СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-исследование "Что такое почва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит презентацию и конспект интегрированного урока. Окружающий мир - "Что такое почва", математика - "Решение текстовых задач изученных видов". УМК "Школа России" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока:

Окружающий мир: Что такое почва.

Математика: Решение текстовых задач изученных видов.

Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)

Цель:

  • Создать условия для исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы, основным свойством и охраной.

  • Организовать работу в группах для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств.

  • Создать условия для актуализации знаний учащихся о решении задач.

Оборудование:

  • Раздаточный материал для опытов: почва, стаканы, фильтровальная бумага, стеклянные палочки, горшочки для посадки растений.

  • Штатив, спиртовка, стекло – у учителя.

  • Кроссворд

  • Электронная презентация (компьютер, мультимедиа проектор).

Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите их. Слайд № 1

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова и рассмотрим это понятие.

Тема нашего урока: слайд №2

Чтобы ответить на главный вопрос Слайд №3 (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы (перечислить этапы в слайде №3).

2. Совместное открытие знаний

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.

Работа в группах.

Вы на несколько минут стали учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

Опыт №1

Возьми стакан с водой.

Брось туда комочек почвы.

Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт №2

Возьми фильтровальную бумагу.

Насыпь на нее немного почвы.

Плотно придави её к бумаге вторым листом.

Стряхни почву обратно в стакан.

Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Опыт №3

Возьми стакан с водой.

Добавь туда почвы.

Размешай стеклянной палочкой.

Подожди немного и посмотри на дно.

Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть ____________________________.

Опыт №4

Возьми стакан с водой.

Добавь туда почвы.

Размешай стеклянной палочкой.

Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть _____________________________________________.

Опыт №5

Возьмите горшок с почвой.

Налейте туда немного воды.

Держите горшок над пустым стаканом.

Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________________________ воду.

Опыт №6 проводит учитель

Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.

Взять несколько капель воды из стакана.

Поместить эти капли на стекло.

Подержать стекло над огнем.

Что ты наблюдаешь?

Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Слайд №4 (Открываю выводы по мере их озвучивания).

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас в тетрадях с.27.

Представитель группы озвучивает свою схему.

Давайте проверим. Я открываю Слайд №5. Ребята карандашом отмечают состав. Осталась одна часть – остатки умерших организмов.

На слайде это - “перегной”, не открываю.

Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 66. Давайте прочитаем третий абзац статьи.

Каким словом ученые заменяют выражение “остатки умерших организмов”. Перегной – открываю название.

Мы сегодня ученые. Посмотрите, какой сложный состав почвы. Как вы думаете, есть ли в почве лишние составляющие?

Что такое почва? Слайд № 6.

Мы с вами раскрыли только две тайны. У нас осталось еще две. Возвращаемся к слайду №3.

Ответы учащихся на вопрос №3.

- А теперь сравним свои выводы с выводами учебника с.67.

- Проверьте себя: заполните схему в тетради с.38.

- Ответ на четвертый, последний вопрос, найдем в учебнике с.68.

- Задайте друг другу вопросы по прочитанному материалу.

- Почва – ценнейшее богатство нашей страны. Почву надо охранять: за 15 лет ветром выдувается слой почвы на 20 см.

- Решим задачу: за 100 лет плодородный слой почвы прибавляется на 1 см. За сколько лет прибавится

5 см? Слайды 7,8.

- Мы выяснили, что в почве есть глина. Решим задачу: в глинистой почве ½ часть глины. Сколько килограммов глины в кг почвы?

3. Итог урока.

Вы разгадали все тайны. Попробуйте разгадать и кроссворд (лежат на партах и слайд 9).

- Верхний плодородный слой земли.

- Он есть в составе почвы, а также гранита.

- Чего много в плодородной почве.

- Основное свойство почвы.

Проверьте себя слайд 10.

4. Домашнее задание: с.65-68 прочитать о почве, проблемный вопрос с.68.

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

планета почва поверхность  суша

планета

почва

поверхность

суша

Тема урока:

Тема урока:

Что такое почва? Понятие «почва». Какой состав имеет почва? Какое значение имеет почва для растений и животных? Как образуется почва и отчего она разрушается?

Что такое почва?

Понятие «почва».

Какой состав имеет почва?

Какое значение имеет почва для растений

и животных?

Как образуется почва и отчего она разрушается?

Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух. Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода. Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка. Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных.. Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает  воду. Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли.

Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух.

Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка.

Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений

и животных..

Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает

воду.

Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли.

воздух вода соли песок перегной глина

воздух

вода

соли

песок

перегной

глина

Почва – поверхностный плодородный слой земли. Главное свойство почвы – плодородие.

Почва – поверхностный

плодородный слой земли.

Главное свойство почвы –

плодородие.

Задачи. За 100 лет слой плодородной земли прибавляется на 1 см. За сколько лет прибавится 5 см? Проверь себя:  100 · 5=500 (лет) Ответ: за 500 лет прибавится 5см почвы.

Задачи.

За 100 лет слой плодородной земли

прибавляется на 1 см.

За сколько лет прибавится 5 см?

Проверь себя:

100 · 5=500 (лет)

Ответ: за 500 лет прибавится 5см почвы.

Задачи. В глинистой почве ½ часть глины. Сколько килограммов глины в 6 кг такой почвы? Проверь себя:  6:2=3 (кг) Ответ: в 6 кг почвы 3 кг глины.

Задачи.

В глинистой почве ½ часть глины.

Сколько килограммов глины в 6 кг

такой почвы?

Проверь себя:

6:2=3 (кг)

Ответ: в 6 кг почвы 3 кг глины.

очва есок п ерегной лодородие

очва

есок

п

ерегной

лодородие

Домашнее задание:  с.65-68 прочитать о почве, проблемный вопрос с.68.

Домашнее задание:

с.65-68 прочитать о почве,

проблемный вопрос с.68.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!