СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок Литература+география 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока литературы и географии в 8 классе. Тема урока: Русская равнина(география), И.С.Тургенев "Ася"(литература)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Литература+география 8 класс»

Павлова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы

Северинова Ирина Владимировна, учитель географии

МКОУ Веретьевская СОШ Острогожского района Воронежской области


Интегрированный урок (литература-география) в 8 классе

«Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования. Обобщающий урок по изучению творчества И.С.Тургенева»

Учебно-воспитательные цели урока:

Формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природных ресурсов Русской равнины; решение проблемных задач, связанных с рациональным использованием ресурсов и охраной природы; продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе — показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа. Подведение итогов изучения творчества Тургенева, удивительного мастера слова, воспевающего красоту русской природы.


Ход урока

Организационный момент

Учитель литературы

Сегодня урок интегрированный – география и литература, это современная методика изучения отдельных тем, когда происходит интеграция учебного материала одного предмета в другой, казалось бы разных, но имеющих общие точки соприкосновения.

Учитель географии

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Русской равнины, должны оценить природные ресурсы равнины, меры их рационального использования и охраны природы, показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

Учитель литературы

А также подведём итоги изучения творчества Тургенева, удивительного мастера слова, воспевающего красоту русской природы. На сегодняшнем уроке мы снова перелиставем страницы его жизни. Писатель, прежде всего, человек, поэтому нам так интересно узнавать о его личности, интересах, привычках, увлечениях, пристрастиях. Думаю, лучше всего об этом может поведать он сам и те люди, которые непосредственно с ним были связаны и составляли круг его общения.

Вам было предложено дома поработать с фрагментами воспоминаний современников о Тургеневе и отметить то, что поразило вас в личности Тургенева.

- Каким же человеком, по вашему мнению, был писатель Иван Сергеевич Тургенев?

- Какие черты личности Тургенева выделяют его современники?

(Доброту, чуткость, отвращение к насилию и попранию человеческих прав, высокое понимание искусства, образованность, находчивый ум, умение привлекать к себе любую аудиторию, никогда не оставаться в долгу ни за какое дело, благотворительность, «нравственную доблесть». Он вселил высшие идеалы, «научил, как лучшие люди относятся к женщине и как они любят» (П.Кропоткин).

П.В.Анненков пишет, что роль Тургенева - «служить зеркалом, в котором отражаются здоровье и болезненные черты родины». Что, по-вашему, может означать такая оценка?

Какую аннибалову клятву дал Тургенев в молодости? («В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда».)

Какой шаг Тургенева-писателя можно считать первым в выполнении этой клятвы? Почему? («Записки охотника»).

Учитель географии

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, поймы рек с заливными лугами, еловые леса с берёзовыми рощами и бескрайние просторы степей.

Русская равнина имеет благоприятные природные условия для жизни людей. Вспомните, какие это условия?

Равнина давно осваивается, здесь находятся большая часть городов России, живёт 60% населения России, проложены железные дороги, автомобильные магистрали, образуя густую транспортную сеть. Большое значение для развития хозяйства имеют природные ресурсы. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?

Среди природных ресурсов Русской равнины выделим :

(Запись в тетради)

1 .Полезные ископаемые:

а) уголь — Печерский и Подмосковный бассейны.

б) нефть и газ — Волго-Уральское месторождение, Европейский Север;

в) железная руда—КМА; Кольский полуостров

г) апатиты - Кольском полуострове

д) медно- никелевые руды – Кольский полуостров

д) поваренная соль — озеро Баскунчак, Эльтон

3. Почвенные: чернозёмы

4. Водные: Волга, Дон

5. Растительные: леса, пастбища

6. Промыслово-охотничьи: пушнина. дичь

7. Агроклиматические: умеренно – континентальный климат

Какой можно сделать вывод о природных ресурсах?

В ы в о д: Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами.

Учитель литературы

Русская равнина — сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, И.С. Тургеневым , запечатлено в живописи В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина. Красота родной природы отражена в народном декоративном и прикладном искусстве.

Назовите произведения Тургенева, которые мы уже изучили.(«Муму», «Бежин луг», «Записки охотника».) С именем этого писателя связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющим богатствами русского языка, рисующим изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. Вспомним некоторые отрывки:«Муму» – «Бежин луг» -

Учитель: В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, но если сопоставить произведения Тургенева с обстоятельствами его жизни, то увидим, как много личных переживаний внесено в каждое из них. Писатель чутко слушал жизнь. Он умел видеть ее. Он умел чувствовать. И поэтому гармонично все то, что он написал.


