СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературному чтению,истории семьи и музыке. Урок-отчет "От чистого сердца!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

           Обобщающий урок по разделу «Мы с мамой и папой», обобщить и систематизировать литературоведческие знания, полученные в ходе работы над произведением; формировать навыки исследовательской работы, способствовать развитию эмоционально-образного восприятия героев произведений и своих близких, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; прививать любовь к музыкальным произведениям.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературному чтению,истории семьи и музыке. Урок-отчет "От чистого сердца!"»


Тема: Урок – отчет: «От чистого сердца».

Обобщающий урок по разделу «Мы с мамой и папой»

Цель: обобщить и систематизировать литературоведческие знания, полученные в ходе работы над произведением; формировать навыки исследовательской работы, способствовать развитию эмоционально-образного восприятия героев произведений и своих близких, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; прививать любовь к музыкальным произведениям.

Оборудование: мультимидийная установка, компьютер, классмейты, музыкальный центр, аудиозапись песни «Семейный альбом», ( сл. М. Танича, муз. Д. Тухманова), таблицы с названием страниц, презентация «Загляните в мамины глаза», детские презентации о своей семье, фотогазеты с сочинениями «Моя семья».



ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты входил из семьи.

Учитель истории семьи: - Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: Сегодня у нас интегрированный урок по литературному чтению, истории семьи и музыке: обобщение по разделу «Мы с папой и мамой», «От чистого сердца».

  1. Обобщение по разделу.

Звучит песня «Семейный альбом» (сл. М. Танича, муз.

Д. Тухманова)

Учитель:

Урок наш открыла песня, в которой есть слова: «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом!».

- Есть ли у вас в доме семейный альбом для фотографий?

-Часто ли вы его открываете?

Сегодня мы составим на уроке такой альбом по разделу «Мы с папой и мамой». На доске вы видите незаполненные страницы фотоальбома, но на них есть подписи.




Я Мама и папа Кого еще люблю


Мои друзья Увлечения

1 страница «Я».

Учитель: - После небольшого рассказа о себе на этой странице появится ваше изображение, выполненный вами - автопортрет или фотография.

- Кто может рассказать от имени того героя, который вам понравился? Кто это может быть? Это может быть Денис Кораблев из произведения «Тайное становится явным», Валерка из рассказа Иосифа Дика «Красные яблоки».

2 страница «Мама и папа».

Учитель: - Мы составляем литературный семейный альбом, поэтому расскажите о том папе, чей образ вам запомнился и понравился. Папа Дениски Кораблева. В.Драгунский «Девочка на шаре»

Мы сейчас исполним песенку «Про папу». Сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.

После исполнения:

- От чьего имени написана эта песня?

- О чем она? О том, что умеет папа.

- Узнали ли вы в этом человеке черты своего папы?

- Согласны ли вы со словами:

«Папа в доме, конечно, главный,

Если мамы, конечно, нет».

- Прочитайте наизусть стихи о папе. С. Маршак «Хороший день».

- О ком мы теперь поговорим? Догадайтесь. О маме

- В каких произведениях мы встречаем образ мамы? Э. Успенский «Все в порядке», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном», В. Драгунский

«… Бы», «Тайное становится явным».

- О чем эти произведения? О взаимоотношениях родителей и детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать вам, чтобы ваши родители были счастливы? Ответы детей.

Викторина.

- Я прочитаю вам по одному предложению, а вы назовите автора и заглавие произведения.

«Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!» Иосиф Дик «Красные яблоки».

«Вылитый кощей!» В. Драгунский «…Бы», «Тайное становится явным»

«Сядь со мной, поговорим перед сном». А. Барто «Перед сном».

- Прочитайте выразительно понравившиеся отрывки из этих произведений. Не забывайте приклеивать на листы соответствующие рисунки.

Учитель истории семьи: - А теперь немного отдохнем и посмотрим небольшую историю, которая происходит в некоторых семьях. А может быть, такое бывает и у вас?

