СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физики и литературы "Экологический аспект диффузии. Народный экологический опыт в пословицах и поговорка"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок физики и литературы в 7 классе. Тема урока "Экология в пословицах и поговорках на уроках физики и литературы". Урок обобщения и систематицации знаний (общеметодологической направленности. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физики и литературы "Экологический аспект диффузии. Народный экологический опыт в пословицах и поговорка"»

Интегрированный урок физики и литературы

Авторы: Марченко О.И., учитель физики, Рыжих В.П., учитель литературы МОУ-СОШ №3 г.Маркса Саратовской области

Класс 7

Автор УМК: Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. Литература. 6 класс. Под редакцией В. Я. Коровиной.

Имя урока. Экология в пословицах, поговорках на уроках физики и литературы

Тема урока. Экологический аспект диффузии. Народный экологический опыт в пословицах и поговорка.

Тип урока. Урок обобщение и систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели. Деятельностная - организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о физических процессах, происходящих в природе, связанных с деятельностью человека с позиции экологической безопасности.

Содержательная – расширить и углубить физико-экологические знания, используя малые формы устного народного творчества, опираясь на народный экологический опыт.

Задачи. 1.На основе анализа полученной информации из поговорок, пословиц, фольклорных образах расширить физико-экологические знания.

2.Через организацию проектной деятельности установить логические связи между деятельностью человека и ее последствиями, связанные с физическими процессами, происходящими в природе.

3. В ходе коллективного обсуждения определить факторы, отрицательно влияющие на природу и осознать роль физических знаний для изучения и защиты природы.

4. Формировать потребность в приобретении новых знаний через сотрудничество, взаимодействие в группах, парах.

5. Пробудить интерес к умению применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, поощрять активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый , исследовательский, проектный.

Формы работы. Фронтальная (работа по постановке задач урока).

Исследовательская  (выполнение экспериментов в группах). Проектная (в парах – поиск информации и заполнение технологической карты проекта). Итоговая беседа-обсуждение

Межпредметные связи. Физика, литература, экология.

Ресурсы. 1.Персональные ноутбуки. 2.Мультимедиа 3.Проект «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru/project/cover/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VHDaoTSsXbQ)

4.Результаты исследования (Глобальная лаборатория) https://globallab.org/ru/project/results/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VlsqjNLhDcs

5. Видеофрагменты: -«Загрязнение воздуха» https://youtu.be/xYv2ppcUo20

- «Загрязнение воды» (фрагмент)http://www.youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

-Видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» http://www.youtube.com/watch?v=nNRgtNhR8hI

6.Физическое оборудование:

1) освежитель воздуха, секундомер, метр

Планируемые результаты.

Личностные:

- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку, предметам физики, литературе, экологии;

- формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;

- продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятие решений, умению отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия :

-формировать умение анализировать факты, сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

- осуществлять моделирование, структурирование знания, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;

- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- развивать навыки культурного диалога, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, ориентироваться и адаптироваться в новых условиях работы в группе, паре;

- учить приемам представления результата своей деятельности и результата деятельности группы, пары.

Предметные результаты:

- знать, что такое диффузия;

- уметь объяснять механизм диффузии на основе представлений о строении вещества;

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения; сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

-использовать малые фольклорные жанры в своих устных  и письменных высказываниях;

- иметь представление о природе как о взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

- учить применять полученные знания в повседневной жизни для изучения и защиты природы.

Организация пространства урока.

-Работа детей за компьютерами, имеющими выход в Интернет (в парах).

-Дети могут свободно перемещаться по классу при выполнении эксперимента.

-В каждой группе на столах лабораторное оборудование.

-Учитель объясняет задачу урока, учащиеся выбирают задания для выполнения.

-Учитель демонстрирует проект на ГлобалЛаб и дает рекомендации по работе с ним.

-Учитель организует фронтальное обсуждение результатов проекта, урока

Сценарий урока

I. Организация самооценки к предстоящей деятельности (1 мин.)

Цель: Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учителей физики и литературы.

Здравствуйте, ребята!

- проверьте готовность к уроку и если вы готовы, произнесем нашу закличку:

Мы умны,

Мы добры,

Мы хорошо учимся,

У нас всё получится!

Сегодня у нас необычный урок, его ведут учитель литературы и учитель физики.

II. Актуализация знаний. Цель. Повторение системы опорных знаний, понятий. Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание (5мин.)

- Учитель литературы.

