СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы. Основные проблемы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок готовит к ЕГЭ по русскому языку при выполнении части С.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы. Основные проблемы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»»

Основные проблемы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Цели: Воспитание уважения к истории своего народа, воспитание гуманизма, любви к родному слову; развитие УУД: умение самостоятельно найти требуемую информацию, умение донести ее до слушателей.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Подготовка к анализу. Главное богатство любой страны, любого уголка страны – это люди. На Дону с величайшим уважением и любовью чтут память своего земляка – крупнейшего писателя 20 века - Михаила Александровича Шолохова.

(Песня «Шолохова родина»)

Инд. сообщения Значимость романа «Тихий Дон» обусловлена тем, что он был написан писателем, получившим мировую известность. Именно за этот роман Шолохову была присуждена Нобелевская премия. «Тихий Дон» — национальный вклад в мировую культуру.

  • Инд. сообщения «Это великий писатель, у которого есть призвание к эпосу, к трагическому действию и лирическое чувство природы. Его книги полны неистовой силы и поэзии»

(Французский писатель Анри Труота )

  • Инд. сообщения В 34 года:

  • академик АН СССР

  • ему дважды присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда (а это среди писателей большая редкость)

  • лауреат Нобелевской премии (одна их престижнейших международных премий).

      — «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов.

- Сегодня у нас урок-прощание с романом «Тихий Дон». И рассматривать его мы будем не только с точки зрения литературы, но и с точки зрения использования в качестве аргументации собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

  • Опрос.

-Давайте повторим ключевые моменты работы над романом и его содержание:

- сколько лет автор работал над романом? (с 1925 по 1940)

- какова тема романа? (судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.)

- какой временной отрезок описан в романе? (1912 - 1922 годы)

- какие исторические события охватывает этот период? (первая мировая война, февральская революция, октябрьская революция, гражданская война)

- чьи семьи стоят в центре повествования (Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых,).

      — Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача нашего урока— определение проблем, которые автор поднимает в своем романе, на примере каких событий, эпизодов жизни главных героев решает эти проблемы.


- Дома вы работали над определением круга проблем, которые автор поднимает в романе. Какие вы проблемы определили?

(Пишут проблемы на доске)

Проблемы:

- выбора;

- отцов и детей;

- семейных ценностей;

- истинных и ложных ценностей;

- отношения человека к природе, животным;

- счастья;

- милосердия;

- чувства долга и самосохранения;

- места человека в мире;

- поведения человека на войне;

- чести и достоинства;

- отношения к труду;

- истинной любви;

- отношения к родине;

- смысла жизни, поиск жизненного пути;

- сложности взаимоотношений людей;

- прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни;

- тема войны;

- вражды людей;

- Как вы думаете, какая проблема из названных – самая широкая, в какую можно объединить другие проблемы? (проблема выбора)

      

Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто?


- В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.


- Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?


/обстоятельства, среда, цель, "я сам"/



- Существует две точки зрения:

" Выбор человека зависит от обстоятельств. " Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.

" Человек сам творит свою судьбу. " Люди хозяева своей жизни" у. Шекспир.


- Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?


2.Анализ .

- Герой и обстоятельства - вечная тема в искусстве и литературе.


Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. "Сам ищу выход", "Блукаю я , как метель в степи…",- говорит о себе Григорий.


Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?


/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/


3. Григорий Мелехов ищет свой выход.



4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.


...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,,


Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?



5. Работа с текстом.


Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?


"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…


Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий".


"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение".


"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."


"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".


"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём".


"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".


"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы".



Каким был выбор героя? За каждым эпизодом - трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий?


Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.


"Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось".



К чему же пришёл Григорий?


/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью./



- И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.


(.Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма "Тихий Дон")


- А теперь определитесь с выбором проблемы данного текста и напишите и напишите аргументацию собственного мнения.


(работа над проблемой)


- зачитаем полученные фрагменты.


3. Написание синквейна и чтение.


И наш сегодняшний урок – это маленькая лепта в память о великом русском писателе, который ушел из жизни почти 30 лет назад и похоронен на высоком берегу Дона, где он любил бывать и с высоты смотреть на родной Донской край, на родную станицу Вешенскую, где он прожил всю свою жизнь, которой не изменил, где на средства от Ленинской премии он построил двухэтажную школу. Не случайно, среди донских казаков, земляков Шолохова в ходу была поговорка в станице «Все писатели в столице, только Шолохов в станице». Это дорогого стоит.


4. Итог.

-В заключении я бы хотела привести высказывание. Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными.


«Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!