СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы "Мир природы в поэзии 19 века" (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература, русский язык, живопись, музыка  сочетаются в этом уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы "Мир природы в поэзии 19 века" (6 класс)»

Конспект интегрированного урока литературы в 6 классе

(литература, музыка, изо, русский язык)

Тема: мир природы в поэзии 19 века.

Цели: - пробуждать интерес к русской поэзии и родной природе;

- понять мысли и чувства русских поэтов, писавших о родной природе;

-повторить литературоведческие термины: троп, эпитет, олицетворение, метафора, тема, идея;

- обучение монологическому аргументированному ответу;

- создание ситуации образного, ассоциативного мышления, рисования;

- учить неспешному выразительному чтению.


Оборудование: учебник литературы под ред. Т.Ф. Курдюмовой, альбомы, цветные карандаши, телевизор для просмотра видео, запись вальсов А.С. Грибоедова ля-бемоль мажор, ми минор.


Оформление доски: эпитет, портреты М. Ю Лермонтова, И. А. Бунина, репродукции пейзажей И. Левитана, А.И. Куинджи, М.В. Нестерова.


Ход урока:

Любовь к родной стране начинается

с любви к родной природе.

К.Г. Паустовский

Звучит аудиозапись Вальс ля-бемоль мажор.

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Вы любите читать в книгах описания природы, стихи о природе?

Предлагаю посмотреть видео «Что может быть лучше России» и нацеливаю вас на вопрос: какова его тема, идея (главная мысль), чем оно замечательно?

Сегодня мы с вами поговорим о пейзажной лирике двух замечательных, уже знакомых вам поэтов 19 века – М.Ю. Лермонтова и И.А. Бунина. Попытайтесь сформулировать, на что мы должны сегодня на уроке обратить особое внимание и чему научиться.

Да, мы постараемся стать ближе к чувствам, переживаниям этих талантливых людей. Попытаемся понять, при помощи каких средств поэты достигают глубокого проникновения в мысли и чувства людей.

  1. Чтение стихотворений и анализ изобразительно-выразительных средств.

-Ребята, а каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? --Дайте определение пейзажа.


-Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.


-Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? Назовите их.


-Обратите внимание на репродукции картин известных русских художников. Какие мысли, ассоциации возникают при их рассматривании?


-Давайте послушаем стихотворение М.Ю. «Когда волнуется желтеющая нива…» и стихотворение И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер… в вашем исполнении.

-Понравилось ли вам чтение ребят? Поделитесь впечатлениями.


-Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании

пейзажа в своих произведениях?

- Для чего используются изобразительно-выразительные средства? Как иначе они называются? (Тропы и синтаксические фигуры). Какие тропы и синтаксические фигуры вам известны, вспомните их определения.


  1. Работа над составлением таблицы.

Задание: выписать из обоих стихотворений тропы.


Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

свежий лес

волнуется нива

звук ветерка

под тенью сладостной

прячется малиновая слива

души тревога

росой душистой

ландыш приветливо кивает головой

шёпот зреющих колосьев

румяным вечером

студёный ключ играет

обвеянный мечтами

утра в час златой

студёный ключ лепечет сагу

убаюкиванье грёз

ландыш серебристый

смиряется тревога

волны ржи

таинственную сагу

волны ходят

шёпот леса

золотая рожь

воет вьюга


Синтаксические средства

Ряды однородных членов

Восклицания

Обращения

Полумрак и тишина

4-я строфа стихотворения Бунина

«Дорогой мой, - шепчет мама,- если хочешь задремать…»

бодрым и весёлым

4-ая строфа стихотворения Лермонтова


медленно и плавно



шёпот и шум




- А обратили ли вы внимание, сколько предложений содержится в 4-х строфах стихотворения Лермонтова? Посчитайте. Да, там всего одно сложное предложение, но как много оно выражает. Какие знаки препинания разделяют строфы этого стихотворения? Как надо их читать, с какой интонацией?


  1. Иллюстрация одного из стихотворений на выбор.

- Какой может быть композиция вашего рисунка? Это может быть один изображенный предмет, например, серебристый ландыш, кивающий головой из-под листа, или прячущаяся в саду малиновая слива. Также возможен коллаж- несколько миниатюрных пейзажей на листке.


Далее ребята под звуки музыки рисуют пейзаж по мотивам прочитанных стихотворений.


  1. Рефлексия. Я начинаю предложение, а вы продолжаете.


  1. Рефлексия. Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

  2. Вопросы для рефлексии урока:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…


  1. Домашнее задание на выбор:

- выполнить рисунки в цвете и проиллюстрировать их чтением соответствующей строфы;

- создать синквейн по теме урока;

- сочинить своё стихотворение о родной природе.





Здесь заканчивается слайд 1.

Закрепление учебного материала.

Слайд 2.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!