Новокаховская общеобразовательная школа № 1
Интегрированный урок
Чтение: «Волшебная полочка» Н. Сладков. А Барто «Лебединое горе»
Труд: Аппликация птицы из природного материала
2 класс
Учитель: Банкова Е.А.
Чтение: «Волшебная полочка» Н. Сладков. А Барто «Лебединое горе»
Цель: познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова и стихотворением А.Барто; продолжить работу над пословицами; совершенствовать навыки чтения; развивать речь, воображение; обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к зимующим птицам.
Труд: Аппликация птицы из природного материала
Цель: учить выполнять аппликацию птиц из природного материала; развивать внимательность, аккуратность, воображение. Воспитывать любовь к птицам
Ход урока
I.Организация класса
1. Ожидание.
- Что вы ожидаете от урока?
- А я, ребята, ожидаю от вас плодотворной работы, чтобы вы были активными и узнали много нового и интересного.
2. Скороговорка (слайд 2)
Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.”
Для укрепления пера птицам нужно давать: канареечное семя, сваренное вкрутую яйцо, яичную скорлупу, листья свежей капусты, а также специальные препараты (продаются в зоомагазинах), которые обеспечат организм птицы микроэлементами, витаминами и другими жизненно важными веществами, необходимыми для роста нового оперения и профилактики заболеваний во время линьки, повысят подвижность и активность птиц.
3. Чистоговорка (слайд 3)
КО – ко – ко – зимой птицам нелегко.
Орм – орм – орм – они ищут корм.
Цам – цам – цам – помогите птицам.
Шки – шки – шки – развесьте им кормушки.
II. Проверка домашнего задания
Выборочное чтение текста.
Найдите отрывок, где говорится о большой серой птице.
Прочитайте выделенные предложения. Как вы их понимаете?
Игра «Подбери слова признаки».(из текста)
Тишина – необыкновенная, «мёртвая»
Дождь – стеклянный
Снег – первый, чистый, белый
Снегири – нахохлившиеся
- Почему снегири нахохлились?
- Что вы знаете о снегирях? (слайд 4)
Снегирь – птица крупнее воробья, но меньше скворца. Размер туловища 15-17 см при размахе крыльев 22-29 см. Самка откладывает от 4 до 6 яиц и насиживает их в течение 2 недель. В это время самец приносит ей корм. После появления на свет снегирят, кормят их оба родителя еще чуть более 2 недель. Следует отметить, что Снегири питаются растительной пищей, и птенцов также кормят (из зоба) семенами деревьев, трав, молодыми побегами, почками. Насекомых поедают очень редко. Как и большинства воробьинообразных птиц, у Снегиря обыкновенного 2 кладки в году. К началу августа слетки линяют, и самцы надевают свой яркий алый наряд и черную шапочку. Самки же становятся более равномерного бурого окраса и также примеряют черный «головной убор».
III. Итог проверки домашнего задания
IV. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Волшебная полочка» по Н. Сладкову и стихотворением Агнии Барто «Лебединое горе». Узнаем как тяжело зимовать птицам и как мы можем им помочь (слайд 5)
V. Изучение нового материала
1. Биография Н.Сладкова (слайд 6)
2. Словарная работа
Заклинание – магические слова (абра – кадабра…) (слайд 7)
Фанерка – тонкий лист древесины (слайд 8)
Повелитель – тот, кого слушаются и подчиняются (слайд 9)
3.Орфоэпическая работа
В тексте вам встретятся слова, чьё написание расходится с произношением.
Воробьи
Открою
Этого
его
4.Чтение текста учителем
Проблемный вопрос: Когда полочка станет волшебной? (слайд 10)
5.Вопросы по содержанию
- Что надо сделать, чтобы стать повелителем птиц?
- Почему повелителя птиц автор называет добрым?
- В чём волшебная сила полочки?
6. Физминутка
VI. Закрепление изученного материала
«Дождик»
Выборочное чтение
- Чем питаются синички? (слайд 11, 12)
- Чем питаются снегири? (слайд 13)
3. Работа по рисунку.
Правильно ли нарисовал кормушку для птиц художник?
- Из чего можно сделать кормушки? (слайд 14)
- Какая главная мысль рассказа?
Чтение учителем стихотворения «Лебединое горе»
Биография Агнии Барто (слайд 15)
Чтение учителем
Проблемный вопрос: Почему лебедь остался один? (слайд 16)
Работа по содержанию.
- Почему стихотворение называется «Лебединое горе»?
- Как люди могут помочь птицам зимой? (слайд 17)
- Что страшнее для птиц – голод или холод?
4) «Цепочка».
Что мы знаем о лебедях?
Отряд гусеобразные, семейство утиные, подсемейство гусиные. Со всеми вытекающими многочисленными последствиями в буквальном смысле: в кладке у него 7-9 яиц (которые откладываются в марте и насиживаются 35 суток, кстати. Причём самец в это время охраняет самку, а когда ей надо по делам, сидит на кладке вместо неё). Лебедь имеет 25000 перьев.
«Продолжи пословицу»
Друг познаётся в …
Верному другу цены…
Дерево живёт корнями, а человек…
Работа с народными приметами, связанные с птицами.
Ласточки и стрижи с весёлым криком высоко летают в небе – к хорошей погоде.
Ласточки летают над землёй, к дождю.
Вороны и галки сидят на вершине деревьев – к морозу.
Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается – к дождю.
- Что такое аппликация? (слайд 18)
6. Техника безопасности при работе с клеем (слайд 19)
7. Работа в парах (слайд 20 – 24)
Составление аппликации из природного материала.
На какую геометрическую фигуру похоже туловище птицы?
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить.
( музыка: голоса птиц)
Составление аппликации из засушенных листьев строится по следующему плану:
1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.
2. Подбираем и прикладываем мелкие детали (ушки, хвостики, лапки).
3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)
8.Презентация работ в парах
9. Просьба птиц (слайд 25)
VII. Итог урока. Домашнее задание
- О ком мы сегодня читали? (слайд 26)
- Оправдались ли ваши ожидания?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- Что изменил бы в своих действиях на уроке?
- Над чем заставил задуматься урок?
- Урок дал мне для жизни …
Домашнее задание: Выразительно читать стихотворение и пересказать рассказ (слайд 27)
Спасибо за урок (слайд 28)