- Интегрированный урок (история + география)
для 6 класса
- по теме: "Митрополит Макарий Булгаков – путь, истина и жизнь»
Подготовили учителя МАОУ «СПШ №33»:
Лукьянченко А.А., учитель географии
Хаустова С.И., учитель истории
Цель урока:
1) образовательная: поднять интерес учащихся к предметам; сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах России и Белгородской области, её географических особенностях;
2) воспитательная: воспитание потребностей у детей к активной деятельности, творческому поиску. Способствовать самовыражению учащихся через выступление перед классом.
3) развивающая: развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания; развивать способность быстро ориентироваться в динамичном информационном пространстве и обществе.
I.Организационный момент (1 мин.)
"Как прекрасна жизнь между прочим и потому, что человек может путешествовать!"
И.А. Гончаров
презентация- слайд 2
Учитель: Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать?
Хотели бы вы посмотреть весь мир, побывать в разных уголках нашей родины? А возможно ли такое? Оказывается, возможно, ребята! И для этого вам не придётся ждать слишком долго, потому что отправимся мы с вами в заочное путешествие прямо сейчас, не выходя из класса.
II.Подготовка к изучению нового материала (2 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке вас ждут открытия в области географии и истории. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого из вас они будут свои.
И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай”.
Отправляемся в необычное заочное путешествие!
Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Видео фрагмент (1-Введение )- презентация- слайд 3 (гиперссылка на фото)
Считаете ли слова Макария Булгакова верными? Почему мы сегодня вспоминаем об этом богослове?
III.Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников (2 мин)
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним интереснейшие периоды из жизни митрополита Макария (Булгакова), пройдем его жизненными маршрутами. Узнаем, в каких уголках нашей Родины он побывал, жил, трудился и вы убедитесь, что эпиграф к уроку выбран не случайно – во многих уголках нашей Родины жил и трудился митрополит Макарий. Для этого Вам понадобятся знания, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга.
Митрополит Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству.
В своей речи на вручении Макариевской премии Патриарх Московский и всея Руси сказал: «В 2016 году исполняется 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария. Он был великим ученым, неутомимым тружеником, как на богословской, так и на исторической ниве. Он был настоящим энциклопедистом и просто добрым пастырем, талантливым администратором, человеком, умевшим замечать таланты и поддерживать их. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения по объему и по качеству остаются и по ныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец истинного и жертвенного служения Церкви и Отечеству».
IV.Ознакомление с новым материалом (25 мин.)
А) Видео фрагмент (2-Жизнь) - презентация- слайд 4 (гиперссылка на фото)
Б) Задание 1(по группам):
1 группа «Историки» (детские годы, учеба)
Определить важные даты из детских лет и обучения Макария (Булгакова).
Родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове, Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника.
Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но, несмотря на это, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование.
Учеба
Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии.
В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием.
Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища.
В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.
За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.
В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архим. Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров, профессор архим. Димитрий (Муретов) и другие.
В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение «План христианской аскетики» и «История Киевской академии» заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митр.Филарет (Амфитеатров). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.
2 группа «Картографы» (работа с картой)
Изучить карту, определить географическое положение Старого Оскола, Нового Оскола, Белгорода, с. Сурково и отметить их на контурной карте.
Сейчас это Шебекинский район Белгородской области
Выступление каждой команды
В) Задание 2 (по группам):
1группа. «Библиографы»
Задание: прочитать текст и рассказать о жизни и церковном служении.
