ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
«Анализ стихотворения И.Бунин «Помню – долгий зимний вечер», «Хобби»
Планируемые результаты:
Личностные: Понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, значительной роли родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Метапредметные: Регулятивные: соотносят результаты своей деятельности с целью и оценивают их.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Предметные. Правильно, бегло и выразительно читать вслух художественное произведение, давать развернутый ответ на поставленный вопрос. Строить высказывание на английском языке.
.
Ход урока № | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | наглядность |
1 | Начало урока. Моти-вация | На фоне музыки звучит стихотворение о родной природе на русском языке, демонстрируется видеоряд о родной природе. | | Видеоряд |
2 | Целепо-лагание | Л.- Почему мы начали урок с показа иллюстраций? Что их объединяет? Правильно, мы уже давно работаем с темой «Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе». И сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Помню – долгий зимний вечер». А как вы думаете, какая у нас будет цель урока. Ан.- А теперь давайте определим тему английской части урока. Для этого предлагаем вам решить кроссворд (пакет 1). Да, тема сегодняшнего урока-HOBBIES. А теперь попробуем определить цель урока. Как вы думаете, о каких хобби мы будем с вами говорить сегодня? Да, О хобби, связанных с литературой, поэзией, родной природой. (это все хобби, которые написаны в нашем кроссворде). И если сегодня на литературе вы познакомитесь со стихотворением о родной природе на русском языке, то на английской части урока мы должны с вами познакомиться с чем? Да, со стихотворением о природе на английском языке. Это и есть ЦЕЛЬ нашего урока. СЛАЙД | Природа. Цель: проанализировать стихотворение И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер» По 1 чел. от группы выходят к доске, отгадывают кроссворд, определяют тему урока Вместе с учителем определяют цель урока | Тема и цель по лит-ре, Тема и цель по англ.яз |
3 | Актуали-зация знаний | Ан.-Ну а теперь проверим домашнее задание. Дома вы готовили проекты «MY HOBBY». (покажите их). Давайте расскажем о тех, которые перекликаются с темой по литературе. Вот они, написаны в нашем кроссворде. 1. Whose hobby is watching nature? 2. Photography. 3. Reading books. 4.Painting. 5. Writing poems. Thank you! Остальные расскажут о своих хобби на следующем уроке. | Рассказывают о хобби по опорам на слайде | Опоры для рассказа |
4 | Получе-ние новых знаний | Л: А сейчас мы познакомимся с биографией Бунина. Возьмите пакет №2. Прочитайте биографию Бунина на русском языке, а затем подставьте в английский текст подходящие по смыслу слова, используя факты биографии писателя. Проверьте по ключу. | Читают биографию Бунина на русском языке, затем работают с английским текстом, проверяют правильность выполнения по ключу | Слайд с ключом |
| Физкультминутка (на английском языке) | | Выполняют упражнения с прочтение стихотворения на английском языке | |
5 | Самосто-ятельная работа в группах | Л.- предлагает выполнить карточки-задания каждой группе. | Каждая группа получает карточку-задание и отвечают на вопросы по тексту стихотворения (время, пространство, внутреннее и внешнее, средства художественной выразительности). Выводы вписывают в карточку. Представитель от каждой группы знакомит остальных с полученными выводами. | Карточки-задания, слайд с выводами по анализу стихотворения |
6 | Работа над сти-хотворе-нием на анг.яз. | Ан.- Ребята! Вы только что познакомились с прекрасным стихотворением Бунина о родной природе. Но о природе есть стихи и на английском языке. Давайте познакомимся со стихотворением OH, RUSSIA, I`M IN LOVE WITH YOU! Они лежат у вас на столах. А прочитает его нам …… А теперь попробуем перевести стихотворение на русский язык. Возьмите лист №… Здесь уже дан перевод, но в нем перепутаны абзацы. Попробуйте восстановить правильную последовательность. Кто быстрее? А теперь прочитаем перевод. Красивое стихотворение? (если есть время, отчитываем стихотворение хором) | Слушают стихотворение в исполнении ученика или учителя Затем восстанавливают текст с переводом. | Слайд с картинкой о природе |
7 | Инфор-мация о д/з | Ан.- Дома приготовьте выразительное чтение этого стихотворения. А кто хочет, выучите его наизусть. Л: А по литературе создать индивидуальный проект «Мое любимое стихотворение о природе» с иллюстрацией и комментарием. | Записывают д\з | Слайд с д/з |
8 | Рефлек-сия | Ребята, а теперь давайте оценим урок. Кому понравилось, как мы сумели соединить вместе анг. и литературу, поднимите полоску с солнечным, желтым цветом. Кому не понравилось, поднимите цвет тучки. А кто считает, что наш урок удался на оценку 4, поднимите обе полоски. Спасибо! А теперь заполните оценочный лист. Оцените свою работу. | Оценивают урок, оценивают свою работу | Слайд по рефлексиии |
9 | Заверше-ние урока | Мы благодарим вас за работу на уроке, ждем от вас новых идей и говорим вам: GOOD-BYE! До свидания! | Прощаются с учителями | |
Карточки для групп У1
Группа 1. «Время в стихотворении».
