СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по физике и литературе "Свет. Источники света в физике и художественной литературе".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках предметной недели в школе был проведён открытый интегрированный урок.В ходе подготовки к уроку учащимся была предложена индивидуальная и групповая работа и поисковая деятельность. Учащиеся должны были познакомиться со стихотворениями поэтов Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Арсения Тарковского, Адама Мицкевича, Владимира Луговского, которые в своих произведениях описывали природные явления, и найти в текстах изобразительно-выразительные средства, а также образы  «источников света». К уроку была приготовлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урока_ «Свет. Источники света в физике и художественной литературе»»

Пояснительная записка


Номинация: урок (основная школа 5-8 класс)

Тема урока: «Свет. Источники света в физике и художественной литературе». 8 класс.

Тип урока: интегрированный.

В ходе подготовки к уроку учащимся была предложена индивидуальная и групповая работа и поисковая деятельность. Учащиеся должны были познакомиться со стихотворениями поэтов Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Арсения Тарковского, Адама Мицкевича, Владимира Луговского, которые в своих произведениях описывали природные явления, и найти в текстах изобразительно-выразительные средства, а также образы «источников света». К уроку была приготовлена презентация.

1 слайд «Тема урока»

2 слайд «Цели урока»

3 слайд «Схема «Источники света»

4 слайд « Борис Пастернак. Стихи»

5 слайд « В.Г Короленко . Огоньки»

6 слайд «Арсений Тарковский, Адам Мицкевич. Строфы из стихотворений»

7 слайд «Звезда»

8 слайд «Гроза »

9 слайд «Максим Горький в Ялте у А.П.Чехова»

10 слайд «Распространение света»

11 слайд «Тень и полутень»

12 слайд «Солнечное и лунное затмения»

13 слайд «Домашнее задание»

14 слайд «Рефлексия»


При подготовке к уроку пользовались ресурсами Интернета, энциклопедией, художественной и справочной литературой. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, умение самостоятельно добывать информацию и работать с ней. Ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Наблюдается плотность урока, экономится время на этапах, дает возможность проводить рефлексию, давать качеству знаний, развивать критическое мышление.

















Тема урока: «Свет. Источники света в физике и художественной литературе».

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно...

Н. Рыленков

(слайд 1)


Вид урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков.

Тип урока: интегрированный.

Подготовка к уроку: затемненный кабинет, свечи, спички, компьютер, мультимедийный проектор, «Портреты поэтов», стихи. Учащиеся должны познакомиться со стихотворениями поэтов о природе, найти в текстах изобразительно-выразительные средства.

Цель урока: (слайд 2)

1. Сформировать представление о естественных и искусственных источниках света в науке и художественной литературе. Ввести учащихся в лирический, мир поэзии. Учить понимать настроение и чувства автора, создавая зрительные образы при чтении стихотворений.

2. Развивать умения и навыки анализа лирического текста, логического мышления, памяти; рассматривать явления и их взаимосвязь, содействовать развитию диалектического мышления. Показать роль света в жизни человека, научить в ходе наблюдения за природными явлениями видеть прекрасное.

З. Воспитать широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, нетрадиционно подходящего к решению проблем, внимательно относящегося к окружающему миру, природе, в обычном видящего необычное и восхищаться им.



Методы:

1. Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.


Приемы:

Анализ поэтического текста, выразительное чтение, беседа, устное выступление.


Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная.


Ход урока


1. Организационный момент.


2. Мотивация образовательной деятельности учащихся.

Учитель физики: Внимательно посмотрите ролик и сформулируйте тему урока.

Показ видеоролика, в котором ученики начальных классов высказывают свои представления о свете, но при этом слово свет не произносят.

Учитель физики: О чём пойдёт речь на нашем уроке?

(ответы: О свете, что такое свет)

Слайд 1.

Учитель физики: Как слова Николая Рыленкова связаны с содержанием нашего урока? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Постановка цели.

