Окорокова Наталья Васильевна, учитель
математики высшей категории МБОУ СОШ № 1
Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе
с привлечением медицинского работника
Тема урока. Измерение углов. Сколиоз позвоночника.
Цели:
- закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов,
- формирование знаний о применении транспортира при решении практических задач,
- развитие потребности формирования правильной осанки,
- расширение знаний о сколиозе,
- знакомство с комплексом упражнений по профилактике сколиоза.
Оборудование и дидактические материалы:
- муляж «Скелет человека»,
- таблица по биологии «Позвоночник человека»,
- раздаточные листы с фотографиями позвоночника (искривления I, II, III типов) для каждого ученика,
- рентгеновские снимки позвоночника человека для выполнения практической работы,
- памятка (для каждого ученика) «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки»,
- листы для повторения по теме «Измерение углов».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя биологии.
Анализ изучения состояния здоровья детей говорит об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Особую тревогу вызывает увеличение от 1 к 10 классу в 2 раза заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и в 5 раз — заболеваний внутренних органов.
Сегодня на уроке мы затронем вопросы формирования правильной осанки школьников.
II. Введение в тему урока. Повторение.
1. Повторение. Отработка вычислительных навыков.
Учитель математики. Заболевание, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, решив примеры. Используя шифр к ответам, назовите заболевание позвоночника, наиболее распространённое у школьников:
а | л | с | к | е | м |
3,2 | 0,32 | 0,2 | 2,54 | 1,44 | 2 |
о | н | и | п | з | я |
0,01 | 4,8 | 0,144 | 0,6 | 4,008 | 14,4 |
1) | 0,4-0,1,2 | 5) | 0,72,0,84-0,72,0,64 |
2) | 10,6-8,06 | 6) | 1:10-0,3,0,3 |
3) | 0,12 | 7) | 4+0,23 |
4) | 0,4,0,3+0,4,0,5 | Ответ: сколиоз. |
2. Определение проблемы.
Медицинский работник. Вспомните, как, хорошо отдохнув летом у бабушки в деревне (на даче, в лагере, у моря и т.д.) и набравшись сил и энергии, первого сентября вы пришли в школу за знаниями. Но они, как известно, легко не даются. Пять-шесть часов в школе за рабочим столом, еще несколько часов дома. И уже через пару месяцев вы все чаще жалуетесь на головную боль, утомляемость, боль в спине. За столом вы уже не сидите, а почти лежите, и никакие просьбы и требования «выровнять спину» эффекта не дают.
В поликлинике после нескольких консультаций и обследований получаете диагноз - сколиоз.
Сколиоз (греч. skoliosis искривление) - искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). Термин введен К. Галеном.
Диагностика и лечение различной патологии позвоночника - задача врача-вертебролога (от латинского « vertebra» позвонок).
П ![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_1.jpeg)
ри массовых обследованиях школьников 13 -15 лет выявляется от 60 до 75% «охвата» детей сколиозом.
Чтобы заметить появление сколиоза у ребенка, не нужно углубленных медицинских познаний, достаточно раздеть его, поставить босиком на ровную поверхность и посмотреть на него спереди и сзади.
Сзади обращает на себя внимание асимметрия тазовых костей, ягодичных складок, треугольников талии (расстояние и форма просвета между боковой поверхностью тела и опущенной рукой пациента), искривлена S-образно линия остистых отростков, асимметричны лопатки, надплечья, уши могут быть на разном уровне из-за наклона головы. В запущенных случаях наблюдается выбухание реберных дуг с одной стороны и западение с другой, образуется горб.
3. Повторение. Углы.
Учитель математики. Для того, чтобы нам разобраться, какие виды искривлений позвоночника существуют, необходимо повторить тему «Углы».
1) Сколько на рисунке острых углов? Тупых? Прямых?
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_2.png)
B C
A
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_5.png)
D
O
2
) Есть ли на рисунке равные углы? Назовите их. Т
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_7.png)
K M
A
O D F
N E
Р
3) Есть ли ошибка?
а) б) в)
C А
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_12.png)
K E
O В
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_9.png)
A B N M В С
ABC=38o
EOM=131o
АВС=35о
III. Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения из Памятки «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки».
Стоя ноги врозь, руки на затылке. Выполнить наклон вперёд, прогнувшись. Повернуть туловище направо и налево.
Стоя ноги врозь, руки согнуты перед грудью (плечи развёрнуты и опущены, локти выше кистей). Выполнить два пружинящих движения руками назад, повернуть туловище направо, отвести правую руку в сторону вверх назад (ладонь вверх) и сделать два маха правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой в другую сторону.
Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выполнить наклон вправо, хлопнуть левой рукой по правой ладони. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
IV. Изучение нового.
1. Учитель биологии. (При объяснении используются муляж «Скелет человека», плакат и раздаточные материалы.) Различают разные типы сколиоза.
По форме искривления:
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_19.jpeg) С-образный сколиоз (с одной дугой искривления) | ![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_20.jpeg) S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления) | ![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_21.jpeg) Е-образный сколиоз (с тремя дугами искривления) |
По расположению искривления:
Шейно-грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно- грудном сколиозе находится на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.
Грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне восьмого-девятого грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние.
Пояснично-грудной сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10-11-го грудных позвонков.
Поясничный сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне первого-второго поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации.
Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_22.jpeg) СКОЛИОЗ I степени | Сколиоз I степени можно определить по следующим признакам: Опущенное положение головы. Сведенные плечи. Сутуловатость. Надплечье на стороне искривления выше другого. Асимметрия талии. Намечается поворот позвонков вокруг вертикальной оси. Чтобы определить дугу искривления, нужно наклонить больного вперед и отметить дугу по остистым отросткам зеленкой или фломастером. При выпрямлении больного искривление пропадает. Рентгенограмма должна показать угол искривления не более 10 градусов. |
2. Медицинский работник. (Раздаточные таблицы – на каждой парте.) Сколиоз бывает четырёх степеней (по В. Д. Чаклину).
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?
Учащиеся измеряют углы.
Сколиоз II степени характеризуется наличием таких признаков: 1. Асимметрия контуров шеи и треугольника талии. Таз на стороне искривления опущен. 3. На стороне искривления в поясничном отделе имеется мышечный валик, а в грудном — выпячивание. 4. Кривизна наблюдается в любом положении тела. Рентгенограмма фиксирует угол искривления 11-25 градусов. | ![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_23.jpeg) СКОЛИОЗ II степени |
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?
Учащиеся измеряют углы.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/5/8/f582dc5e7122d4ff164bae4338c1f938fbeba8db/5_1_24.jpeg) СКОЛИОЗ III степени | Сколиоз III степени определяется по признакам: Наличие всех признаков сколиоза II степени. Хорошо очерченный реберный горб. Западание ребра. Мышечные контрактуры. Ослабление мышц живота. Выпирание передних реберных дуг. Мышцы западают, дуга ребра сближается с подвздошной костью на стороне вогнутости. Рентгенограмма демонстрирует угол искривления 26-50 градусов. |
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах? Учащиеся измеряют углы. |
СКОЛИОЗ IV степени | Сколиоз IV степени отличается сильной деформацией позвоночника. Вышеописанные симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы в области искривления значительно растянуты. Отмечается западание ребер в области вогнутости грудного сколиоза, наличие реберного горба. На рентгенограмме определяется угол искривления 50 и более градусов. |
Физкультминутка.
Стоя ноги врозь, руки поднять вверх. Круговые боковые вращения вперёд попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища за рукой (темп вращения постепенно увеличивается).
Стоя ноги врозь, руки подняты вверх. Круговые движения обеими руками с одновременным вращением туловища.
Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выводя туловище поочерёдно влево и вправо, тянуться за рукой.
VI. Практическая работа «Определение типа и степени сколиоза».
Работа выполняется в парах. У каждой группы – инструкция и рентгеновский снимок позвоночника человека.
Инструкция по выполнению работы.
Запиши в тетради тему практической работы.
Рассмотри рентгеновский снимок.
Разбей позвоночник на участки в соответствии с искривлениями позвоночника.
Определи тип сколиоза.
Измерь с помощью транспортира углы искривления позвоночника.
Укажи угол искривления для каждого типа сколиоза.
Заполни таблицу:
Тип сколиоза | Имеется или отсутствует | Угол искривления | Степень сколиоза |
Шейно-грудной сколиоз | | | |
Грудной сколиоз | | | |
Пояснично-грудной сколиоз | | | |
Поясничный сколиоз | | | |
Комбинированный (S-образный сколиоз) | | | |
9. Ответь на вопрос: что такое сколиоз?
VII. Изучение нового (продолжение). Профилактика сколиоза.
Учитель биологии. Сколиоз, впрочем, как и другие заболевания, на фоне которых он формируется, чаще всего проявляется в периоды интенсивного роста ребенка, т.е. в 7-9 лет и 12-15 лет, либо в периоды, когда детский организм испытывает наибольшее эмоциональное напряжение - поступление в школу, экзамены, смена места жительства, внутрисемейные проблемы.
