Интегрированный урок физики и литературы
Авторы: Марченко О.И., учитель физики, Рыжих В.П., учитель литературы МОУ-СОШ №3 г.Маркса Саратовской области
Класс 7
Автор УМК: Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. Литература. 6 класс. Под редакцией В. Я. Коровиной.
Имя урока. Экология в пословицах, поговорках на уроках физики и литературы
Тема урока. Экологический аспект диффузии. Народный экологический опыт в пословицах и поговорка.
Тип урока. Урок обобщение и систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели. Деятельностная - организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о физических процессах, происходящих в природе, связанных с деятельностью человека с позиции экологической безопасности.
Содержательная – расширить и углубить физико-экологические знания, используя малые формы устного народного творчества, опираясь на народный экологический опыт.
Задачи. 1.На основе анализа полученной информации из поговорок, пословиц, фольклорных образах расширить физико-экологические знания.
2.Через организацию проектной деятельности установить логические связи между деятельностью человека и ее последствиями, связанные с физическими процессами, происходящими в природе.
3. В ходе коллективного обсуждения определить факторы, отрицательно влияющие на природу и осознать роль физических знаний для изучения и защиты природы.
4. Формировать потребность в приобретении новых знаний через сотрудничество, взаимодействие в группах, парах.
5. Пробудить интерес к умению применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, поощрять активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
Методы обучения: проблемный, частично- поисковый , исследовательский, проектный.
Формы работы. Фронтальная (работа по постановке задач урока).
Исследовательская (выполнение экспериментов в группах). Проектная (в парах – поиск информации и заполнение технологической карты проекта). Итоговая беседа-обсуждение
Межпредметные связи. Физика, литература, экология.
Ресурсы. 1.Персональные ноутбуки. 2.Мультимедиа 3.Проект «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru/project/cover/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VHDaoTSsXbQ)
4.Результаты исследования (Глобальная лаборатория) https://globallab.org/ru/project/results/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VlsqjNLhDcs
5. Видеофрагменты: -«Загрязнение воздуха» https://youtu.be/xYv2ppcUo20
- «Загрязнение воды» (фрагмент)http://www.youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8
-Видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» http://www.youtube.com/watch?v=nNRgtNhR8hI
6.Физическое оборудование:
1) освежитель воздуха, секундомер, метр
Планируемые результаты.
Личностные:
- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку, предметам физики, литературе, экологии;
- формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;
- продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятие решений, умению отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия :
-формировать умение анализировать факты, сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
- осуществлять моделирование, структурирование знания, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- развивать навыки культурного диалога, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, ориентироваться и адаптироваться в новых условиях работы в группе, паре;
- учить приемам представления результата своей деятельности и результата деятельности группы, пары.
Предметные результаты:
- знать, что такое диффузия;
- уметь объяснять механизм диффузии на основе представлений о строении вещества;
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения; сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
-использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- иметь представление о природе как о взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;
- учить применять полученные знания в повседневной жизни для изучения и защиты природы.
Организация пространства урока.
-Работа детей за компьютерами, имеющими выход в Интернет (в парах).
-Дети могут свободно перемещаться по классу при выполнении эксперимента.
-В каждой группе на столах лабораторное оборудование.
-Учитель объясняет задачу урока, учащиеся выбирают задания для выполнения.
-Учитель демонстрирует проект на ГлобалЛаб и дает рекомендации по работе с ним.
-Учитель организует фронтальное обсуждение результатов проекта, урока
Сценарий урока
I. Организация самооценки к предстоящей деятельности (1 мин.)
Цель: Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствие учителей физики и литературы.
Здравствуйте, ребята!
- проверьте готовность к уроку и если вы готовы, произнесем нашу закличку:
Мы умны,
Мы добры,
Мы хорошо учимся,
У нас всё получится!
Сегодня у нас необычный урок, его ведут учитель литературы и учитель физики.
II. Актуализация знаний. Цель. Повторение системы опорных знаний, понятий. Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание (5мин.)
- Учитель литературы.
Эпиграфом к уроку мы взяли русскую народную пословицу «Плоха та птица, что засоряет собственное гнездо». Вашему вниманию, мы предлагаем следующие пословицы:
-Не беречь поросли - не видать и дерева.
-Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
-Срубили деревья — прощай птицы.
Проанализируйте русские народные пословицы и дайте им толкование.
Подумайте, как они могли быть связаны с темой нашего урока?
