руками, скрещенными на груди, сосредоточенным, углубленным в свои мысли. Пушкин лучше других оценил достоинства и недостатки этого портрета.

Он обратился к художнику с посланием:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

В отличие от Кипренского, стремившегося показать в человеке возвышенное, творческое начало, люди в изображении Тропинина предстают перед нами в домашних костюмах, покоряют своей простотой и непосредственностью. Поэтому друг Пушкина Соболевский, недовольный приглаженными портретами поэта, заказал изобразить его именно Тропинину. Пушкин на этом портрете предстал перед нами в домашнем халате, растрепанный, с заветным мистическим перстнем на пальце.

Варианты ответов: А вось перад вамі таксама знакаміты партрэт Адама Міцкевіча, які намаляваў польскі мастак В. Ваньковіч «Міцкевіч на скале Аюдаг». Паэт на фоне навальнічных аблокаў, углядаецца ўдалячынь, у будучыню сваю і сваей Радзімы. Ен абапіраецца на скалу, правая рука ляжыць на сэрцы. Магчыма, ен складае верш «Аюдаг»


СТРАНІЦА III. Пушкин и Мицкевич в воспоминаниях современников


Настаўнік беларускай літаратуры: Самім лёсам было наканавана ім сустрэцца – двум адарваным ад радзімы выгнаннікам. Пушкін вярнуўся з Міхайлаўскага, а Міцкевіч адбыў паўгода ў турме за ўдзел у студэнцкай арганізацыі. Ён быў высланы ў Расію. І адразу ён заваяваў сімпатыі рускіх літаратараў, якія вельмі станоўча адгукаліся аб ім.


«Биографы» рассказывают о том впечатлении, которое произвел Мицкевич на литературные и светские круги Москвы, зачитывают воспоминания современников об отношениях поэтов.


Варианты ответов:

К. А. Полевой: «Пушкин, приехавший в Москву осенью 1826 года, вскоре принял Мицкевича и оказывал ему величайшее уважение. Любопытно было видеть их вместе. Проницательный русский поэт, обыкновенно господствовавший в кругу литераторов, был чрезвычайно скромен в присутствии Мицкевича, больше заставлял его говорить, нежели говорил сам, и обращался со своими мнениями к нему, как бы желая его одобрения. В самом деле, по образованности, по многосторонней учёности Мицкевича Пушкина не мог сравнивать себя с ним, и сознание о том делает величайшую честь уму нашего поэта».


М.А.Максимович: «Пушкин и Мицкевич часто видались….В одном собрании Мицкевич в присутствии Пушкина импровизировал французскою прозою».

П А.Вяземский: «Пушкин, встретясь где-то на улице с Мицкевичем, посторонился и сказал: «С дороги двойка, туз идёт!» На что Мицкевич ответил: «Козырная двойка и туза бьёт!»


А.Мицкевич: «Я знаком с Пушкиным, и мы часто встречаемся. Он в беседе очень остроумен и увлекателен; читал много и хорошо, хорошо знает новую литературу; о поэзии чистое и возвышенное понятие».


П.А.Вяземский: «Мицкевич был очень умён, благовоспитан, одушевлён в разговорах, обхождения утончённого, вежливого…При оттенке меланхолического выражения в лице, он был весёлого склада, остроумен, скор на меткие и удачные слова. Он был везде у места: в кабинете учёного и писателя, и в салоне умной женщины и за весёлым приятельским обедом».


Учитель русской литературы: Как мы видим, оба поэта высоко ценили талант друг друга, их дружба была единением двух близких сердец, родством душ. Пушкин сразу увидел в личности Мицкевича гениального поэта, интересного человека. Свидетельством их великой дружбы стали взаимные переводы произведений. Мицкевич перевёл стихотворение Пушкина «Воспоминание», а Пушкин - баллады «Воевода» и «Будрис и его сыновья».




СТРАНИЦА IV Поэзия и жизнь


Выступление группы «поэтов», которые читают стихотворения Адама Мицкевича и Александра Пушкина и анализируют их.


Варианты ответов: Паэты адчувалі сваю роднасць, непаўторнасць таленту адзін аднаго. Іх нават вабілі адныя і тыя ж тэмы: гераічнае мінулае народа, каханне, прырода, любоў да Радзімы.


В отрывках из «Путешествия Онегина» Пушкин вспоминает Мицкевича

…где пел Мицкевич вдохновенный,

и, посреди прибрежных скал ,

свою Литву воспоминал.

В «Сонете»:

Под сенью гор Тавриды отдалённой

певец Литвы в размер его стеснённый

свои мечты мгновенно заключал.

