СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок географии и самопознание на тему: "Погода и климат. Климатообразующие факторы" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география + самопознание 6 класс на тему: "Погода и климат. Климатообразующие факторы"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и самопознание на тему: "Погода и климат. Климатообразующие факторы" 6 класс»

План урока_георафия,интегрированного с предметом «Самопознание»

Школа: Береговая СОШДата: 15.03.2017г

Педагог: Байгалова Д.С.

Учитель самопознания: Токтасова А.К.

Класс 6 Б_ Кол-во уч-ся ____

Тема: Погода и климат. Климатообразующие факторы

Ценность: внутренний покой

Качества: бережное отношение к природе, доброжелательность, душевное равновесие

Цель урока: расширение представления о значимости природы и обретение внутреннего покоя через факторы природы

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с понятиями «погода», «климат», их отличия. Обозначить причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды.

  • Научить устанавливать  причинно-следственные связи между элементами погоды и явлениями погоды; продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся,  умение работать с разными источниками информации.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, душевное равновесие



Ресурсы: (материалы, источники)


Презентация, музыкальные фрагменты – Чайковский «Времена года», песня «У природы нет плохой погоды», видеофрагмент «прогноз погоды», раздаточный материал – стихи о временах года, кроссворды, календарь.

Ход урока:

Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)

1 Орг момент.

– Прежде чем мы запишем тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и подумайте, какая сегодня у нас тема урока?
Ребята слушают фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» и отвечают, что тема урока: «Погода». После этого записывают тему урока в тетрадь.
Мы часто в повседневной жизни используем слово погода в нашей разговорной речи. А что вы понимаете под словом «погода»? (Ребята дают свои варианты ответов, обсуждаем) Подводим итог и записываем –

Погода  – это состояние тропосферы в данное время в данном месте

Далее обсуждаем – а с помощью каких показателей мы характеризуем погоду. Чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент видеозаписи «Прогноз погоды» и схему – «элементы погоды».

После просмотра ребята отвечают,  какие элементы характеризуют погоду и записывают их в тетрадь.

Примечания




Песня «У погоды нет плохой погоды»











Фрагмент видеозаписи «Прогноз погоды»

Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)

Далее переходим к обсуждению понятия климат. Мы иногда слышим – «у нас такой -то климат», «мне не подходит этот климат». А что такое климат? Ребята затрудняются ответить на этот вопрос, записываем вместе.

Климат  (в переводе с греч. – «наклон») – многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

– Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место – это экватор. Записываем.

Погода и климат – одинаковые на экваторе! Там всегда тепло и жарко.

– А у нас?
Ребята отвечают, что у  нас выделяют сезоны года.
Есть следующие сроки наступления сезонов года:

  • Календарные – 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1 декабря.

  • Астрономические – 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

  • Фенологические – зависят от географической широты (главные показатели весны –дата начала разрушения устойчивого снежного покрова и переход температур через - 5)

  • Климатические – весна начинается со среднесуточной температуры выше 0, лето выше + 15, осень  ниже + 15, зима ниже 0.

В каждой местности в основном используют фенологические сроки. А в нашей местности – это:

Время года

Срок наступления

Продолжительность

Лето

5 июня

 

Осень

24 августа

 

Зима

30 октября

 

Весна

26 марта

 

Давайте посчитаем по календарю продолжительность каждого сезона.
Лето – 80 дней. Осень – 67. Зима – 147. Весна – 71.
Такой видят  погоду метеорологи. А какой видят ее поэты? У вас на столах листочки со стихами. (Приложение 1).Выделите, как описывают погоду поэты. На работу 3 минуты. Через 3 минуты проверяем. Пока ребята работают, звучит музыка Чайковского «Времена года».

Зима

берега с недвижною рекою, блеснул мороз, метели, нет голой земли, морозы затрещали, сковали пруды, снег падает, ложится белой пеленою, иней сверкает, вихри снежные крутя, буря воет,  мороз  и солнце, блестя на солнце снег лежит, ели сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит, горят снежинки, волшебница зима, матушка зима, ведьма злая

Весна

снега сбежали, мутными ручьями,
потопленные луга, снег последний тает, воды шумят, кувшинчик зацветает,воздух чист,
шумят ручьи, бегут ручьи, река несет лед,
весна –краса природы,  утро года,
прекрасное дитя

Лето

лег загар, золотится пшеница, палит отвесными лучами, солнце жжет, от зноя бледен небосклон, ни облачка, толчется сеткой мошкара, завтра вновь жара, теплых зорь, щедрых рос, лето красное, дожди июльские

Осень

короче день, листьяпожелтелые, леса обнажились, гусей караван,скучная пора, унылая пора, природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, очей очарованье, туман и непогоды, румянит клены, осинник желтый, осыпался березы лист,
обсыпается сад, дожди грибные, кисти ярко красные рябин, осень золотая, проливной дождь, листья опадают

А теперь давайте подумаем, почему изменяется погода? Иногда она меняется прямо на наших глазах – почему?

Ребята отвечают, что из-за смены ветра. Записываем:
1. Главная причина изменения погоды –  смена направления ветра.

– А почему климат разный на разных территориях?  Ребята отвечают, из-за географической широты. Записываем.

2. Климат зависит от географической широты

Чем дальше от экватора, тем меньше угол наклона солнечных лучей и тем холоднее.

– Что происходит с температурой с поднятием в горы (с высотой)?

3. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. Чем выше, тем холоднее.

Обсуждаем – как зависит температура воздуха и количество осадков в направлении от океана вглубь материка. Записываем.

Чем дальше от океана,
тем холоднее зима,
теплее лето
и меньше осадков.

4. Климат зависит  от океанических течений. А как  будет если – теплое течение. Сделайте схему сами.

5. Зависимость климата от направления господствующих ветров.

Екатеринбург

1. с севера, Северного Ледовитого океана – приносит похолодание
2. с запада – с Атлантического океана – летом –похолодание, зимой –потепление
3. с юга – потепление

– Итак, мы с вами рассмотрели основные причины от

которых зависит климат. А как вы думаете: Люди сердятся на погоду? (ответ детей). Из-за этого она меняется? (ответы детей).

Надо спокойно воспринимать все события в жизни, как смену погоды, сохраняя покой в сердце.

Назовите  причины, от которых зависит климат:

(ребята перечисляют)

Подводим итоги урока. Выставляем оценки за работу на уроке.

– А теперь в качестве закрепления давайте заполним кроссворд (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Домашнее задание

  • Выучить конспект

  • Подобрать пословицы, поговорки, приметы погоды.

Заключительная минута урока

Ребята давайте вспомним, о чем говорили сегодня на уроке и поблагодарим природу за все: за времена годы, хорошую погоду - все, что имеет для нас значение в жизни.

Спасибо Вам за такой замечательный урок!





Показ слайдов

















































Звучит музыка Чайковского «Времена года»









































Показ слайда













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!