Слайд 2.

Свет - удивительное, самое замечательное природное явление. Многие поэты писатели в своих произведениях описывали это явление, которое в физике обобщено в виде сухих законов, формул, понятий. Попробуйте взглянуть на эти законы с другой, лирической стороны, глазами Б.Пастернака, Ф.Тютчева, А.Тарковского.


3. Актуализация познавательной деятельности.

Учитель физики: мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Оптика». - -Назовите ваши ассоциации с этим словом?

- Откуда исходит свет?

- (источники)


4. Ознакомление с новым материалом

Знакомство с естественными и искусственными источниками света.

Искусственные источники создал человек, а естественные - природа. (учащиеся приводят примеры и составляют схему: (слайд 3)

Источники



естественные искусственные


солнце звезда луна свеча лампа фонарь


Учитель литературы: Что о них говорили поэты.

1 Чтение стихотворения поэта Серебряного века Бориса Пастернака «Мело, мело…».

(В затемнённом кабинете при горящих свечах читает ученица) (слайд 4)


Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.


Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

• Какое время года рисует поэт? (зима, февраль, метель... )

• Какие приёмы помогают увидеть зимнюю картину?

(-. Сравнение: Как летом роем мошкара..

- Олицетворения: Метель лепила на стекле. Слетались хлопья....,

-- Глаголы: -учащиеся называют глаголы- они создают динамику происходящего,

- Аллитерация:; ,с, в, р, слышим хруст, шорох за окном, потрескивание свечи)

• Таким образом, природа в стихотворении Пастернака

одухотворена и олицетворена; наделена свойствами человека.

Становится действующим лицом. Она создаёт картину, а возможно

и произведение искусства:

« Метель лепила на стекле кружки и стрелы.

На озарённый потолок ложились тени,

скрещенья рук, скрещенья ног...»

Учитель литературы: Одна из тем лирики Пастернака - место человека в истории, которая представляет хаос.

• Что согревает душу лирического героя, даёт ему надежду?

(Горящая свеча. Маленький огонёк светит ему в жизни, даёт уверенность смело смотреть в будущее)

• Какой художественный приём:

Свеча горела на столе.

Свеча горела?

(повтор - одна ил стилистических фигур. повторение одних и тех же слов. В качестве приёма поэтической речи усиливает образно – эмоциональную выразительность.)

• Хаос там, за окном. А здесь тихо, светло. Спасение, надежда. Образы ветра. вьюги, ненастья сменяются светом и теплом.

• Какие синтаксические конструкции текста являются художественным средством? (безличные, назывные предложения:

Мело, мело по всей земле

Скрещенья рук, скрещенья ног...

Мело весь месяц в феврале...)


Вывод: свеча - символ жизни, света, надежды. Это же мы можем наблюдать в очень красивой миниатюре В.Г Короленко «Огоньки».

Слайд 5.


Учитель физики: О каких ещё источниках света говорят поэты? (В руках учителя горит спичка)


Учитель литературы: Образ горящей спички рисует Арсений Тарковский

(стихотворение читает ученица): (слайд 6)

Горящая спичка.

Как золотая птичка,

Дрожит огонь впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках.

Учитель литературы: Какой философский смысл звучит в этих строках?

(жизнь человека коротка. поэтому ценить, беречь нужно каждую минуту, мгновение. Об этом свидетельствует сравнительный оборот «как золотая птичка» и метафора: жизнь — это горящая спичка.).

- О каком источнике света пишет Адам Мицкевич? (чтение стихотворения)

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей.

(электрическая лампочка)

Учитель физики: Как вы думаете, какую роль в жизни человека играют искусственные источники света?

( Они создают комфортную жизнь человеку)

Физминутка.


Учитель литературы: О каких естественных источниках света писали поэты?

( о Солнце, звездах) Солнце — главный источник света на Земле. (Звучат строчки из стихотворений). (слайд 7) ученики читают стихотворения Рубцова и Луговского.