МАКАРИЙ, (в миру Булгаков Михаил Петрович), митрополит Московский и Коломенский (19.09[1.10].1816—9[21].06.1882), богослов, историк Церкви. Родился в Курской губ., в семье священника. В 1831 окончил Белгородское духовное училище, затем среднее (философское) и высшее (богословское) отделения Курской семинарии и Киевскую духовную академию. В 1841 принял иеромонашество. В 1842 переведен в С.-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук, где преподавал как бакалавр, а потом в качестве экстраординарного и ординарного профессора с возведением в сан архимандрита (1843—50). В 1850—57 — ректор академии. Назначался затем епископом Тамбовским, Харьковским, архиепископом Литовским и Виленским (с 1868). В 1879—82 — митрополит Московский и Коломенский. Основал в Харькове «Духовный вестник», редактировал «Христианское чтение». Избран академиком в Императорскую академию наук (1854) по отделению русского языка и словесности. Написал сочинение «Рассуждение о возможности метафизики», где отвергаются возражения против метафизики и отстаивается концепция врожденных идей перед лицом эмпирической философии. В Киеве он изучал философию у И. М. Скворцова, И. Г. Михневича, П. С. Авсенева. Среди академических сочинений Макария можно различать историко-философские (о понятии Бога у досократиков, о главных недостатках философии Платона, об эклектизме в раннехристианскую эпоху) и философско-догматические (о возможности различения души и духа, Промысла общего и частного и др.). Богословскую школу Макарий проходил в Киевской академии у архим. Димитрия (Муратова). Впоследствии Макарий вносит своеобразие в понимание ряда проблем. В отличие от своего учителя, он привлекает для обоснования божественности христианства не только новозаветный, но и ветхозаветный материал. Значительно обстоятельней очерчивает систему богословских наук — фактически впервые на столь солидном уровне в истории русского богословия. Автор 12-томной «Истории Русской церкви» и 5-томного «Православно-догматического богословия». По словам историка русского богословия Г. Флоровского, «большая догматика» Макария «до сих пор остается в употреблении», и хотя этот труд не отличался большой самостоятельностью (да в этом и не было надобности), важно было, что впервые такой богатый и строго обоснованный материал был изложен по-русски, в общедоступном виде. И с этой стороны вполне оправдан и понятен восторженный отзыв о Макариевой догматике Иннокентия Херсонского для Академии наук: «Богословие этой книгою введено в круг русской литературы».
2 группа «Синоптики»
Задание: изучить данные таблицы, определить климат данной местности)
Климат Шебекинского района |
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −2,9 | −2,8 | 2,9 | 13,4 | 20,7 | 23,9 | 26,0 | 25,3 | 18,7 | 11,2 | 2,0 | −2,5 | 11,3 |
Средняя температура, °C | −6,2 | −6 | −0,4 | 9,0 | 15,7 | 19,4 | 21,8 | 21,3 | 15,2 | 8,0 | −0,3 | −5,5 | 7,7 |
Средний минимум, °C | −9,9 | −9,7 | −4 | 4,1 | 9,8 | 14,1 | 16,8 | 16,4 | 11,0 | 4,7 | −2,7 | −8,9 | 3,5 |
Норма осадков, мм | 52 | 40 | 36 | 46 | 48 | 67 | 72 | 53 | 49 | 40 | 52 | 50 | 605 |
|
- Район характеризуется континентальным климатом— с холодной зимой и жарким летом. Средне-годовая температура воздуха + 7,7°C. Абсолютный минимум температуры: −38°C, максимум +41°C. Первые морозы наблюдаются с первого октября, последние в третьей декаде апреля. Продолжительность безморозного периода— 153 дня. Образование устойчивого снежного покрова наблюдается в первой декаде декабря. Продолжительность устойчивого снежного покрова— 109 дня. Среднегодовое количество садков достигает 520мм. Максимальное количество осадков выпадает в летний период. В среднем за год преобладают ветры северо-западного и юго-восточного направлений
Выступление каждой команды
Г) Задание 3 (по группам):
- 1 группа «Исследователи»
При каких императорах жил и трудился Макарий?
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 2 группа «Гидрологи»
Какие реки протекают в Шебекинском районе?Родники?
Гидрографическая сеть территории района представлена несколькими реками и озёрами. Через территорию землепользования района с северо-запада на юг протекает река Северский Донец, являющаяся самым крупным притоком Дона и источником водопотребления города Харькова. Её крупным левобережным притоком является река Нежеголь, которая с притоками рек Корень, Короча образует как бы самостоятельный водный бассейн. В основном реки района используются в хозяйственных целях и в некоторых населённых пунктах для питья. На территории района имеются небольшие озера: Круглое, Моховое, Банное и Лебяжье. Все озера мелкие и заросли камышом.
Из имеющихся на территории района родников, наиболее интересен родник у с. Стрелица 1-я, дающий начало р. Нежеголь, обустроенные и освященные родники и источники в с. Белый Колодезь, Нижнее Березово-2, близ с. Ржевка, у х. Новая Заря, в с. Большое Городище, Большетроицкое. В красивом урочище «Каменное» расположен родник «Паюшки» (х.Кореньская дача). В посёлке Маслова Пристань имеется общедоступная скважина с питьевой водой.
-
- Выступление каждой команды
V.Подведение итогов урока. 3 мин.
Видео фрагмент (3-родина, строительство храма)
Сегодня мы познакомились с жизнью и служением митрополита Макария, вспомнили интереснейшие периоды из его жизни, прошли его жизненными маршрутами.
VI. Рефлексия. 5 мин.
Что понравилось?
Что можно было бы изменить?
Какие ещё вопросы было бы интересно затронуть по данной теме?
VII. Домашнее задание и инструктаж.
Создание презентаций по темам изучения материала групп (группа 1- историки, группа 2-географы).