СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по физике, математике и информатике по теме "Гармонические колебания"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прентация открытого урока по теме "Гармонические колебания".

Интегрированный урок по физике, математике и информатике.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок по физике, математике и информатике по теме "Гармонические колебания"»

Исследование графиков гармонических колебаний с помощью программы Microsoft Excel Интегрированный урок: МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА Преподаватель математики и физики ЛХПК  Монастырный Николай Михайлович ,  специалист высшей квалификационной категории

Исследование графиков гармонических колебаний с помощью программы Microsoft Excel

Интегрированный урок:

МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА

Преподаватель математики и физики ЛХПК Монастырный Николай Михайлович , специалист высшей квалификационной категории

Мотивация к обучению «Путешествуя на корабле кажется, что океан состоит из волн, а не из воды» Э.С. Эддингтон (Кембридж, 1929 г.)  10:16:47 PM
  • Мотивация к обучению

«Путешествуя на корабле кажется, что океан состоит из волн, а не из воды»

Э.С. Эддингтон (Кембридж, 1929 г.)

10:16:47 PM

10:16:47 PM

10:16:47 PM

Актуализация опорных знаний Какие колебательные процессы вы наблюдали в данном видео? Морские волны; Судна и корабли; Летящая чайка; Дворники на лобовом стекле; Звук – звуковая волна; Изображение – световая волна; Переменный электрический ток 10:16:47 PM
  • Актуализация опорных знаний

Какие колебательные процессы вы наблюдали в данном видео?

  • Морские волны;
  • Судна и корабли;
  • Летящая чайка;
  • Дворники на лобовом стекле;
  • Звук – звуковая волна;
  • Изображение – световая волна;
  • Переменный электрический ток

10:16:47 PM

Значение изучаемого материала Теорема Фурье (1822 г .) Любое повторяющееся движение можно рассматривать как результат накладывания простых гармонических движений. Любую волну, независимо от её формы, можно рассматривать как сумму простых гармонических волн 10:16:47 PM
  • Значение изучаемого материала

Теорема Фурье (1822 г .)

Любое повторяющееся движение можно рассматривать как результат накладывания простых гармонических движений.

Любую волну, независимо от её формы, можно рассматривать как сумму простых гармонических волн

10:16:47 PM

Обобщить знания о гармонических колебаниях; Повторить тему «Тригонометрические функции»; Систематизировать знания о механических колебаниях; Совершенствовать навыки построение графиков функций; Улучшить умения и навыки использования электронных таблиц; Развивать внимательность и наблюдательность, умения анализировать и обобщать; Вызвать эстетические чувства от проявления гармонии в науке. Цели урока:
  • Обобщить знания о гармонических колебаниях;
  • Повторить тему «Тригонометрические функции»;
  • Систематизировать знания о механических колебаниях;
  • Совершенствовать навыки построение графиков функций;
  • Улучшить умения и навыки использования электронных таблиц;
  • Развивать внимательность и наблюдательность, умения анализировать и обобщать;
  • Вызвать эстетические чувства от проявления гармонии в науке.

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме Что такое  «гармонические колебания»? 10:16:47 PM
  • Повторение и обобщение знаний по теме

Что такое «гармонические колебания»?

10:16:47 PM

Простое гармоническое движение…  это движение вперёд и назад, осуществляемое грузом маятника, или вверх и вниз, осуществляемое грузом, повещенным на пружине 10:16:47 PM

Простое гармоническое движение… это движение вперёд и назад, осуществляемое грузом маятника, или вверх и вниз, осуществляемое грузом, повещенным на пружине

10:16:47 PM

Простое гармоническое движение…  это возвратно-поступательное движение,  при котором ускорение изменяется прямо пропорционально смещению от центра 10:16:47 PM

Простое гармоническое движение… это возвратно-поступательное движение, при котором ускорение изменяется прямо пропорционально смещению от центра

