СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведён совместно с учителем истории и учащимися старших классов, которые в интересной и познавательной форме рассказали о фактах из жизни Петра Великого как преобразователя и информатора.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Пётр Великий"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №103 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС

ТЕМА: «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»













ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫЙ КЛАССОВ

КАПИТОНЕНКО А.Н.


\







2017 г.



УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий мир» 4- А класс

ТЕМА: Петр Великий.

Цели урока: сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; развивать воображение учащихся, устную речь, умение работать в группах, обобщать и делать выводы; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, интерес к истории, формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Оборудование: портрет Петра I, иллюстрации и фотографии с видами Санкт- Петербурга, лента времени, выдержки из Указов Петра I, карта России в 18 веке, карточки-задания к игре «Колесо истории», выставка книг о Петре 1.

Ход урока

1.Организационный момент

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

(на доске эпиграф урока)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющий душой

На троне вечный был работник.(А. С. Пушкин)

«Я – ученик и нуждаюсь в учителях».(Пётр Великий)

II. Повторение изученного

1. Работа в парах

У. - Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. Работать будете в парах. У вас на столе лежат листочки с заданием.

- Как называли этих князей в народе? Кто из них был царём?

Иван IV Мудрый

Ярослав Вещий

Олег Грозный

Владимир Красное Солнышко

Дмитрий Калита

Александр Донской

Иван Невский

У.- Давайте проверим. Поменяйтесь листочками с соседом.

(ответ: Иван IV-Грозный, Ярослав Мудрый, Олег Вещий, Владимир Красное Солнышко, Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Калита)

2. Дидактическая игра «Неотосланная депеша».

У.- Кто мог сказать такие слова?

1. «Я перестал платить ненавистную дань Золотой Орде». (Дмитрий Донской.)

2. «Я знал, что рыцари в бою строились клином». (Александр Невский.)

3. «Я благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом». (Сергий Радонежский.)

4. «Я сразился в единоборстве с татарским воином Челубеем». (Богатырь Пересвет.)

5. «Мое войско сразилось с русскими воинами на Куликовом поле». (Хан Мамай.)

6. «Я вошел в доверие к хану Золотой Орды и сам собирал дань для Орды». (Иван Калита.)

7. «И повел я войско навстречу Ахмату». ( Иван III)

8. “Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения”. (Кузьма Минин.)

9. «Русский -тот, кто любит Россию и ей служит!» «Морским судам быть!»

(Дети не знают кому принадлежат эти слова.) Ответ на этот вопрос мы сможем дать в конце нашего урока. Будьте внимательны) (Пётр 1)

Вывод У.- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

 - Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства

Ш. Сообщение темы и целей урока.

3.1. Создание проблемной ситуации

У. -Рассмотрите изображения этих людей. Что можете о них сказать?


У.- Почему человека на третьем рисунке вы не назвали царем?

Д. - Он не изображен в царских одеждах и с символами власти.

У.- Но это тоже царь, про него говорят «необычный царь» и называют его Великим .

Время катится вперёд,

Новый век опять грядёт.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.

У. – Кто это? Догадались? (Пётр Великий) Так необычно выглядел царь Петр Первый, он был законным наследником царя Алексея Михайловича

У. – Что бы вы хотели узнать об этом царе? (Дети задают вопросы.)

1.Где жил и родился этот человек? Как проходило его детство и юность.

2.Что сделал для России? 3. Чем прославился?

У.- Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром Первым, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление и почему его называют Великим, какой город называют городом Петра.

- Можете вы именно сейчас ответить на вопрос , почему же его назвали великим?(Нет)

3.2 .Словарная работа:

На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно знать и понимать. Давайте посмотрим на доску.

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

СЕНАТ – высший орган управления государством

4. Работа над темой урока

У. – Наш урок будет разделён на 3 части:

1. ПЁТР I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.

2. ЦАРЬ- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ.

3. ГРАД ПЕТРА.

У. - Путешествие наше мы совершим вот на таком корабле ( макет корабля)

- Ну что, поплыли?

- Наш корабль причалил к первой пристани под названием « ПЁТР I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ»

У. - В момент рождения Ивана Грозного была страшная буря, колокола звонили сами собой, один колокол упал и разбился, народ говорил о божественном предзнаменовании грядущих больших несчастий на Руси.

(звучит аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов»)

Появление на свет Петра 1 также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем , с которым не сравнится никто из его современников.

-У. О том, какое детство было у Петра, вы узнаете от моих помощников.

1-й реб.. -В ночь на 30 мая 1672 года жена Алексея Михайловича родила ему сына. Маленького царевича назвали Петром. К 5-ти годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из Оружейной палаты то и дело приносили на починку сломанные луки, порванные барабаны. Когда царевичу исполнилось 10 лет, в Преображенском на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями, окопами, бастионами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками».

Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело.

-У. В 10 лет Пётр стал царём вместе с братом Иваном, которому было 16 лет .Но так как он был очень болен, государственными делами заправляла их сестра Софья, которую вскоре свергли. На престоле остался Пётр.

2-й реб. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки, потом модели кораблей, которые собирал его отец. В Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке . Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса, поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости науки. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни-создание Военно-морского флота.

У.Опишите внешность Петра.

3-й реб.Пётр по внешности был красивым мужчиной.Рост 2м 4 см, смуглый. «Такой смуглый, точно родился в Африке» — утверждал один из современников.

Он был нормального телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками, болезненностью, портящей общее впечатление. Одевался Пётр неаккуратно, небрежно и не часто менял платья. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: «В его внешности, манерах нет ничего выдающего царское происхождение».

. На своей личной печати Пётр 1 вырезал слова: «Я-ученик и нуждаюсь в учителях». Это было девизом царя на протяжении всей его жизни.

