СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и русского языка в 1 классе " Письмо с фронта. 70 лет спустя ..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • способствовать формированию у обучающихся представлений об истории переписки в годы ВОв, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  • совершенствовать монологическую речь обучающихся и их правописную компетенцию;
  • осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии (письмам). 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и русского языка»

Интегрированный урок литературы и русского языка

в 1 классе


Гуринская Татьяна Витальевна,

учитель начальных классов, МКОУ «Троицкая СОШ №62»


Тема: Письмо с фронта. 70 лет спустя …

Цели:

  • способствовать формированию у обучающихся представлений об истории переписки в годы ВОв, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;

  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;

  • совершенствовать монологическую речь обучающихся и их правописную компетенцию;

  • осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии (письмам).


Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран,

  • презентация «Письмо с фронта. 70 лет спустя …»,

  • письмо Занина Фёдора Дмитриевича,

  • заготовки писем-секреток для творческой работы,

  • шаблоны и поделки – голуби.


Музыкальное сопровождение:

  • Песня «Я знаю о войне не понаслышке»

  • Минута молчания (звук метронома)

  • Песня «Фронтовые письма» (группа «Непоседы»)










Ход урока


  1. Организационный момент

Звучит 1куплет песни «Я знаю о войне не понаслышке»


Слайд 1

Отгремела война, уже давней историей стала,
Но никак не отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы, 
Но какой же сапёр разминирует наши сердца?
В. Кочетков


  1. Актуализация знаний

Слайд 2


22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война - Великая Отечественная.


- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это словосочетание?

(голод, страх, смерть,   оружие, трагедия,   солдаты,    боль,  бой, армия, фашисты, враг, потери, ветераны, «надежда» - безграничная надежда на будущее, мирную жизнь, жизнь детей, родных)

Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте.

Письма помогали выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом.


  1. Словарная работа

Слайд 3

- Прочитайте слова на слайде: письмо, фронт.

Объясните лексическое значение этих слов. Это многозначные слова.

Мы рассмотрим Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-либо. (Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова)

В словаре Ожегова дано семь значений слова «фронт». Мы выберем то, которое соответствует теме урока.

Фронт – территория, на которой ведутся боевые действия.


На фронте, там, где ведутся боевые действия, опасно, страшно. И конечно, бойцам хочется поделиться своими переживаниями с близкими людьми: они пишут письма родным, близким людям.


- Составьте словосочетания со словами: письмо, фронт. (письмо с фронта, письмо на фронт)

 

  1. Постановка темы и целей урока


По ключевым словам сформулируйте тему урока.

Тема урока - Письмо с фронта. 70 лет спустя …

Сегодня на уроке мы узнаем, как велась переписка в годы ВОв, познакомимся с солдатскими письмами и выполним творческую работу.


  1. Осмысление (изучение нового материала)

Слайд 4

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом.


– О чём думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте, детям?

Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.


Слайд 5

Важным на фронте было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о советских войсках: о месте их действия, о нахождении частей и фамилий командиров. Для этого была создана военная цензура. (одна из форм контроля со стороны военных и других государственных органов открытых видов информации) Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались и любые спорные места вымарывались чёрной краской. Обратите внимание на вычеркнутые слова в этих письмах. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено цензурой».


Письма были разные … (Сообщения детей)

Слайд 6

  1. Фронтовая открытка - это маленький и по-своему очень важный документ той великой эпохи. Всего несколько строк, где боец шлёт приветы родным и старается их поддержать.


Слайд 7

2.Почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». Они отправлялись в первую очередь. И если письмо задерживалось или отправлялось не по назначению, то это считалось должностным преступлением.


Слайд 8

3. Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. … На одной стороне были нанесены адресные линии, изображён патриотический рисунок и текст. Например: «Смерть немецким оккупантам!»


Слайд 9

4. Особое место в нашей истории занимают фронтовые «треугольники».

Нет у этих писем ни конвертов, ни марок. Сложены они в виде треугольников. На одной стороне – адрес, печать солдатской почты. Если развернуть треугольник, то получится тетрадный лист в клетку. Такую форму письма придумали находчивые солдаты.


Слайд 10

5. Но были и печальные письма с фронта. Это «Похоронка» - извещение о смерти. «Похоронок» боялись так, что иногда прятались от почтальонов.


Слайд 11

В годы Великой Отечественной войны с фронта было отправлено

2 миллиарда 794 миллиона писем.

А сколько писем не дошло до адресата, было размётано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!


  1. Фронтовая история

Слайд 12

Егор: Письмо передо мной....

простым карандашом...

И слов не разобрать

у края и на сгибах…

Седьмой десяток лет как с той войны пошёл

А я письмо прадеда встретил…


Почти семь десятилетий письмо солдата шло к его родным. И, наконец, дошло через немецкий плен и зарубежные архивы. Сейчас это письмо, как реликвия хранится в семье Егора.