Эпиграфом к уроку мы взяли русскую народную пословицу «Плоха та птица, что засоряет собственное гнездо». Вашему вниманию, мы предлагаем следующие пословицы:

-Не беречь поросли - не видать и дерева.

-Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

-Срубили деревья — прощай птицы.

Проанализируйте русские народные пословицы и дайте им толкование.

Подумайте, как они могли быть связаны с темой нашего урока?

Учитель физики.

-Какие науки, изучающие природу, вы знаете?

-А что вы знаете о науке экологии?

Физика - наука о природе, изучает разнообразные физические явления, протекающие в ней, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни.

- Назовите физические явления и процессы, положительно (отрицательно) влияющие на природу, связанные с деятельностью человека.

Учитель литературы

Существует тесная взаимосвязь между литературой и экологией, так называемой народной экологией. Все знания о природе, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой, в том числе и экологические, нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, пословицах и поговорках, былинах.

III.Постановка цели и задач урока (5мин.)

Цель: Решить проблемную ситуацию, в результате, которого обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов и гипотез. Совместно формулируют цели учебного занятия.

Учитель физики.

- Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, имя которому «Экология в пословицах, поговорках, загадках на уроках физики и литературы»?

- Записать в тетрадь ассоциации, которые вызвал у вас отрывок из песни «Пусть будет мир прекрасен». Обсудить их друг с другом. Каждая пара по кругу называет одно сведение или факт согласно имени урока, при этом, не повторяя ранее сказанного. Ваши ответы оформим в виде кластера.

Ключевое слово: ПРИРОДА.

- Постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний (включение изученного в систему знаний 10мин.)

Цель: Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

  • Воспроизведение на новом уровне

Учитель физики.

-Незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение, в народе говорят «Ложка дегтя портит бочку меда».

-Давайте подумаем, действительно ли ложка дегтя может испортить мед в большой бочке? Что удивляет? Выскажите свое мнение.

Обсуждаются вопросы:

-Из чего состоят все вещества, в том числе мед и деготь?

-Как ведут себя молекулы в веществах?

- Давайте вспомним, о каком физическом явлении идет речь?

Учитель литературы.

Какие еще пословицы о диффузии вы знаете?

Прием "Свои примеры":

-«Одно тухлое яйцо портит всю похлебку» - немецкая.

-«Капля яда ведро молока портит» - тамильская.

- « Ложка дёгтя в бочке мёда» – русская

В чём житейский смысл этих пословиц?

Учитель физики.

-С одной стороны, явление диффузии играет чрезвычайно важную роль в живой природе, ее широко применяют в технике, в повседневной жизни. Но оказывается, что  вредные  вещества, вследствие диффузии, загрязняют окружающую среду (воздух, воду, почву). Как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека?

-Давайте вместе проведем исследование и выясним, на примере распространения пахучего вещества в воздухе как явление диффузии способствует его загрязнению в проекте «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб (ответить на вопросы1-8).

  • Физминутка. Цель: здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье. (4мин)

Супер физкультминутка (http://videouroki.net/)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации (7мин)

Цель: Организовать закрепление ранее изученного материала для введения в последующем новых способов действий. Систематизировать знания и способы действий.

Учитель литературы

У вас на партах разрезанные пословицы.

- Задание. Сложи пословицу.

«И в мутную воду- пьют в невзгоду»

«Не плюй в колодец: случиться напиться»

«Без росы и трава не растет»

«Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду?»

«Правда-воздух, без которого дышать нельзя»

«Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается»

«Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»

Сделайте вывод, о каких веществах говорится в пословицах, какую роль они играют в жизни человека, окружающей нас природе.

Как мы можем ответить на данный вопрос?

Учитель литературы

«Вода-это жизнь» под таким девизом в России впервые отметили Всемирный день воды 22марта 1995года.

Если без воды человек может прожить несколько суток, без еды - несколько недель, то без  воздуха  не обойтись и нескольких минут.

Учитель физики

- Просмотрите видеофрагменты: «Загрязнение водной среды»

- «Загрязнение воздуха»

Задание. Произвести оценку влияния деятельности человека на протекание диффузных процессов в природе.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (9мин).

Цель: выявить понимание учащимися смысловой и тематической направленности урока.

Учитель физики.

- Проанализируйте содержание просмотренных видеофрагментов, воспользуйтесь результатами исследования проекта «Диффузия вокруг нас» на платформе «ГлобЛаб», приведем примеры типичных загрязнителей атмосферы, рек и водоемов, полей и лесов. Узнайте, какие существуют способы защиты окружающей среды от загрязнения. Оформите результаты в виде схемы Фишбоуна (работа в парах).