Учитель физики.
-Какие науки, изучающие природу, вы знаете?
-А что вы знаете о науке экологии?
Физика - наука о природе, изучает разнообразные физические явления, протекающие в ней, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни.
- Назовите физические явления и процессы, положительно (отрицательно) влияющие на природу, связанные с деятельностью человека.
Учитель литературы
Существует тесная взаимосвязь между литературой и экологией, так называемой народной экологией. Все знания о природе, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой, в том числе и экологические, нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, пословицах и поговорках, былинах.
III.Постановка цели и задач урока (5мин.)
Цель: Решить проблемную ситуацию, в результате, которого обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов и гипотез. Совместно формулируют цели учебного занятия.
Учитель физики.
- Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, имя которому «Экология в пословицах, поговорках, загадках на уроках физики и литературы»?
- Записать в тетрадь ассоциации, которые вызвал у вас отрывок из песни «Пусть будет мир прекрасен». Обсудить их друг с другом. Каждая пара по кругу называет одно сведение или факт согласно имени урока, при этом, не повторяя ранее сказанного. Ваши ответы оформим в виде кластера.
Ключевое слово: ПРИРОДА.
- Постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
IV. Обобщение и систематизация знаний (включение изученного в систему знаний 10мин.)
Цель: Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
Учитель физики.
-Незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение, в народе говорят «Ложка дегтя портит бочку меда».
-Давайте подумаем, действительно ли ложка дегтя может испортить мед в большой бочке? Что удивляет? Выскажите свое мнение.
Обсуждаются вопросы:
-Из чего состоят все вещества, в том числе мед и деготь?
-Как ведут себя молекулы в веществах?
- Давайте вспомним, о каком физическом явлении идет речь?
Учитель литературы.
Какие еще пословицы о диффузии вы знаете?
Прием "Свои примеры":
-«Одно тухлое яйцо портит всю похлебку» - немецкая.
-«Капля яда ведро молока портит» - тамильская.
- « Ложка дёгтя в бочке мёда» – русская
В чём житейский смысл этих пословиц?
Учитель физики.
-С одной стороны, явление диффузии играет чрезвычайно важную роль в живой природе, ее широко применяют в технике, в повседневной жизни. Но оказывается, что вредные вещества, вследствие диффузии, загрязняют окружающую среду (воздух, воду, почву). Как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека?
-Давайте вместе проведем исследование и выясним, на примере распространения пахучего вещества в воздухе как явление диффузии способствует его загрязнению в проекте «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб (ответить на вопросы1-8).
Супер физкультминутка (http://videouroki.net/)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации (7мин)
Цель: Организовать закрепление ранее изученного материала для введения в последующем новых способов действий. Систематизировать знания и способы действий.
Учитель литературы
У вас на партах разрезанные пословицы.
- Задание. Сложи пословицу.
«И в мутную воду- пьют в невзгоду»
«Не плюй в колодец: случиться напиться»
«Без росы и трава не растет»
«Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду?»
«Правда-воздух, без которого дышать нельзя»
«Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается»
«Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»
Сделайте вывод, о каких веществах говорится в пословицах, какую роль они играют в жизни человека, окружающей нас природе.
Как мы можем ответить на данный вопрос?
Учитель литературы
«Вода-это жизнь» под таким девизом в России впервые отметили Всемирный день воды 22марта 1995года.
Если без воды человек может прожить несколько суток, без еды - несколько недель, то без воздуха не обойтись и нескольких минут.
Учитель физики
- Просмотрите видеофрагменты: «Загрязнение водной среды»
- «Загрязнение воздуха»
Задание. Произвести оценку влияния деятельности человека на протекание диффузных процессов в природе.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (9мин).
Цель: выявить понимание учащимися смысловой и тематической направленности урока.
Учитель физики.
- Проанализируйте содержание просмотренных видеофрагментов, воспользуйтесь результатами исследования проекта «Диффузия вокруг нас» на платформе «ГлобЛаб», приведем примеры типичных загрязнителей атмосферы, рек и водоемов, полей и лесов. Узнайте, какие существуют способы защиты окружающей среды от загрязнения. Оформите результаты в виде схемы Фишбоуна (работа в парах).
Учитель физики
Формулирует обобщенные вопросы:
- Что мы узнали нового?
- Отличается ли ваши выводы от информации к проекту Глобаллаб, в учебнике?
- Благодаря чему мы живем на земле?