(средства выражения записывают в карту)


1)Звезда, звезда, холодная звезда,

К холодным иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

(Владимир Луговской.)

2)»В звёздную ночь» (1963г), «В горнице»(1967г)

«Ночь на Родине»

В горнице моей светло-

Это от ночной звезды,

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды

- матушка , который час?

Что же ты уходишь прочь?

(Вопросно – ответное повествование)


Помнишь ли, в который раз

Светит нам земная ночь?

(Вопросно – ответное повествование)

(Мотив умирания и вечной жизни. Пасхальное время.)


3)Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений.


И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.


4)Неохотно и не смело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края. (слайд 8«Гроза»)

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

(Фёдор Тютчев.)


Учитель литературы: Какова тема стихотворения Фёдора Тютчева «Неохотно и несмело...» ? Какую картину рисует поэт?

(Природа. Солнечная картина сменяется приближением грозы)

• Природа редко предстаёт у Тютчева просто как пейзаж, как фон. Она изображается как некая система, сила космической жизни, соединяющая мир человеческой души с миром природы и космоса. Его привлекают переходные состояния природы: солнечная погода сменяется приближением грозы.

• Почему картина становится зримой?

(Благодаря олицетворению:

Солнце смотрит неохотно и несмело…

Принахмурилась земля…

Солнце взглянуло исподлобья…

Метафоре:

Синей молнии струя...

Пламень белый и летучий)

М.Горький «Старуха Изергиль» легенда о Данко. (отрывок читает ученик)

Вывод: Солнце, молния в движении, в действии. Поэт помогает увидеть красоту мира, явления природы, ценить чудесную их силу. Строки вызывают желание радоваться жизни и состояние восторга. Н.Рубцов в стих. «В минуты музыки» писал: «…путь без солнца, путь без веры…»


Учитель физики: На основе наблюдений и опытов были установлены законы распространения света, при этом использовалось понятие луч света.


Учитель литературы: (слайд 9) Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал: «Я видел, как Антон Павлович Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался

совершенно безуспешно надеть его на голову вместе со шляпой». Почему это ему не удалось?

Учитель физики: Что же такое световой луч? (слайд 8)

(Световой луч — это линия, вдоль которой распространяется световая энергия Запись в карте).

Учитель физики: Где можно наблюдать луч света? (Слайд 10).

(через отверстие в тёмной шторке)

Учитель физики: В какой среде распространяется световой луч?

Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.(запись в карте)

А что служит доказательством прямолинейного распространения света?

Учитель литературы: Ответить на этот вопрос поможет устное народное творчество.

Загадки:

- Что с земли не поднимешь?

- Ты за ней — она от тебя, ты от неё — она за тобой?

(тень)

Учитель физики: Таким образом, доказательством этого закона служит образование тени. Тень — это пространство, в которое не попадает световая энергия.


5. Закрепление, углубление результатов осмысления. (слайд11)

Работа по учебнику физики: Найдите в тексте описание явления, изображённого на рисунке 120, 121, стр. 149, § 62, и ответьте на вопрос:

- В каком случае на экране получают чёткую тень? (Ответ в тексте)

- Определение точечного источника света?

(Источник, размеры которого намного меньше расстояния, на котором распространяется свет называется точечным). (запись в карту)


- А какие природные явления можно наблюдать, зная закон распространения света?

( солнечное и лунное затмения)

(Наблюдение данных явлений через мультимедиа) (слайд 12)


Учитель физики: А какую роль играет источник света в нашей жизни? Нужно ли нам знать законы? Эти знания необходимы в быту?

(Человеку, читающему книгу, безразлично справа или слева от него находится источник света).

- Но почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?

(отсутствует тень на тетрадном листе)


6. Домашнее задание. (слайд 13)

§ 62, упражнение 29 (1), вспомнить не упомянутые на уроке источники света. Экспериментальное задание: Как получить чёткое изображение тени?

