«Средняя общеобразовательная школа № 10 с углублённым изучением отдельных предметов»
по теме «Ориентирование на местности».
г. Ангарск, 2016 год.
1. «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П Фролов, С.В. Петров, Т. С. Вихорева; издательство АСТ, 2014 г.
2. «Умеете ли Вы ориентироваться в пространстве», А.В. Шибаев, М., ЦДЮТ,1996 г.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Знать: правила и способы определения сторон горизонта.
Уметь: применять знания местных признаков направления на Север для выбора направления движения.
Время (мин) | Этапы урока | Цель | Действия учителя | Действия учащихся | Методы и технологии | Задание | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Создание условий для работы на уроке | Включение в рабочий ритм, устное сообщение учителя Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Настройтесь на наше с вами сотрудничество и положительный результат. Я уверен, что каждый из вас сегодня усвоит новые знания и справится со всеми заданиями. | Мотивация познавательной деятельности Приветствуют учителя. Садятся за парты, | Педагогика сотрудничества. Методика создания ситуации успеха. | Подготовка к проведению занятия | Личностные результаты: самоопределение. Метапредметные результаты коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и учащимися. |
1 | Актуализация знаний | Подготовить учащихся к работе, подвести к теме урока | Выявляет уровень знаний Вы наверняка обратили своё внимание, что на 1 слайде изображены компас и его картушка, по которым можно догадаться о теме и цель нашего занятия. | Тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам | Технология применения средств ИКТ | Просмотр слайда | Метапредметные результаты познавательные УУД: анализ информации по слайду для определения темы и задач урока. |
2 | Самоопределение к деятельности | Помочь учащимся самостоятельно определить тему и задачи урока, постановка проблемной ситуации | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию 1. Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какая тема? Правильно. Хорошо. Молодцы. Слайд 1 Тема урока «И куда же нам идти?» 2. Подумайте, какие сегодня задачи стоят перед нами? Что необходимо сделать? | Формулируют тему урока (уточняют), определяют цели занятия, отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы учащихся: 1. Речь пойдет о способах ориентировании на местности. 2. Нам необходимо узнать новый материал, постараться решить ряд интересных задач . | Технология применения средств ИКТ; объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий | Определение темы и задач урока, ответы на вопросы учителя. | Метапредметные результаты регулятивные УУД: учащиеся определяют самостоятельно свою цель для урока; коммуникативные УУД: отвечают на вопросы, умение выражать свои мысли познавательные УУД: самостоятельно определяют тему, цель, проблемы, узнают новую информацию, умение строить высказывания. |
3 | Построение проекта выхода из затруднения | Организовать учащихся по исследованию проблемы | 1. Как вы считаете, что такое ориентирование и для чего это необходимо в нашей жизни? (Задает наводящие вопросы). 2. Какие вы знаете способы ориентирования на местности? (Задает наводящие вопросы). 3.Что понимают под термином «Азимут»? Слайд 2 Верно. Основным способом определения на местности является положение Солнца на небосклоне. Вы знаете, Земля совершает за 24 часа полный оборот вокруг своей оси, т.е. за 1 час видимое смещение Солнца = 150. Пользуясь данной схемой всегда можно с высокой степенью точности определить стороны горизонта. | Предполагаемые ответы учащихся: 1.Дают определения изученным терминам: «Ориентирование», «Азимут». 2. Формулируют значение этих понятий. | Технология применения средств ИКТ; объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий | Ответы на вопросы учителя. | Личностные результаты: смыслообразование Предметные результаты: понятие «Ориентирование», «Азимут». Метапредметные результаты коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества с классом и учителем. |
5 | Показать учащимся пример пути решения проблемы | Слайд 2 Давайте вместе подумаем, как же решать возникшую задачу? 1. По условию – Лето, 13 часов, следовательно Солнце находится на Юге, тень, падающая влево от девушки указывает на Север; 2.Берём карточку с изображением картушки компаса, располагаем на ней Солнце, указываем направление тени, т.е. указываем направление N-S, 3. Определяем направление на Запад 4. Записываем ответ. Обратите внимание на аккуратность при оформлении решения задачи! | Анализируют условие задачи, предлагают ответы | объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалоговых технологий | Ответы на вопросы учителя. | Метапредметные результаты коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества с классом и учителем. |
15 | Организация познавательной деятельности | Закрепление знаний о способах ориентирования на местности через решение практических задач | Устанавливает осознанность восприятия. А теперь попробуйте решить несколько задач, с которыми Вам пришлось бы столкнуться в реальных условиях Слайды 4 - 15 | Тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам Просматривают слайды, карточки-задания. Решают в тетрадях поставленные задачи. Используют материалы учебника, конспектов, интернета. | Технология развития критического мышления через решение задач; частично-поисковый метод. | Просмотр слайдов, решение задач по карточкам, проверка работ. | Предметные результаты: закрепить материал о способом определения на местности Метапредметные результаты познавательные УУД: работа с информацией |
8 | Контроль знаний | Определить качество усвоения материала. | Ребята, давайте посмотрим, правильно ли Вы справились с задачами. Слайды 17 - 29 Давайте проверим на сколько вы усвоили материал. Поменяйтесь работами со своим соседом, возьмите карандаш и отметьте плюсом правильные ответы напарника. У кого все правильно? Поставьте «5» У кого больше одной ошибки? «4» Молодцы, вы неплохо справились с эти заданием. | Взаимопроверка решения задач. Проверяют работы друг у друга, ставят оценки, сравнивая с ответами на экране. | Педагогика сотрудничества; метод контроля – взаимопроверка (письменный контроль). | Проверить работы друг друга, оценить. | Метапредметные результаты регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка знаний. |
2 | Диагностика планируемых результатов | Подвести итоги урока. | Помогает соотнести цель урока и результаты. А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока перед собою? Достигли ли мы их полностью? Отлично! Вы успешно справились со всеми этапами урока. Благодарю вас, я очень доволен. А довольны ли вы? | Ответы учащихся: Думаем, что достигли. Ведь мы узнали новый материал про способы ориентирования, Задачи были интересными и познавательными. | Педагогика сотрудничества; коммуникативная технология. | Ответить на вопросы учителя. | Личностный результат: самообладание Метапредметные результаты регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка знаний; коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
2 | Рефлексивно-оценочный этап | Сопоставить деятельность на уроке, проанализировать и оценить. | На ваших столах лежат карточки. Возьмите их, пожалуйста. Давайте проанализируем свою деятельность. Кто может сказать, что нового он узнал сегодня на занятии? Что понравилось? С какими трудностями столкнулся? Как оцениваете свою работу. | Учащийся осуществляет самооценку собственной деятельности на уроке. | Коллективная, индивидуальная формы работы | Учащиеся отвечают по пунктам рефлексии. |
1 | Домашнее задание | Повысить качество знаний учащихся. | Еще раз благодарю вас за работу. Дома, пожалуйста, попробуйте самостоятельно составить и решить аналогичную задачу по ориентированию (ОБЖ). Подготовить сообщение на одну из тем по выбору: История компаса, Виды карт, Топографические знаки. | | Метод критического мышления | Составление заданий для своих товарищей | Личностный результат: самообладание, самоопределение |