Учитель: Любовь способствует развитию человека, раскрывает его внутренний мир, открывает душу. Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра. Способность любить Тургенев считал мерилом ценности человека и героев подвергал испытанию любовью. Многие произведения Тургенева посвящены любви. («Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»)


И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой, -

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создание любви и красоты,

И действенной, и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,-

Он дал им форму, краски и черты.


Таким ангелом была для Тургенева Полина Виардо. Он познакомился с ней в 1843 году во Франции. Она принесла писателю много счастья, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Она не могла стать ему женой, у нее были дети и муж. Отношения Тургенева и Полины Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы на долгие годы.

Учитель географии

Красота природы русской равнины в настоящее время по сравнению с тургеневскими временами сильно изменена

Сейчас, территория Русской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются, при этом ощущается дефицит воды, атмосфера сильно загрязнена, особенно в районах с развитой промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, беспощадно вырубаются леса.

Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды в экологически кризисных районах Русской равнины и подумаем о мерах помощи.

Сильное нарушение земель, уничтожение их плодородия, загрязнение воды и атмосферы происходит при добыче полезных ископаемых. Мы послушаем двух экспертов-экологов по двум экологически кризисным районам Русской равнины (по Кольскому полуострову и КМА).

Учитель. Прослушав сообщений экологов, давайте еще раз назовём меры рационального природопользования.

Учащиеся записывают в тетради меры рационального природопользования при добыче полезных ископаемых:

1. Комплексная добыча полезных ископаемых с извлечением всех полезных компонентов.

2. Переход на чистые технологии по выпуску цветных металлов.

3. Сокращение добычи открытым способом.

4. Пустую породу (отвалы) использовать как сырье в промышленности строительных материалов.

5. Проводить рекультивационные работы, особенно по восстановлению плодородия утраченных черноземов.


Учитель литературы

Да, нам нужно сохранить природу, её богатство для будущих поколений, но этого мало, необходимо сохранить и душу, и сердце, и любовь

Учитель: имя И.С.Тургенева в нашем сознании давно и прочно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. Любовь … Это самое загадочное из всех человеческих чувств. Сегодня на обобщающем уроке по творчеству этого писателя мы подведем итоги изучения повести «Ася».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Понравилась ли вам повесть?

2. Кто из героев произвел на вас большее впечатление и почему?


Учитель: Конечно же мы видим историю любви как основу сюжета повести. Любящий человек, по мнению И.С.Тургенева, прекрасен, духовно окрылен. Исследователь творчества Тургенева П.Анненков писал: «Повести и рассказы объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка», поэтому сегодня нам и предстоит разгадать эту загадку. Выяснить, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы раскрыть на тайны душевных переживаний героев.

Обратимся к повести: Работа учащихся в группах:

Задание для 1 группы:

Охарактеризуйте рассказчика г. Н.

Господин Н – человек без определенных занятий, путешествует без конкретной цели. Он молод, богат, ему нравится наблюдать жизнь, людей. Производит приятное впечатление.

В Германии случайно знакомится с Гагиными. Его внимание привлекла Ася, молодая девушка. Портрета г. Н в повести нет, но автор подробно описывает внутреннее состояние своего героя. После первого же знакомства с Гагиным г. Н возвращается домой счастливым. Перед сном мелькает мысль, что в этот день он ни разу не вспомнил о своей прежней немке-красавице. Потом он приходит к Гагиным ежедневно и не переставал удивляться странностям Аси. Поведение ее было непредсказуемым.

Учитель: Только ли чудачества Аси развлекают г. Н?

-Не только. Хотя это вряд ли начало любви. Ася просто занимает его. Он начинает сомневаться в родственных отношениях Гагиных. Потом как-то невольно подслушал разговор Аси с Гагиным, когда Ася уверяла, что никого не хочет любить, кроме Гагина. И автор подчеркивает состояние г. Н: «На сердце у меня было очень горько». И он на следующий день отправляется путешествовать, чтобы не встречаться с Гагиными. Но после подробного рассказа Гагина о происхождении и странности Аси у героя, как опять незаметно подчеркивает автор, поднимается настроение: «Гагин – брат. Ася свободна!» И снова мир, дружба, увлечение девушкой: «Эта странная девочка меня привлекла», «ее душа мне нравилась», «во мне зажглась жажда счастья», «я не спрашивал себя, влюблен ли я», «неужели она меня любит?».

В 14 гл. происходит объяснение г. Н, но не с Асей, а с Гагиным. Брат, зная горячую голову сестры, вмешивается в события. Гагин предчувствовал, что г. Н не женится на Асе, она ему неровня. И сообщил, что им лучше уехать. «Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… Жениться на 17-летней девочке, с ее нравом, как это можно!»