1.Какое время изображено в стихотворении: настоящее или давно прошедшее. Найдите слово, помогающее понять это. | |
2.Какое время суток изображено? Почему? | |
Вывод: это стихотворение –………………………………….о детстве. Картины, созданные поэтом, помогают создать…………………….., ……………….. настроение.
Группа 2. «Пространство в стихотворении».
1.Где происходит действие? Как вы себе представляете место действия? (свет, звук, цвет) | |
2.Куда герой уносится мечтами? (свет, звук, цвет) | |
Вывод: пространство в стихотворении (расширяется / сужается), уводя в мир мечты.
Мы перемещаемся из ………………………………………..в………………………………………
Группа 3. «Сопоставление внутреннего и внешнего».
1.Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Почему? | |
2.Как меняется настроение лирического героя во время приятных воспоминаний? | |
Вывод: мечта помогает забыть……………………………………….
Группа 4. «Средства художественной выразительности».
1.Эпитеты (образные определения) | |
2.Олицетворение (перенесение свойств живого предмета на неживой) | |
Вывод (зачеркни ненужное): Эпитеты рисуют яркую картину летнего поля, создают радостное настроение, указывают на грустное настроение лирического героя.
Олицетворения одушевляют явления природы, делают бурю и вьюгу участниками событий, создают тревожное настроение, противопоставляют героя и природу.
Группа 5. «Антитеза как средство художественной выразительности».
1.Что такое антитеза? | |
2.Найти антитезу: А) в изображении вечера и дня. Б) в словах матери В) в звуках Г) в свете | |
Вывод: И. А. Бунин использует антитезу для противопоставления мира…………………..и мира…………………..
Группа 5. «Антитеза как средство художественной выразительности».
1.Что такое антитеза? | |
2.Найти антитезу: А) в изображении вечера и дня. Б) в словах матери В) в звуках Г) в свете | |
Вывод: И. А. Бунин использует антитезу для противопоставления мира
…………………………………… и мира …………………………………...
Лирический герой – образ поэта в лирике, герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого, оно отражает.
Группа 1. «Время в стихотворении».
1.Какое время изображено в стихотворении: настоящее или давно прошедшее. Найдите слово, помогающее понять это. | Прошедшее время. Слово помню. |
2.Какое время суток изображено? Почему? | Вечер. Так как он навевает воспоминания о песне матери, о детстве. |
Вывод: это стихотворение – воспоминание о детстве. Картины, созданные поэтом, помогают создать задумчивое, мечтательное настроение.
Группа 2. «Пространство в стихотворении».
1.Где происходит действие? Как вы себе представляете место действия? (свет, звук, цвет) | Полумрак, тишина, огонек лампады, буря. |
2.Куда герой уносится мечтами? (свет, звук, цвет) | В прошлое, в детство. Полдень, зной, лето, шум берез, золотые волны ржи, шепот колосьев. |
Вывод: пространство в стихотворении (расширяется / сужается), уводя в мир мечты. Мы перемещаемся из детской комнаты в просторы полей, лесов.
Группа 3. «Сопоставление внутреннего и внешнего».
1.Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Почему? | Задумчивое, печальное, грустное. Потому что вечер, буря. |
2.Как меняется настроение лирического героя во время приятных воспоминаний? | Успокоение, умиротворение, приятные воспоминания. |
Вывод: мечта помогает забыть тревоги, заботы, уныние.
Группа 4. «Средства художественной выразительности».
1.Эпитеты (образные определения) | Золотые волны ржи, невнятный шум берез |
2.Олицетворение (перенесение свойств живого предмета на неживой) | Буря плачет, вьюга воет, ходят волны ржи |
Вывод (зачеркни ненужное): Эпитеты рисуют яркую картину летнего поля, создают радостное настроение, указывают на грустное настроение лирического героя.
Олицетворения одушевляют явления природы, делают бурю и вьюгу участниками событий, создают тревожное настроение, противопоставляют героя и природу.
Группа 5. «Антитеза как средство художественной выразительности».
1.Что такое антитеза? | Противопоставление предметов, событий, явлений |
2.Найти антитезу: А) в изображении вечера и дня. Б) в словах матери В) в звуках Г) в свете | А) вечер темный, тихий – день солнечный, знойный Б) позабудь - вспомни В) буря воет – шепот колосьев, шум берез Г) тусклый свет лампады – яркий летний полдень |
Вывод: И. А. Бунин использует антитезу для противопоставления мира реальности и мира мечты.