В каком возрасте надо показаться врачу? Как только родители заметят первые появления сколиоза, т.е. в 6-8 лет. Не поздно заняться коррекцией и в 12-15 лет, а вот в 22-25 лет что-либо существенно изменить будет очень непросто, возможно лишь несколько уменьшить угол сколиоза. Постоянное изучение и наблюдение за физическим развитием ребенка со стороны врача-педиатра, школьного врача и врача по лечебной гимнастике, а также своевременное направление ребенка к специалисту-ортопеду является обязательным.
Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей, нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, изменяет характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения, гипертрофию миокарда правой половины сердца - развитие симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием "кифосколиотическое сердце".
Медицинский работник. Существует комплекс гимнастических упражнений, направленный на профилактику сколиоза. Мы вам дарим памятки и желаем, чтобы во время учёбы в школе у вас как можно меньше было проблем с позвоночником.
Сегодня мы провели физминутки, включающие упражнения на профилактику сколиоза из положения стоя. Дома можно выполнять упражнения из положения «лёжа», «сидя», «стоя», повторяя каждое по 6-12 раз.
VIII. Домашнее задание.
Индивидуальное задание. Определите тип и степень сколиоза по рентгенограмме.
Подберите материал по теме «Искривления позвоночника», используя различные источники информации, в т.ч. Интернет.
Попробуйте определить без рентгенограммы с помощью родителей, есть ли у вас сколиоз.
IX. Итог урока.
Ответьте на вопросы:
Что такое сколиоз?
С какими видами сколиоза вы познакомились на уроке?
Сколько типов сколиоза каждого вида существует?
В чём заключается профилактика сколиоза»?
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ Из положения «лёжа» 1. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять правый локоть с пола и 2 раза сделать пружинящее движение назад (голова и левый локоть не отрываются от пола), То же левым локтем. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять верхнюю часть туловища, голова на одной прямой с туловищем (глядеть в пол). Отпустить лоб на правый локоть, потом на левый. Вернуться в исходное положение. Лёжа на животе, руки в стороны. Поднять правую руку, отвести назад левую, выполнить два маха руками. То же со сменой положения рук. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Приподнять согнутые руки и верхнюю часть туловища. Повернуться поочерёдно налево и направо. Голову держать прямо, не запрокидывать и не наклонять вперёд. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Выпрямит правую руку вверх, и выполнить несколько махов назад. То же со сменой положения рук. Голову не отрывать от пола. Вариант: то же, но руки в сторону. Лёжа на животе, пальцы сцеплены в «замок». Приподнять верхнюю часть туловища. Повороты туловища направо и налево (посмотреть «в окошко подмышкой). Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Скользя левой ногой по полу, согнуть её в колене и стараться дотянуться коленом до левого локтя или даже левой подмышки. То же другой ногой. Лёжа на спине. Поднять руки вверх и поочерёдно подтянуться вверх левой и правой рукой. Мышцы живота подтянуты, напряжённые прямые ноги прижаты к полу. Лёжа на спине. Поднять руки вверх и, скользя по полу, делать наклоны поочерёдно вправо и влево. Вариант: то же, но наклоны выполнять, слегка поднимая туловище. Лёжа на спине, руки на затылке, ноги прижаты к полу. Повернуть туловище направо (левый локоть и ноги не отрывать от пола). Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Лёжа на правом боку, правая рука (ладонь на полу), левая – вдоль туловища. Медленный наклон влево, правая рука движется по полу к туловищу, левую поднять. Повторить несколько раз. Тоже на левом боку. Лёжа на животе, руки выпрямлены вверх. Продвижения вперёд: а) подтянуть туловище к рукам, ноги расслаблены; б) вперёд всегда выдвигается правая рука и левая нога, и наоборот. Это упражнение следует выполнять только в помещении или на ровном покрытии. 2. Из положения «сидя» Сидя ноги врозь. Поднять руки и выполнить круговые движения в боковой плоскости попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища (глазами следить за движением руки). Сначала выполнять упражнение медленно, затем ускорить темп, круговые движения выполнять непрерывно (когда одна рука вверху, другая начинает вращение). Сидя, ноги врозь. Развести руки в стороны, затем отвести их назад вверх (ладони вверх) и сделать два маха назад. Повернуть туловище направо, наклониться, оперевшись руками о пол, стараясь лбом коснуться пола. То же в другую сторону. Вариант: то же, но в упоре на руки с поворотом направо отвести назад левую ногу, и наоборот. Сидя ноги врозь. Развести руки в стороны вверх и сделать глубокий наклон вправо; правая рука касается пола, левая согнута над головой. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Сидя по-турецки, согнуть правую руку за спиной, расслабленно поднять левую руку, наклониться вправо и выполнить пружинящее движение в наклоне в сторону. То же в другую сторону со сменой положения рук. Сидя по-турецки, руки на голове. Наклон вправо, вернуться в исходное положение. То же влево. Сидя по-турецки, руки на голове. Поочерёдно пружинящим движением поворачивать туловище вправо до крайнего положения. Сидя на правой ягодице, ноги согнуты назад, правой рукой опираться о пол, левую отвести в сторону. Встать на колени, поднять таз и левую руку вверх, не отрывая правой руки от пола. Повторить несколько раз. То же в другую сторону. 3. Из положения «стоя» Стоя на коленях, поднять руки вверх и выполнить ими два пружинящих движения назад. Перейти в положение, сидя на коленях, перекрестив руки в области запястий. Повернуть туловище направо и выполнить в повороте два пружинящих движения. То же в другую сторону. Стоя на четвереньках (предплечья опираются о пол). Поднять правую руку, повернуть туловище и голову направо и несколько раз сделать махи правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя на коленях, руки вытянуть вперёд. Садиться на пол поочерёдно справа и слева (всегда через исходное положение), руки движутся в противоположном направлении. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Сесть на правую пятку, глубокий наклон вперёд, лбом коснуться левого колена, правую руку поднять, левую отвести назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Наклониться вперёд вправо, руками коснуться пола и выполнить в наклоне два пружинящих движения вперёд (грудная клетка поднята). Вернуться в исходное положение, сделать два маха руками назад. То же в другую сторону. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Повернуть туловище направо и правой рукой дотронуться до левой пятки. Вернуться в исходное положение. То же в противоположную сторону. Стоя на коленях, правая нога отведена в сторону, руки в стороны. Выполнить два маха руками назад. Повернуться направо, наклониться, отвести назад правую руку, поднять вверх левую (кисть касается правой стопы) и сделать правой рукой два маха назад (голова повторяет движения руки). Повторить несколько раз. То же с отведённой в сторону левой ногой. Стоя на колене, правая нога отведена в сторону, руки в стороны вверх, ладони вверх. Повернуться направо и сделать глубокий наклон, стараясь коснуться лбом колена правой ноги, руки назад. Повторить несколько раз. То же с отведённой в сторону левой ногой. Стоя на коленях, правая нога отведена в сторону. Выполнить два маха руками назад. Повернуть туловище направо, наклон, прогнувшись, правую руку назад, левую – вверх, кистью коснуться подъёма провой ноги, и сделать пружинящее движение в наклоне вперёд. Повторить несколько раз. То же с отведённой в левую сторону левой ногой. Стоя на четвереньках, опираясь на кисти рук, пальцы соприкасаются. Правую ногу выпрямить в сторону (вправо) и скользить носком ноги по полу к правой руке, голова следует за движением ноги. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя на четвереньках с опорой на предплечья. Вывести таз вправо и повернуть голову направо (посмотреть на правое бедро). Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя на четвереньках. На два счёта левую руку и правое колено продвинуть как можно больше вперёд, наклониться вправо, стараясь достать лбом правое колено. На счёт «три-четыре» перенести силу тяжести тела на правую ногу. То же в другую сторону. Стоя ноги врозь, наклониться вперёд, руки расслаблены, кисти касаются пола. Повернуть туловище к голове направо, отвести в сторону назад вверх правую руку (следить за правой рукой), левая рука не должна отрываться от пола. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя ноги врозь, руки на затылке. Выполнить наклон вперёд, прогнувшись. Повернуть туловище направо и налево. Стоя ноги врозь, руки согнуты перед грудью (плечи развёрнуты и опущены, локти выше кистей). Выполнить два пружинящих движения руками назад, повернуть туловище направо, отвести правую руку в сторону вверх назад (ладонь вверх) и сделать два маха правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой в другую сторону. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выполнить наклон вправо, хлопнуть левой рукой по правой ладони. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Стоя ноги врозь, руки поднять вверх. Круговые боковые вращения вперёд попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища за рукой (темп вращения постепенно увеличивается). Стоя ноги врозь, руки подняты вверх. Круговые движения обеими руками с одновременным вращением туловища. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выводя туловище поочерёдно влево и вправо, тянуться за рукой. |