СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ОБЖ и география "И куда же мы идём?"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по ориентированию на местности в реальных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ОБЖ и география "И куда же мы идём?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 с углублённым изучением отдельных предметов»

















Интегрированный урок (ОБЖ + география) в 6 классе

по теме «Ориентирование на местности».











г. Ангарск, 2016 год.







Тема урока: Ориентирование на местности – решение ситуационных задач.

Тип урока: комбинированный урок

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

1. «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П Фролов, С.В. Петров, Т. С. Вихорева; издательство АСТ, 2014 г.

2. «Умеете ли Вы ориентироваться в пространстве», А.В. Шибаев, М., ЦДЮТ,1996 г.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями по количеству обучающихся, карточки с изображением картушки компаса, ответы к ситуационным задачам, оценочный лист, геометрические фигуры из бумаги четырех цветов по количеству детей в классе.

Цели урока:

Образовательные:

ОБЖ: Закрепление знаний по способам ориентирования, по основным правилам определения сторон горизонта и определению азимута на местности.

География: Расширение понятия азимут, стороны горизонта, линия горизонта, местные признаки.


Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.


Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о способах ориентирования на местности.

  2. Совершенствовать навыки работы с компасом, закрепить правила ориентирования.

  3. Развивать умение и навыки логически мыслить и выражать свою точку зрения, сотрудничать с другими людьми.

Актуальность: В нашей школе тема работа с картой и компасом на уроках географии изучается в 6 классе в 1 четверти, а тему способы ориентирования на уроках ОБЖ мы изучаем во 2 четверти, поэтому данный урок целесообразно проводить для закрепления материала по обоим предметам именно в конце 2 четверти.

Формирование УУД:

Личностные: усвоение правил ориентирования в природных условиях, развитие навыков конструктивного взаимодействия, адекватного реагирования на опасность.

Познавательные: освоение способов решения ситуационных задач на местности.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в групповой работе, в совместном анализе, представлении результатов совместной деятельности.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: правила и способы определения сторон горизонта.

Уметь: применять знания местных признаков направления на Север для выбора направления движения.

Основные понятия: азимут, ориентирование, местные признаки.

Межпредметные связи: астрономия, геометрия.



Время

(мин)

Этапы урока

Цель

Действия учителя

Действия учащихся

Методы и технологии

Задание

Планируемые результаты

1

Организационный момент


Создание условий для работы на уроке

Включение в рабочий ритм, устное сообщение учителя

Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Настройтесь на наше с вами сотрудничество и положительный результат. Я уверен, что каждый из вас сегодня усвоит новые знания и справится со всеми заданиями.

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя. Садятся за парты,

Педагогика сотрудничества. Методика создания ситуации успеха.

Подготовка к проведению занятия

Личностные результаты: самоопределение.

Метапредметные результаты коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и учащимися.

1

Актуализация знаний

Подготовить учащихся к работе, подвести к теме урока

Выявляет уровень знаний

Вы наверняка обратили своё внимание, что на 1 слайде изображены компас и его картушка, по которым можно догадаться о теме и цель нашего занятия.

Тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам

Технология применения средств ИКТ

Просмотр слайда

Метапредметные результаты познавательные УУД: анализ информации по слайду для определения темы и задач урока.

2

Самоопределение к деятельности

Помочь учащимся самостоятельно определить тему и задачи урока, постановка проблемной ситуации

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию

1. Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какая тема?

Правильно. Хорошо. Молодцы.

Слайд 1 Тема урока «И куда же нам идти?»

2. Подумайте, какие сегодня задачи стоят перед нами? Что необходимо сделать?


Формулируют тему урока (уточняют), определяют цели занятия, отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Речь пойдет о способах ориентировании на местности.

2. Нам необходимо узнать новый материал, постараться решить ряд интересных задач .

Технология применения средств ИКТ; объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий

Определение темы и задач урока, ответы на вопросы учителя.

Метапредметные результаты

регулятивные УУД: учащиеся определяют самостоятельно свою цель для урока;

коммуникативные УУД: отвечают на вопросы, умение выражать свои мысли

познавательные УУД: самостоятельно определяют тему, цель, проблемы, узнают новую информацию, умение строить высказывания.

3

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать учащихся по исследованию проблемы

1. Как вы считаете, что такое ориентирование и для чего это необходимо в нашей жизни?

(Задает наводящие вопросы).

2. Какие вы знаете способы ориентирования на местности?