Учитель физики

Формулирует обобщенные вопросы:

- Что мы узнали нового?

- Отличается ли ваши выводы от информации к проекту Глобаллаб, в учебнике?

- Благодаря чему мы живем на земле?

Учитель литератур

-Что означает пословица: «Земля наш дом: бережем дом – бережем и здоровье».

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин).

Цель. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.).

Подводят итог работы на уроке и анализируют достигнутые результаты.

Организуют рефлексию (по вопросам) и самооценку учебной деятельности учащихся;

- отмечают степень вовлеченности учащихся в работу на уроке;

-дают комментарий к домашнему заданию.

- Ребята, выскажите своё мнение об уроке,  выбирая один из предложенных на доске вариантов:

Моё сегодняшнее открытие……;

Что изменилось в моём понимании…..;

В каких мыслях я укрепился….;

Оказывается, что…;

Я узнал, что…;

Кто бы мог подумать …;

Мне было трудно…;

Могу похвалить себя за то, что….;

Мне было интересно…...


Домашнее задание:

Написать синквейн: ключевые слова

«Литература, экология, физика, природа, Земля».


Приложение к уроку


Задание. Сложи пословицу.

Ответы: 1-е 2-а 3-г 4-ж 5-в 6-б 7-д

1

И в мутную воду-

а

случиться напиться

2

Не плюй в колодец:

б

оно трудом дается

3

Без росы и

в

без которого дышать нельзя

4

Если осквернишь родник

г

трава не растет

5

Правда-воздух,-

д

- наши верные друзья

6

Счастье в воздухе не вьется

е

пьют в невзгоду

7

Солнце, воздух и вода

ж

откуда будешь пить воду

Технологическая карта эксперимента 1. «Определение скорости протекания диффузии в газах»

Цель опыта: Экспериментально определить скорость протекания диффузии в газах.

Оборудование: секундомер, рулетка, баллон с освежителем воздуха

Делаю…

Вычисляю…

1.Взяли часы с секундной стрелкой, рулетку, баллон с освежителем воздуха и встали в разные углы комнаты.

2.Брызнув освежителем воздуха, отмечаем время, когда почувствовали запах освежителя воздуха в другом углу комнаты.

3.Измерили расстояние между экспериментаторами, находим скорость диффузии.

V=S/t


Делаю вывод:


(Эксперимент выполняется с использованием технологической карты, при отсутствии выхода в Интернет)












Маршрутный лист ученика (цы) 7 класса___________________________

1. Толкование русских народных пословиц:

-Не беречь поросли - не видать и дерева________________________________

-Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени___________________________

-Срубили деревья — прощай птицы____________________________________

2. Науки, изучающие природу_________________________________________

3. Назовите физические явления и процессы, связанные с деятельностью человека, влияющие на природу: положительно_________________________

-отрицательно____________________________________________

2. Ассоциации, вызванные отрывком из песни «Пусть будет мир прекрасен»______________________________________

3.Составление кластера - ключевое слово «Природа» ____________

4.Запишите тему урока______________________________________

5.Может ли ложка дегтя, испортить мед в большой бочке? ДА Нет

Ответ обоснуйте___________________________________________________

-Знаете ли вы пословицы или поговорке о диффузии____________________

6. Выполнить эксперимент «Определение скорости протекания диффузии в газах» и заполнить анкету проекта «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб ( с выходом в Интернет).

Физическое оборудование:

1) освежитель воздуха, секундомер, метр.

7. Супер физкультминутка

8. Задание. Сложи пословицу (воспользуйтесь карточкой-заданием)

-В пословицах говорится о _____________________________________

9. Просмотр видеофрагментов: «Загрязнение водной среды». «Загрязнение воздуха», ознакомление с результатами исследования проекта «Диффузия вокруг нас», приведите примеры:

-загрязнители атмосферы, рек и водоемов, полей и лесов_________________

- способы защиты окружающей среды от загрязнения_________

- Оформите результаты в виде схемы Фишбоуна.

10. Рефлексия: (ваше мнение об уроке)

Моё сегодняшнее открытие………

Что изменилось в моём понимании…………………………

В каких мыслях я укрепился;……………………………………………………

Оказывается, что…………………………………………

Я узнал, что……………………………………………………

Кто бы мог подумать …………………………………………

Мне было интересно……………………………………………

Мне было трудно…………………………………………………

Могу похвалить себя за то, что……………………………………

11. Домашнее задание

-Напишите синквейн.

(ключевые слова «Литература, экология, физика, природа, Земля»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!