Выучить или выразительно прочитать стихотворения о природе. Указать художественные средства и их роль в стихотворении. Сочинить синквейн об источниках света.


7. Рефлексия : (слайд 14)

Учитель физики:1. Как вы поняли слова Н. Рыленкова и как они связаны с содержанием нашего урока? (Красивое и необычное находятся рядом, чудеса творятся, происходят вокруг нас каждый час, день, только надо присмотреться, прислушаться. Так это делают поэты, писатели, учёные. Чудо – наш урок. «Сухие» законы физики нашли отражение в лирических строках произведений. Окружающий нас мир сегодня предстал в единстве законов и красоты природы.)

  • 2. Цветограмма: а) зелёный - Вы считаете, что было трудно на уроке.

  • б) жёлтый- Вы считаете, что хорошо поработали на уроке, но вам нужна помощь.

  • в) красный- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить важную информацию в тексте.


8. Подведение итогов урока. Оценка работы учащимися и учителями








Просмотр содержимого презентации
«свет»

Здесь мало увидеть,  Здесь надо всмотреться…  Здесь мало услышать,  Здесь вслушаться нужно…  Н.Рыленков   Свет. Источники света в физике и художественной литературе. Выполнили: учитель физики МКОУ «СОШ № 10» с.Птичье Изобильненского района Турчакова Лариса Николаевна, Учитель русского языка и литературы Саджая Наталья Зайупулаевна

Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться… Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно… Н.Рыленков Свет. Источники света в физике и художественной литературе.

Выполнили: учитель физики МКОУ «СОШ № 10» с.Птичье Изобильненского района

Турчакова Лариса Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

Саджая Наталья Зайупулаевна

Цели урока

Цели урока

  • Сформировать представление о естественных и искусственных источниках света в науке и художественной литературе. Учить понимать чувства автора, создавая зрительные образы при чтении стихотворений.
  • Развивать умения и навыки анализа лирического текста. Логического мышления, памяти; рассматривать явления и их взаимосвязь. Показать роль света в жизни человека, научить в ходе наблюдения за природными явлениями видеть прекрасное.
  • Воспитать широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, внимательно относящегося к окружающему миру, природе.

« М е л о, м е л о…» Борис Пастернак .

« М е л о, м е л о…»

Борис Пастернак .

  • Мело, мело по всей земле,
  • Во все пределы.
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью...

Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью...

«С п и ч к а»    Горящая спичка, Как золотая птичка, Дрожит огонь впотьмах, В одну минуту спичка Сгорит в моих руках

«С п и ч к а»

Горящая спичка,

Как золотая птичка,

Дрожит огонь впотьмах,

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках

Вот пробилась из-за тучи Пламень белый и летучий Синей молнии струя Окаймил её края.

Вот пробилась из-за тучи Пламень белый и летучий

Синей молнии струя Окаймил её края.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. Свет распространяется прямолинейно в однородной прозрачной среде. Тень образуется от точечного источника света.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется свет.

Свет распространяется прямолинейно в однородной прозрачной среде.

Тень образуется от точечного источника света.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • § 62, упражнение 29 (1), вспомнить не упомянутые на уроке источники света. Экспериментальное задание : Как получить чёткое изображение тени?
  • Выучить или выразительно прочитать стихотворения о природе. Указать художественные средства и их роль в стихотворении. Сочинить синквейн об источниках света.
  •  
Р Е Ф Л Е К С И Я. Вы считаете, что хорошо поработали на уроке, но вам нужна помощь . Вы считаете, что было трудно на уроке.

Р Е Ф Л Е К С И Я.

  • Вы считаете, что хорошо поработали на уроке, но вам нужна помощь .
  • Вы считаете, что было трудно на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить важную информацию в тексте.
https://yandex.ru/images/search?text
  • https://yandex.ru/images/search?text


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!