10:16:47 PM

Простое гармоническое движение…  это проекция движения по кругу, осуществляемое  с постоянной скоростью 10:16:47 PM

Простое гармоническое движение… это проекция движения по кругу, осуществляемое с постоянной скоростью

10:16:47 PM

Простое гармоническое движение…  это движение, графиком зависимости смещения которого от времени является синусоида 10:16:47 PM

Простое гармоническое движение… это движение, графиком зависимости смещения которого от времени является синусоида

10:16:47 PM

Периодические изменения физической величины в зависимости от времени по закону синуса называют  гармоническими колебаниями 10:16:47 PM

Периодические изменения физической величины в зависимости от времени по закону синуса называют гармоническими колебаниями

10:16:47 PM

Обычная составляющая всех колебаний. Играет значительную роль: в акустике, в современной атомной теории волн и частиц. в изучении океанских волн и землетрясений, в исследованиях в области медицины и т.д. Основные характеристики 10:16:47 PM

Обычная составляющая всех колебаний.

Играет значительную роль:

  • в акустике,
  • в современной атомной теории волн и частиц.
  • в изучении океанских волн и землетрясений,
  • в исследованиях в области медицины и т.д.

Основные характеристики

10:16:47 PM

Маятник Простые гармонические колебания – широко распространённое движение 10:16:47 PM

Маятник

Простые гармонические колебания – широко распространённое движение

10:16:47 PM

системы, подчиняющиеся закону Гука; атомы, удерживаемые в молекулах упругими электрическими силами; звуковые волны; колебания жидкости; музыкальные инструменты и т.д. Простые гармонические колебания – широко распространённое движение: 10:16:47 PM
  • системы, подчиняющиеся закону Гука;
  • атомы, удерживаемые в молекулах упругими электрическими силами;
  • звуковые волны;
  • колебания жидкости;
  • музыкальные инструменты и т.д.

Простые гармонические колебания – широко распространённое движение:

10:16:47 PM

Графиком является синусоида:  ()   10:16:47 PM

Графиком является синусоида: ()

 

10:16:47 PM

()   укажите наименования параметров в формуле:   А – …, – … ,  - …, – … , t - …. 10:16:47 PM

()

 

укажите наименования параметров в формуле:

  •  
  • А – …,
  • – … ,
  • - …,
  • – … ,
  • t - ….

10:16:47 PM

()     А – амплитуда, – циклическая частота,  - начальная фаза, – фаза, t - время. 10:16:47 PM

()

 

  •  
  • А – амплитуда,
  • – циклическая частота,
  • - начальная фаза,
  • – фаза,
  • t - время.

10:16:47 PM

Таблица основных характеристик Страница 65 10:16:47 PM

Таблица основных характеристик

  • Страница 65

10:16:47 PM

  Напишите уравнение гармонического колебания, если его амплитуда 0,5 м, а частота 25 Гц. Колебания грузика на пружине описывается уравнением . Определите амплитуду, период, циклическую частоту и частоту колебаний. Колебание описывается формулой . Найдите амплитуду, частоту и период колебаний. Задачи: 10:16:47 PM
  •  
  • Напишите уравнение гармонического колебания, если его амплитуда 0,5 м, а частота 25 Гц.
  • Колебания грузика на пружине описывается уравнением . Определите амплитуду, период, циклическую частоту и частоту колебаний.
  • Колебание описывается формулой . Найдите амплитуду, частоту и период колебаний.

Задачи:

10:16:47 PM

Что показывает амплитуда колебаний? Как связаны между собой частота и период колебаний? Тело совершает незатухающие колебания. Какие из величин, характеризующих это движение, постоянны, а какие переменные? Вопросы: 10:16:47 PM
  • Что показывает амплитуда колебаний?
  • Как связаны между собой частота и период колебаний?
  • Тело совершает незатухающие колебания. Какие из величин, характеризующих это движение, постоянны, а какие переменные?