Поэты, как настоящие друзья, спорили, вели разговоры о будущем Родины. Свои споры перенесли они и на страницы произведений. Так, в поэме «Медный всадник» Пушкин воспевает Петербург, который является для него олицетворением русской государственности:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…


…Красуйся ж, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Мицкевич не соглашался с поэтом, говорил о том, что столица давит своим величием, человек чувствует себя маленьким и никчемным. И всё же именно у памятника Петру, на той площади, где совсем недавно их общие друзья-декабристы вели смертный бой с царизмом, оба поэта открывали душу друг другу. Тому свидетельством стал памятник нерукотворный - вдохновенные строки Мицкевича: «Сустрэліся не многа дзён назад, а гаварылі так, як з братам брат».

Аб мінулым пішуць паэты ў вершах «Грабніца Патоцкай» і «Фонтану Бахчисарайского дворца». Гэтыя вершы аб трагічным лёсе прыгажуні Марыі Патоцкай, якая стала нявольніцай крымскага хана.


Учащиеся читают стихотворения и рассказывают о своих впечатлениях.


СТРАНИЦА V. Стеклянный шар, наполненный любовью.

Шкляны шар, напоўнены каханнем.


Учитель русской литературы: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем?» Разве можно представить себе русскую поэзию без любовной лирики Пушкина. Мы знаем имена адресатов великого поэта, этих волшебниц, красота, очарование, женское обаяние которых трогали в душе Александра Сергеевича струны, звучавшие в его бессмертных творениях. Е. Бакунина, А. Керн, Е. Воронцова, А. Оленина, Е. Ушакова, Н. Гончарова. Их имена звучат как музыка, их встреча кажется нам сейчас даром судьбы, но и в те времена это была честь, которой завидовали все. Недаром Д. Фикельмон записала в своем дневнике: «Внимание Пушкина сразу делает любую красавицу самой приметной в высшем свете… Она сияет новым блеском, благодаря поклонению, которое ей воздает поэт Пушкин».


«Поэты» читают стихи А.С. Пушкина, посвященные любви.

Учащийся исполняет романс Ф. Глинки «Я помню чудное мгновенье»


Настаўнік беларускай літаратуры: Любоўны жар быў вядомы і А. Міцкевічу, ён таксама быў узяты ў палон гэтага пачуцця, пазнаў узлеты і падзенні, таксама яго ахоўваў той шар, што завецца каханнем. Як Беатрычэ для Дантэ, як Лаўра для Петраркі стала для А. Міцкевіча Марыя Верашчака.


Учащиеся читают стихотворения А. Мицкевича о любви.


Учитель русской литературы: Листаем дальше нашу книгу, страницы которой рассказывают о дружбе . Три года было отпущено друзьям, три года – и вечность в памяти потомков.


Настаўнік беларускай літаратуры: Міцкевіч пакінуў Пецярбург, але ен заўседы будзе помніць сваіх рускіх сяброў, асабліва Пушкіна. Ім ён прысвяціць верш “Да рускіх сяброў”.


Учащийся читает стихотворение. Звучит полонез Огинского “Прощание с Родиной”.


Настаўнік беларускай літаратуры: Польскае паўстанне 1830-31 гг. і наступныя падзеі сталі цяжкім выпрабаваннем для іх сяброўства. Погляды паэтаў у большасці не супадалі. Але, негледзячы ні на што, яны імкнуліся захаваць у душы тое галоўнае, што яднала іх у маладосці, – сяброўства, сугучча душ.


Учащийся читает стихотворение А. С. Пушкина «Он между нами жил…»

Учитель русской литературы: В 1837 г. Мицкевич был потрясен страшным известием о гибели Пушкина. В памяти неотступно стоял Поэт, каким он его знал и любил. Зреет решение: вызвать Дантеса на дуэль. Но не только его призвал к ответу Мицкевич, а всех губителей Пушкина. 27 мая 1837 г. во французском журнале «Ле Глоб» появилась его статья за подписью «Один из друзей Пушкина».


Настаўнік беларускай літаратуры: Куля, якая пазбавіла жыцця Пушкіна, нанесла страшны ўдар інтэлектуальнай Расіі. Есць у нас і зараз таленавітыя пісьменнікі, але ніхто з іх не заменіць Пушкіна. Тую задачу, якую вершы Лермантава выконвалі ў Расіі, нататка Міцкевіча выканала за мяжой.


Учитель русской литературы: Перевернута последняя страница нашей книги, хочется верить, что сегодняшний урок запомнится всем, навсегда останутся в душе проникновенные строки великих поэтов.


Настаўнік беларускай літаратуры: Радуецца наша душа, што ў свядомасці народа непарыўна спаяны імены А. С. Пушкіна і А. Міцкевіча, як сімвалы вечнага братэрства рускіх, беларусаў і палякаў.