(Задает наводящие вопросы).

3.Что понимают под термином «Азимут»?

Слайд 2

Верно.

Основным способом определения на местности является положение Солнца на небосклоне. Вы знаете, Земля совершает за 24 часа полный оборот вокруг своей оси, т.е. за 1 час видимое смещение Солнца = 150. Пользуясь данной схемой всегда можно с высокой степенью точности определить стороны горизонта.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Дают определения изученным терминам: «Ориентирование», «Азимут».

2. Формулируют значение этих понятий.

Технология применения средств ИКТ; объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий

Ответы на вопросы учителя.

Личностные результаты: смыслообразование

Предметные результаты: понятие «Ориентирование», «Азимут».

Метапредметные результаты коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества с классом и учителем.

5

Показать учащимся пример пути решения проблемы

Слайд 2

Давайте вместе подумаем, как же решать возникшую задачу?

1. По условию – Лето, 13 часов, следовательно Солнце находится на Юге, тень, падающая влево от девушки указывает на Север;

2.Берём карточку с изображением картушки компаса, располагаем на ней Солнце, указываем направление тени, т.е. указываем направление N-S,

3. Определяем направление на Запад

4. Записываем ответ.

Обратите внимание на аккуратность при оформлении решения задачи!

Анализируют условие задачи, предлагают ответы

объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий

Ответы на вопросы учителя.

Метапредметные результаты коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества с классом и учителем.

15

Организация познавательной деятельности

Закрепление знаний о способах ориентирования на местности через решение практических задач

Устанавливает осознанность восприятия.

А теперь попробуйте решить несколько задач, с которыми Вам пришлось бы столкнуться в реальных условиях

Слайды 4 - 15

Тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам

Просматривают слайды, карточки-задания. Решают в тетрадях поставленные задачи. Используют материалы учебника, конспектов, интернета.

Технология развития критического мышления через решение задач; частично-поисковый метод.

Просмотр слайдов, решение задач по карточкам, проверка работ.

Предметные результаты: закрепить материал о способом определения на местности Метапредметные результаты познавательные УУД: работа с информацией

8

Контроль знаний

Определить качество усвоения материала.

Ребята, давайте посмотрим, правильно ли Вы справились с задачами.

Слайды 17 - 29

Давайте проверим на сколько вы усвоили материал. Поменяйтесь работами со своим соседом, возьмите карандаш и отметьте плюсом правильные ответы напарника.

У кого все правильно? Поставьте «5»

У кого больше одной ошибки? «4»

Молодцы, вы неплохо справились с эти заданием.

Взаимопроверка решения задач.

Проверяют работы друг у друга, ставят оценки, сравнивая с ответами на экране.

Педагогика сотрудничества; метод контроля – взаимопроверка (письменный контроль).

Проверить работы друг друга, оценить.

Метапредметные результаты

регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка знаний.

2

Диагностика планируемых результатов

Подвести итоги урока.

Помогает соотнести цель урока и результаты.

 А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока перед собою? Достигли ли мы их полностью?

Отлично! Вы успешно справились со всеми этапами урока. Благодарю вас, я очень доволен. А довольны ли вы?

Ответы учащихся: Думаем, что достигли. Ведь мы узнали новый материал про способы ориентирования, Задачи были интересными и познавательными.

Педагогика сотрудничества; коммуникативная технология.

Ответить на вопросы учителя.

Личностный результат: самообладание

Метапредметные результаты

регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка знаний; коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли


2

Рефлексивно-оценочный этап

Сопоставить деятельность на уроке, проанализировать и оценить.

На ваших столах лежат карточки. Возьмите их, пожалуйста. Давайте проанализируем свою деятельность. Кто может сказать, что нового он узнал сегодня на занятии? Что понравилось? С какими трудностями столкнулся? Как оцениваете свою работу.

Учащийся осуществляет самооценку собственной деятельности на уроке.

Коллективная, индивидуальная формы работы

Учащиеся отвечают по пунктам рефлексии.

1

Домашнее задание

Повысить качество знаний учащихся.

Еще раз благодарю вас за работу. Дома, пожалуйста, попробуйте самостоятельно составить и решить аналогичную задачу по ориентированию (ОБЖ).

Подготовить сообщение на одну из тем по выбору: История компаса, Виды карт, Топографические знаки.


Метод критического мышления

Составление заданий для своих товарищей

Личностный результат: самообладание, самоопределение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!