Вопросы:

10:16:47 PM

График гармонического колебания   можно построить двумя способами:   1. Последовательностью простейших  преобразований 2. Исследованием функции с помощью  производной по стандартной схеме 10:16:47 PM

График гармонического колебания можно построить двумя способами:

 

1. Последовательностью простейших преобразований

2. Исследованием функции с помощью производной по стандартной схеме

10:16:47 PM

Построение графиков с помощью простейших преобразований y= cos(2x+ p /3)=cos(2(x+ p /6)) y= cos x y=cos(x+ p /6) y= cos(2x+ p /3) 10:16:47 PM

Построение графиков с помощью простейших преобразований

y= cos(2x+ p /3)=cos(2(x+ p /6))

y= cos x

y=cos(x+ p /6)

y= cos(2x+ p /3)

10:16:47 PM

Стандартная схема исследования функций: Найти область определения. Определить чётность. Определить периодичность. Найти производную функции и её критические точки. Определить min и max функции Определить дополнительные точки. 10:16:47 PM

Стандартная схема исследования функций:

  • Найти область определения.
  • Определить чётность.
  • Определить периодичность.
  • Найти производную функции и её критические точки.
  • Определить min и max функции
  • Определить дополнительные точки.

10:16:47 PM

Используем третий способ построение графиков функций  – с помощью электронных таблиц 10:16:47 PM

Используем третий способ построение графиков функций – с помощью электронных таблиц

10:16:47 PM

Закрепление знаний и умений Используя программу Microsoft Excel , построить график гармонического колебания, которое описывается законом  и график базовой синусоиды на промежутке   от -10 до +10 с шагом 0,1 Задание 10:16:47 PM
  • Закрепление знаний и умений

Используя программу Microsoft Excel , построить график гармонического колебания, которое описывается законом и график базовой синусоиды на промежутке

  •  

от -10 до +10 с шагом 0,1

Задание

10:16:47 PM

Рассчитаем таблицу с координатами точек для графиков Выделяем диапазон из этих трёх столбиков и вызываем с помощью панели инструментов мастера диаграмм. Выбираем точечную диаграмму без маркеров со сглаженными линиями. Получаем графики функций. Анализируем изменения, произошедшие с базовой функцией Порядок выполнения: 10:16:47 PM
  • Рассчитаем таблицу с координатами точек для графиков
  • Выделяем диапазон из этих трёх столбиков и вызываем с помощью панели инструментов мастера диаграмм.
  • Выбираем точечную диаграмму без маркеров со сглаженными линиями.
  • Получаем графики функций.
  • Анализируем изменения, произошедшие с базовой функцией

Порядок выполнения:

10:16:47 PM

Полученный результат 10:16:47 PM

Полученный результат

10:16:47 PM

Постройте косинусоиду.   Увеличьте амплитуду в 1,5 раза,  а частоту в раз, добавьте начальную фазу . Наблюдайте изменение графика. Задание 10:16:47 PM

Постройте косинусоиду.

  •  

Увеличьте амплитуду в 1,5 раза, а частоту в раз, добавьте начальную фазу .

Наблюдайте изменение графика.

Задание

10:16:47 PM

Подведение итогов Твои ощущения после урока. Понравился ли урок? Почему? Какие выводы ты сделал для себя? Что можешь предложить, порекомендовать себе и другим? Где ты на древе знаний? 10:16:47 PM
  • Подведение итогов
  • Твои ощущения после урока.
  • Понравился ли урок?
  • Почему?
  • Какие выводы ты сделал для себя?
  • Что можешь предложить, порекомендовать себе и другим?

Где ты на древе знаний?

10:16:47 PM

  Прочитать конспект Дополнительное задание: Уравнение движения имеет вид Найдите амплитуду, период, частоту колебаний. Постройте графики Домашнее задание 10:16:47 PM
  •  
  • Прочитать конспект
  • Дополнительное задание: Уравнение движения имеет вид Найдите амплитуду, период, частоту колебаний. Постройте графики

Домашнее задание

10:16:47 PM


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!