Учащиеся сдают карточки, которые заполнили по ходу урока, где выразили свою оценку урока, свое эмоциональное видение поэзии А. Мицкевича и А. Пушкина.

Рефлексивная карта урока

Страницы урока

Мысли, впечатления, оценка

Детство и юность А. С. Пушкина и А. Мицкевича


“Себя как в зеркале я вижу”


А. С. Пушкин и А. Мицкевич в воспоминаниях современников


Поэзия и жизнь


“Стеклянный шар, наполненный любовью”


Мой Пушкин

Мой Мицкевич



Домашнее задание: эссе «Мой Пушкин» или «Мой Мицкевич».

Литература

1. Бакунович, Э.Л. Дорога к Пушкину/Э.Л.Бакунович//Литература в школе.-1984.-№3.

2.Боголепов, П. Тропа к Пушкину/П. Боголепов, Н.Верховская, М. Сосницкая.-Москва: Детская литература, 1974. – 560с.

3. Букчин, С. Народ издревле нам родной. Русские писатели и Белоруссия: очерки/С.Букчин.- Минск: Народная асвета, 1984. – 336с.

4. Вересаев, В. Пушкин в жизни/В. Вересаев.- Мн., 1987– 336с.

5. Кулешова, С.Ф. Когда кончаются уроки/С.Ф.Кулешова. – Мн.,1988– 206с.

6. Саласюк, В. Жрецы единых муз/В.Саласюк// Советская Белоруссия. -1998.- 6 июня

7. Черкашин, А.А. Тысячелетнее древо А.С.Пушкина: корни и крона/А.А.Черкашин, Л.А.Черкашина.- Москва: Либерея, 1998.- 288с.

8. Фогельсон, И.А. Литература учит: книга для учащихся (9 класс)/ И.А.Фогельсон. – Москва: Просвещение, 1990. – 207с.



Технологическая карта интегрированного урока по русской литературе

и белорусской литературе «Созвучье душ».

Этап урока

Шаг

(содержание)

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

1.Организационно - мотивационный

Определение темы и цели урока

Приветствуют учащихся, проверяют готовность класса к уроку. Организуют диалог с учащимися, в ходе которого формулируются задачи урока. Работают с эпиграфом.

Приветствуют учителей. Работают с эпиграфом.

2. Мозговой штурм


Постановка проблемного вопроса

Какая невидимая нить связывает двух великих поэтов?

Вместе с учителями формулируют проблемный вопрос. Определяют этапы работы.

3. Стадия вызова

Сообщения учащихся

Называют группы, сформированные заранее. Поясняют, что сегодня предстоит вместе написать книгу жизни и творческого подвига обоих поэтов, ответив на проблемный вопрос.

Группы получили опережающие поисково-исследовательские задания. «Биографы» сравнивают страницы биографии и истоки творчества поэтов, показав, как начало жизненного пути привело обоих поэтов к вершинам поэзии; работают с мемуарной литературой. «Психологи» анализируют типы характеров, представляют психологические портреты поэтов. «Поэты» делают анализ стихотворений поэтов.

«Искусствоведы» проводят искусствоведческий анализ портретов А.Мицкевича и А. Пушкина. «Художники» составляют психолого-цветовые портреты.



4. Осмысление

Работа в группах

Направляют работу учащихся. Страница 1. Детство и юность А.С. Пушкина и А. Мицкевича.

Выступление группы «биографов».

Страница 2. «Себя как в зеркале я вижу…»

Выступление группы «психологов».

Страница 3. Пушкин и Мицкевич в воспоминаниях современников.

«Биографы» зачитывают воспоминания современников об отношениях поэтов.

Страница 4. Поэзия и жизнь.

Выступление группы «поэтов» (анализ стихотворений)

Страница 5. Стеклянный шар, наполненный любовью.

Исполняются романсы на стихи обоих поэтов, читают свои стихи.

5. Рефлексия

Работа с рефлексивной картой

Учителя предлагают обобщить

проведенное исследование, сделав краткие выводы по проблемному вопросу «Обоих поэтов связывает …)

Работают с рефлексивными картами, где дают свою оценку урока, выражают свое эмоциональное видение поэзии А. Мицкевича и А. Пушкина.

6. Домашнее задание

Запись в тетради и дневники

Написать эссе «Мой Пушкин», «Мой Мицкевич»

Записывают домашнее задание.

7.Заключи-тельный

Подведение итогов урока

Подводят итоги урока:- Достигли ли мы целей урока?

- Как оцениваете свою работу? Работу своей группы?

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работу группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!