Учитель литератур
-Что означает пословица: «Земля наш дом: бережем дом – бережем и здоровье».
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин).
Цель. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.).
Подводят итог работы на уроке и анализируют достигнутые результаты.
Организуют рефлексию (по вопросам) и самооценку учебной деятельности учащихся;
- отмечают степень вовлеченности учащихся в работу на уроке;
-дают комментарий к домашнему заданию.
- Ребята, выскажите своё мнение об уроке, выбирая один из предложенных на доске вариантов:
Моё сегодняшнее открытие……;
Что изменилось в моём понимании…..;
В каких мыслях я укрепился….;
Оказывается, что…;
Я узнал, что…;
Кто бы мог подумать …;
Мне было трудно…;
Могу похвалить себя за то, что….;
Мне было интересно…...
Домашнее задание:
Написать синквейн: ключевые слова
«Литература, экология, физика, природа, Земля».
Приложение к уроку
Задание. Сложи пословицу.
Ответы: 1-е 2-а 3-г 4-ж 5-в 6-б 7-д
1 | И в мутную воду- | а | случиться напиться |
2 | Не плюй в колодец: | б | оно трудом дается |
3 | Без росы и – | в | без которого дышать нельзя |
4 | Если осквернишь родник | г | трава не растет |
5 | Правда-воздух,- | д | - наши верные друзья |
6 | Счастье в воздухе не вьется | е | пьют в невзгоду |
7 | Солнце, воздух и вода | ж | откуда будешь пить воду |
Технологическая карта эксперимента 1. «Определение скорости протекания диффузии в газах» |
Цель опыта: Экспериментально определить скорость протекания диффузии в газах. | Оборудование: секундомер, рулетка, баллон с освежителем воздуха |
Делаю… | Вычисляю… |
1.Взяли часы с секундной стрелкой, рулетку, баллон с освежителем воздуха и встали в разные углы комнаты. 2.Брызнув освежителем воздуха, отмечаем время, когда почувствовали запах освежителя воздуха в другом углу комнаты. 3.Измерили расстояние между экспериментаторами, находим скорость диффузии. | V=S/t |
Делаю вывод: |
(Эксперимент выполняется с использованием технологической карты, при отсутствии выхода в Интернет)
Маршрутный лист ученика (цы) 7 класса___________________________
1. Толкование русских народных пословиц:
-Не беречь поросли - не видать и дерева________________________________
-Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени___________________________
-Срубили деревья — прощай птицы____________________________________
2. Науки, изучающие природу_________________________________________
3. Назовите физические явления и процессы, связанные с деятельностью человека, влияющие на природу: положительно_________________________
-отрицательно____________________________________________
2. Ассоциации, вызванные отрывком из песни «Пусть будет мир прекрасен»______________________________________
3.Составление кластера - ключевое слово «Природа» ____________
4.Запишите тему урока______________________________________
5.Может ли ложка дегтя, испортить мед в большой бочке? ДА Нет
Ответ обоснуйте___________________________________________________
-Знаете ли вы пословицы или поговорке о диффузии____________________
6. Выполнить эксперимент «Определение скорости протекания диффузии в газах» и заполнить анкету проекта «Диффузия вокруг нас» на платформе ГлобалЛаб ( с выходом в Интернет).
Физическое оборудование: 1) освежитель воздуха, секундомер, метр.
7. Супер физкультминутка
8. Задание. Сложи пословицу (воспользуйтесь карточкой-заданием)
-В пословицах говорится о _____________________________________
9. Просмотр видеофрагментов: «Загрязнение водной среды». «Загрязнение воздуха», ознакомление с результатами исследования проекта «Диффузия вокруг нас», приведите примеры:
-загрязнители атмосферы, рек и водоемов, полей и лесов_________________
- способы защиты окружающей среды от загрязнения_________
- Оформите результаты в виде схемы Фишбоуна. 10. Рефлексия: (ваше мнение об уроке) Моё сегодняшнее открытие……… Что изменилось в моём понимании………………………… | |
В каких мыслях я укрепился;……………………………………………………
Оказывается, что…………………………………………
Я узнал, что……………………………………………………
Кто бы мог подумать …………………………………………
Мне было интересно……………………………………………
Мне было трудно…………………………………………………
Могу похвалить себя за то, что……………………………………
11. Домашнее задание
-Напишите синквейн.
(ключевые слова «Литература, экология, физика, природа, Земля»)