16-я гл. – заключительный аккорд. Происходит последнее свидание Аси с г. Н. Автор вкладывает в уста Н. рассуждения опытного мужчины, а не молодого человека. «Я не выношу женских слез». Он еще ждал, что Ася будет выслушивать его нотации дальше. Но она вскочила и исчезла. Эта последняя встреча – кульминация повести. Далее действие резко пошло на спад. Гагины срочно уезжают.

От поведения Н. зависело все. Но он проявил нерешительность. И только после отъезда Аси понял свою ошибку. Долго искал ее, очень сожалел. «Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня…» И «осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю скучные годы, но храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума». Чувством горького сожаления заканчивается повесть.

Задание для 2 группы:

Охарактеризуйте Асю. Зачитывается портрет Аси. Вся 4-я гл. посвящена Асе. С помощью изобразительно-художественных средств автор постоянно подчеркивает изменчивость ее характера. И причина такого необычного поведения – не только характер. Она уже полюбила г. Н. Тургенев очень подробно описывает ее частые изменения в поведении и в ее душе. Она великолепна во всех ситуациях (во всех главах повести). Сначала была загадочной для г. Н., ее мучила неопределенность. Потом увидела, что он обратил на нее внимание – и начинаются бесконечные, труднопередаваемые разговоры влюбленных… Неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы. С каждой главой девушка раскрывается перед нами глубже и прекраснее. То она мечтает о крыльях («хорошо же ей – птице – в стране, где нет рабства»), то она хочет стать пушкинской Татьяной. По-настоящему поэтичный образ русской девушки!

Вся 16-я глава – это сцена свидания. Она не дожидается объяснения в любви со стороны г. Н. и пишет записку, назначая сама свидание. Автор снова с тончайшими подробностями описывает состояние души Аси: «О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Такой огонь пробежал по мне жгучими иглами. И далее цитата (стр. 304).

Ася ждала признания в любви, но не дождалась. Наоборот, г. Н. стал ее упрекать. Ася не выдержала этих упреков, «вскочила – с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла…». На следующее утро она исчезает навсегда.

Все, что осталось у г. Н. от Аси, это ее последняя записка: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!».

Учитель:

-Почему не сложилось счастье героев?

После того, как ребята высказали свои мнения, учитель подытоживает.

В образе Н. автор отразил тип нерешительного, безвольного дворянского интеллигента. Герой Тургенева – сын своего времени, его поступки автор осуждает.Душевная жизнь героев протекала по-разному. Ася переживала кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент только наслаждался романтическим созерцанием. Осознание любви пришло позднее. Причины жизненной драмы кроется в разности их психологического склада, их темпераментов


Составление ОСК «Сюжетно-композиционная схема повести И.С.Тургенева «Ася»

Экспозиция- рассказ Н.Н. о пребывании в городе З.

Завязка – знакомство с братом и сестрой Гагиными на студенческом празднике.

Развитие действия - знакомство с нарастанием чувств.

Кульминация – свидание в доме фрау Луизе

Развязка – отъезд Гагиных и поиски их Н.Н.

Эпилог – итог жизни рассказчика.


Идея повести – «У счастья нет завтрашнего дня… у него есть настоящее – то не день, а мгновение.»


Учитель географии

«Остановись мгновение, ты прекрасно!»

К сожалению, территории Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. С целью сохранения участков неизмененной или мало изменённой природы, природных объектов, растений и животных создаются заповедники. Пользуясь картой, назовите их.

В нашей Воронежской области также есть 2 заповедника: Воронежский и Хоперский. Заслушаем сообщения по этим заповедникам

Русская равнина богата не только памятниками природы, но и памятниками истории: бородинское и куликовское поле, район Прохоровки под Курском, где прошли грандиозные танковые бои.

Бережно охраняются музеи – усадьбы, связанные с именами Л.Толстого(Ясная поляна), М.Лермонтова (Тарханы), Ф.Тютчева (Мураново под Москвой), А.Островского (Щёлыково), И.Тургенева (Спасское-Лутовиново)


Итог урока:

Учитель географии

Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования.


Учитель литературы

Прошло почти два века со дня рождения И.С.Тургенева, но написанные им произведения продолжают волновать современного читателя, вводят нас в прекрасный поэтический мир, развивающийся по законам красоты, разлитой в природе, искусстве и нигде не сияющей так, как в человеческой. Какое слово было ключевым на нашем уроке? (Нравственность). Да, именно слово нравственность, потому что всей своей жизнью и творчеством Иван Сергеевич Тургенев способствовал формирования нравственного самосознания нации. И эта миссия писателя продолжается и в наши дни.


Рефлексия: Дети, нарисуйте на полях тетради свое настроение, с каким вы завершаете урок


Домашнее задание, выставление оценок за урок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!