-У. Ребята, а давайте закроем глаза и представим себе, что Пётр Великий сегодня у нас в гостях. Вот что он рассказал бы о себе:

«Я царь, а у меня мозоли на руках. Безделья я не терплю и день мой заполнен до рассвета. В 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обхожу Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор. Потом зайду домой , займусь токарным делом, которое очень люблю. В 11 часов сажусь обедать, за столом не засиживаюсь. После обеда короткое время отдыхаю, а затем посещаю мастерские, осматриваю корабли. Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать. «Делу время, потехе-час»-люблю я говорить окружающим». . «Русский -тот, кто любит Россию и ей служит!» «Морским судам быть!»

Физминутка «Веселые факты» (В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. При занятиях строевой подготовкой отдавались команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели. Ребята представляют себя войском Петра и делают повороты на месте по команде «СЕНО – СОЛОМА»

Продолжение работы над темой урока

-Ребята, а мы с вами отправляемся дальше.

- Вот наш корабль приплыл к новой пристани под названием «ЦАРЬ- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ»

-Как вы понимаете слово преобразователь?(введение новшеств, реформ)

-Знаем ли мы какие преобразования сделал Пётр I в России ? ( Нет)

-Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?

-ПётрI провозглашён царём в 10 лет , но самостоятельно управлять государством стал позже.

- Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре I.

-Что же?

У. – Прочитаем это в учебнике на стр. 95 по рядам (1 ряд-1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд- 3 абзац и выпишите на листке бумаги, что нового внёс Пётр Первый за время своего правления)

1 ряд:

1. Новый год стали отмечать 1 января (ввёл новый календарь)

2. Упростил азбуку-кириллицу.

3. Открыл новые типографии.

4. Выпустил первую печатную газету.

5. Основал первый музей – Кунсткамеру.

6. Первую доступную всем библиотеку.

7. Подписал указ о создании Академии наук.

2 ряд

1. В России появился морской флот.

2. Возникли новые заводы.

3. Были основаны новые города: Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

4. Тесное общение с другими странами.

5. Жители России узнавали о новинках техники, науки, культуры.

6. Для подготовки различных специалистов были открыты школы.

3 ряд :

1. Пытался приохотить знатных людей, купцов, горожан к европейским обычаям.

2. Запретил носить бороды и русские платья(длинные платья и рукава считал очень неудобными.

3. Перестал созывать Боярскую думу и земские соборы.

4. Были созданы новые органы управления

Выступления ребят старших классов с рассказами о Петре, о первом музее, о новых законах, о том, что ввёз из-за границы (картофель, кофе, табак и т.д.)

Применение фото и видео документов во время рассказа уч-ся 7 класса

Дополнительная л-ра

-После обнаружения ботика Пётр всерьёз начинает постигать науку кораблестроение. И решает создать в России свой флот. Первый речной флот был создан в Воронеже. При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов.

-Царь провёл множество реформ в России. Провёл денежную реформу. Отменил действующий в России календарь и ввёл Юлианский календарь. По этому календарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января.

ПётрI открыл новые школы, посылал учиться за границу, упростил алфавит, ввёл арабские цифры, открыл заводы и фабрики, выпустил первую печатную газету - «Ведомости».

-Пётр собственноручно стриг бороды. За это царя прозвали брадобреем. Он хотел отучить русских людей носить бороды. Пётр обложил их налогами. ( слайд 20)

- Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Россия стала империей.

У.- - Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Россия стала империей.

- Поплыли дальше?

- Но вот наш корабль причалил к пристани. «ГРАД ПЕТРА»

-Как вы думаете, о каком городе идёт речь?

-Молодцы! Да, действительно, речь идёт о Санкт-Петербурге .

- Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 году по инициативе Петра I с Заячьего острова – именно там был заложен первый камень.

- Давайте посмотрим видео об этом красивом городе России.

Рассказ: Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частые наводнения.

-На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день , и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали , на их место привозили новых.

- Строился город долго- ведь техники- то не было, всё делалось почти вручную.

Прошло сто лет, и юный град,

Полношных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

-Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче.

Любил Пётр свой город. Город назвали Санкт-Петербургом, то есть городом святого Петра.

- Санкт-Петербург очень красивый город. В нём очень много достопримечательностей.

- Город на Неве стал северной столицей России или как ещё говорят морской столицей России.

5. Закрепление изученного материала

5.1 А сейчас мы поиграем в игру «Веришь -не веришь»

1. Верите ли вы , что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября? (Да) Именно Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января. 

2. Верите ли вы, что со времен Петра I в нашей стране появилось телевидение? (Нет)

3. Верите ли вы, что как и во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (Да).Действительно, первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости». 

4. Верители вы, что первый самолет был построен при Петре I? (Нет)

5. Верители вы, что царь Петр I за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие и т.д.? (Да) Таким образом, были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера, и Публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге. 

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого,

Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.(Да)

6.Итог урока

- С кем мы сегодня познакомились? Как вы думаете чьи слова: «Русский -тот, кто любит Россию и ей служит!» «Морским судам быть!»(Пётр Первый Великий.)

Вопросы:

1.Какой титул получил Петр 1 в России? (Великий)

2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (10 лет)

3. Какое любимое увлечение было у Петра? (Военные потехи)

4. Чем отличался Петр 1 от европейских государей своего времени? (он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела)

5. Каковы главные черты характера Петра? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воли)

6. Что нового появилось в России при Петре 1? (Новый календарь, первая газета, музей, библиотека)

7. Какие дела Петра 1 вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)

8. Когда был заложен город на Неве? (более 300 лет назад, в 1703г)

Вывод:

Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, ко­торое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присво­ил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Все­российского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!