Сценка «Три мамы»


Действующие лица:

Ведущий,
дочка Танюша,
мама и бабушка.

За столом 4 стула. На одном сидит Танюша с куклой.

Ведущий:

Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила…

Танюша:

Как, дочка, дела?
Опять ты запачкала
Ручки и ножки,
Наверно, играла

С собачкой и кошкой?
Опять ты залезла
Под стол, непоседа?
Опять просидела

Весь день без обеда?

С этими дочками

Просто беда!

Скоро ты будешь,

Как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

(Усаживает куклу рядом за стол.)



Ведущий:

Танюшина мама
С работы пришла
И Таню спросила…

Мама:

Как дочка дела?
Опять заигралась,
Наверно, в саду?
Опять ухитрилась
Забыть про еду?
«Обедать!», -
Кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала:
«Сейчас, да сейчас»
С этими дочками -
Просто беда!

(Усаживает дочку за стол.)

Ведущий:

Тут бабушка,
Мамина мама пришла
И маму спросила:

Бабушка:

Как дочка дела?

Наверно в больнице

За целые сутки

Опять для еды

Не нашлось ни минутки,

А вечером съела

Сухой бутерброд.

Ведь столько у вас

Там забот и хлопот.

Нельзя же сидеть

Целый день без обеда,

Уж доктором стала,

А все непоседа.

Ты ведь, родная, так молода…

С этими дочками

Просто беда!

(Мама садится за стол, бабушка расставляет чашки.)

Ведущий:

Три мамы в столовой сидят.

Три мамы на дочек глядят:

Что с дочками делать упрямыми?

Все:

Ох, как непросто быть мамами!


- Сейчас с вами вспомним одну из песен о маме.

При исполнении песни идет показ презентации «Мамины глаза»

3 страница «Кого еще люблю».


Учитель: - Кого вы еще любите, кроме мамы и папы?

У кого из авторов есть произведения на эту тему? Вспомните, что уже читали в учебниках для 1 – 2 класса? В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша».

Музыкальная физминутка

Учитель истории семьи: - Расскажите о своих сестрах, братьях, бабушках и дедушках. Заслушиваются 2 – 3 рассказа…

- Вы писали сочинения, делали фотогазеты по теме «Моя семья». Послушайте некоторые из них. Читает учитель сочинение «Моя семья» Руденко Сергея

- Сегодня у нас на уроке – наши родители, которые часто бывают на уроке «Истории семьи». Они будут участниками викторины.


Викторина.


4 страница «Мои друзья»

Учитель: - Как вы понимаете разницу между словами «друг» и «приятель»? Друг – это человек, который никогда не бросит тебя в трудную минуту, поможет в беде, преданный, готов пожертвовать жизнью ради друга.

Приятель – это человек, знакомый тебе, состоит в коротких дружеских отношениях.

- Как по-вашему были друзьями или приятелями Мишка и Дениска – герои рассказов В. Драгунского, Том и Гек из книги Марка Твена? Друзья. А Севка и Валерка? Приятели.


Учитель истории семьи: - Конечно, на этой странице должны быть фотографии ваших друзей и героев произведений данного раздела.

- А могут ли быть там фотографии папы, мамы, сестры? Да.

- Какие пословицы, поговорки вы подготовили на тему «Семья»?

- Всякому свое дело милее.

- Добрый сын всему свету завидище.

- Зачем клад, если в семье лад. +

- Мать кормит детей, как земля людей.

- Вся семья вместе, так и душа на месте. +

- Какие из пословиц говорят о дружбе в семье?

5 страница «Увлечение».


Учитель: Подготовьте «фотографии» для этой страницы дома: нарисуйте, чем вы любите заниматься, вспомните произведения на эту тему.

- А вот Антон Коляда уже составил о своем увлечении фильм, а Приходько Ангелина презентацию. Посмотрим фильм Антона.