Это письмо отец писал своей дочери. Разреши, Егор, я зачитаю его.

Почтовая карточка. Штамп - Просмотрено военной цензурой.

Куда – город Ирбит завод №25 барак №1

Кому – Заниной Марии Федотовне

Адрес отправителя – г. Свердловск, Занину Ф.Д.


Рассказ Егора о прадедушке

Моего прадедушку звали Занин Федот Дмитриевич. Его призвали на фронт в 1941 году из д. Худышиной Краснополянского района(д.Калиновка, Байкаловского района) и отправили в трудовую армию. В то время ему было 42 года. Он работал управляющим на молокозаводе г.Свердловска. В тылу у него остались жена и пятеро детей. Два года шла переписка с родными. Отец очень переживал за больную жену и дочерей. Затем родственники узнали, что Федот Дмитриевич пропал без вести в июле 1944 года.

А это была последняя весточка от отца-солдата.



  1. Минута молчания

Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива.


Слайд 13

Прошу всех встать, почтить память участников ВОв минутой молчания.

/звук метронома/


  1. Творческая работа «Фронтовое письмо»

Слайд 14

Ребята, я хочу вам рассказать ещё одну новость. Во время ВОВ были ещё очень трогательные письма-секретки, которые издавались в Свердловске в издательстве «Уральский рабочий», по идее уральского писателя Евгения Пермяка. Они представляют собой заготовку письма сына или дочери отцу на фронт: на одной стороне заголовок: «Письмо на фронт». На другой текст письма: «Здравствуй доро..., Шлю привет из.... Новости у нас вот какие:... В кино я видел... Я помогаю фронту тем, что... А дома я помогаю... Сейчас мое любимое занятие – это... Я прочитал много книг... Это я для тебя засушил и наклеил... Посылаю тебе свой табель... А это мои снимки... Это я нарисовал... А это мой рост... Кланяются тебе... Возвращайся с победой».


Я предлагаю представить, что вы живёте в военные годы и вам нужно написать письмо на фронт близкому человеку. Допишите предложения, вставляя слова.


  1. Проверка написанного текста

Проверим, какие письма у вас получились.

Учащиеся зачитывают письма.

А сейчас свернём эти письма в солдатский треугольник.

Эти письма мы сохраним для истории школьного музея.


  1. Инсценировка стихотворения

Слайд 15


В ответ из далёкого прошлого слышится голос солдата.

(Мальчик в военной форме, сидя за столом, читает стихотворение Бориса Лихарева «Письмо солдата»)


Написал я всё, что надо,
А увижусь – доскажу,
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну, 
Чтоб с победою и славой
Мы закончили войну.
Я сложу края второго,
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо!


  1. Итог


С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.


- Назовите, какие солдатские письма вам запомнились.

- О чём заставил вас задуматься этот урок?


Победа далась нелегко. В тяжёлые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15.000 голубеграмм (важных донесений) 

После окончания Второй мировой войны популярность получило выражение «Голубь  мира».


  1. Рефлексия


 В заключение нашего урока оцените свои успехи.

Если вам было интересно и вы многое узнали, запустим в небо голубей. (прикрепляем голубя на фон голубого неба)


А нашим гостям, присутствующим на уроке, мы тоже дарим голубя, как символ мира .


Песня «Фронтовые письма» (группа «Непоседы»)


















8



Просмотр содержимого презентации
«письмо с фронта»

Автор: Гуринская Татьяна Витальевна,  учитель начальных классов  МКОУ «Троицкая СОШ № 62» 2015 г.

Автор: Гуринская Татьяна Витальевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

2015 г.

2

2

- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-либо - территория, на которой ведутся боевые действия Письмо с фронта, письмо на фронт

- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-либо

- территория, на которой ведутся боевые действия

Письмо с фронта, письмо на фронт

Военная цензура

Военная цензура

2 миллиарда 794 миллиона писем

2 миллиарда 794 миллиона писем

«Здравствуй доро... Шлю привет из .... Новости у нас вот какие:... В кино я видел... Я помогаю фронту тем, что... А дома я помогаю... Сейчас мое любимое занятие – это... Я прочитал много книг... Это я для тебя засушил и наклеил... Это я нарисовал... А это мой рост... Кланяются тебе... Возвращайся с победой».

«Здравствуй доро... Шлю привет из .... Новости у нас вот какие:... В кино я видел... Я помогаю фронту тем, что... А дома я помогаю... Сейчас мое любимое занятие – это... Я прочитал много книг... Это я для тебя засушил и наклеил... Это я нарисовал... А это мой рост... Кланяются тебе... Возвращайся с победой».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!