Интегрированный урок по музыке.
Тема: «100 святых церквей, 100 молитв о будущем России»
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Место проведения: классная аудитория.
Цели: определить, какой след оставили колокольные звоны
в русской музыке;
определить взаимосвязь колокольного звона
с важнейшими событиями в жизни русского человека
и общества.
расширить кругозор учащихся, познакомить с историей
колокольного звона на Руси;
воспитывать у учащихся любовь и уважение к родной
земле, вере, православным традициям.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный центр.
Ход урока.
І.Организационное начало урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы обратимся не только к музыке, но и к истории нашего государства, постараемся определить какое значение музыка может иметь в переломные моменты истории, как она влияет на людей во время каких-либо исторических событий.
- Вспомните, какую преобразующую силу имеет музыка? Как она может повлиять на человека? (ответы учащихся)
ІІ. Введение в тему, постановка проблемы
- Сегодня на уроке мы поговорим и послушаем необычную музыку, которая не звучала в нашем государстве примерно с 30-х годов 20века, почти 70 лет.
- Чтобы определить тему нашего урока послушайте стихотворение:
Колокола!
Русский народный Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
- Итак тема нашего урока «Колокола»
ІІІ. Работа по теме урока.
Наш урок мне бы хотелось начать с песни, которую мы с вами недавно разучили: « 100святых церквей, 100 молитв о будущем России»
Не забудьте, что петь её не надо.
- Что вы знаете о колоколе?
- Где можно услышать колокольный звон? (ответы учащихся)
- Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крышах храма, в башнях куполов или при входах в церковь.
До сих пор нет единого мнения возраста и родины колокола. Первые колокольчики и бубенцы были обнаружены в быту многих народов, но самый древний литой колокольчик был родом из Китая и попали в страны Азии и Европы по Великому шёлковому пути. В 1066 г. колокол впервые упоминается в русской летописи, а в 1194 г. летопись сообщает о появлении русских мастеров колокололитейного дела, которое практически исчезло во время татаро-монгольского нашествия на Древнюю Русь.
Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. В народе до сих пор верят, что колокольный звон хорош и приводит грешника в дрожь.
Колокольный звон бывает: праздничный, воскресный, простодневный, малый, малиновый?
- Как вы думаете, каждый ли человек может играть на колоколах?
Звонить в колокола – это искусство, которое требует большого умения.
- Послушайте два звона малиновый и праздничный, набат.
- Похожи ли звоны? (ответы детей)
- Колокольный звон можно услышать и в произведениях классической музыке.
Одним из таких композиторов был С.С. Прокофьев.
Послушайте фрагмент из кантаты «Александр Невский»
- Обратили ли внимание, что во время звучания песни слышен звон набата?
- Как вы думаете, почему композитор в классическое произведение включил колокольный звон?
- Какой был характер музыки?
ІΥ. Рефлексия.
Υ. Итог.
(чтение стихотворения и исполнение песни «Россия»)