- Наш фотоальбом не закрывается, мы его будем дополнять, читая другие произведения на эту тему.


Ш. Проверочная работа по разделу.


1. Назовите этого автора его героев:


- Виктор Драгунский: Мишка и Дениска, Том и Гек,

Севка и Валерка.


- Иосиф Дик: Мишка и Дениска, Том и Гек,

Севка и Валерка.


- Марк Твен: Мишка и Дениска, Том и Гек,

Севка и Валерка.


2.Из каких произведений эти строки?

- «…Подарки украшают жизнь» - Юрий Коринец «Подарки под подушкой»

- « …Вот так хорошо было бы, если бы все вокруг было устроено наоборот» - В. Драгунский «…Бы»

- «Если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание» - В. Драгунский «Тайное становится явным»


IV. Итог урока















































САМОАНАЛИЗ


интегрированного урока по литературному чтению, истории семьи и музыке.


  1. 3 «А» класс.

  2. Тема урока: «От чистого сердца».

Обобщение по разделу «Мы с папой и мамой».

  1. Тип урока: урок – отчет

  2. Обоснование целей и задач урока.

Зная, что компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий, то я поставила перед собой задачи, направленные на разные стороны психического развития учащихся (образовательные, развивающие, воспитательные).

а) образовательные: обобщить и систематизировать литературоведческие знания, полученные в ходе работы над произведением; формировать навыки исследовательской работы,

б) развивающие: способствовать развитию эмоционально-образного восприятия героев произведений и своих близких, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы,

в) воспитательные: воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; прививать любовь к музыкальным произведениям.

На протяжении всего урока осуществлялась целостность и взаимодействие отдельных частей урока.

Задачи определяют тип урока. Урок – отчет, урок в нетрадиционной форме. Этот выбор я обосновываю, во – первых, психологическими особенностями детей. Как я заметила на предыдущих уроках детям что – то нравилось исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что есть в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания, составлять и исследовать историю своей семьи, составлять на основе этого презентации.

Большая работа проведена по закреплению и углублению навыков чтения и умений работы с текстом: правильность, осознанность, выразительность, беглость чтения, краткий пересказ, обобщение, вывод.

  1. Обоснование выбора методов и принципов.

Для усвоения учащимися материала в связи с поставленными целями я использовала следующие методы обучения:

  • Методы организации и самоорганизации образовательного процесса; словесные методы ( объяснительный, работа с книгой, рассказ, беседа.

  • Наглядный метод обучения (наглядные пособия).

  • Практический метод (проверочная работа).

  • Метод коллективной и групповой работы (Сценка «Три мамы», исполнение песни «Мама» группой девочек)

  • Исследовательские методы.

  • Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке).

Таким образом, все эти методы, на мой взгляд, способствовали и воспитанию, и развитию личности. Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать интерес на уроке, а значит лучше вести урок.

  1. Формы: коллективная, групповая.

  2. Методические приемы: включение художественного слова, исполнение песен, прослушивание музыки, использование презентаций при рассказе и исполнении песни, использование рисунков и фотографий при составлении семейного литературного альбома, постановка вопросов.

  3. Наглядные пособия и ИТК:

  • Таблицы: «ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА», «Я», «Папа и мама», «КОГО ЕЩЕ ЛЮБЛЮ», «Мои друзья», «Увлечения».

  • Презентация «Загляните в мамины глаза».

  • Детские презентации о своей семье.

  • Звукозапись песни «Семейный альбом», сл. М. Танича, муз. Д. Тухманова)

  • Компьютер, мультимедийная установка, классмейты.

  1. Условия для развития субъектной позиции учеников.

  • Обращение к ранее изученным знаниям и умениям учеников,

  • Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания,

  • Организация исследовательской деятельности на уроке,

  • Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос,

  • Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе.


Таким образом, я считаю, что предложенный мною урок соответствует всем современным требованиям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!