Интегрированный урок в 4Б классе
(природоведение, русский язык)
Тема: ориентирование на местности при помощи Солнца, компаса и местных признаков.
Цель: ознакомить учеников с компасом; учить ориентироваться на местности при помощи местных признаков; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Повторить и закрепить знания уч-ся о тексте, типах и стилях текста; о предложениях по цели высказывания и интонации; об однородных членах предложения, знаках препинания при них; о грамматической основе предложения, частях речи.
Оборудование: карта Украины, компасы, атласы, учебники, тетради.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Минутка наблюдений.
Какое сегодня число? Месяц?
Какие изменения вы заметили в живой природе? А в неживой?
Дайте характеристику погоды по плану: дата, температура воздуха, ветер, состояние неба, осадки.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое горизонт?
- Что называют линией горизонта?
- Какая местность называется открытой? Закрытой?
- Какие есть стороны горизонта? Покажите их на карте.
2. Индивидуальный опрос.
1 ученик: рассказать и начертить на доске основные и промежуточные стороны горизонта.
2 ученик:рассказать, какая местность называется закрытой, а какая – открытой. Привести примеры.
ІV. Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, при помощи чего можно определить стороны горизонта.
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ с элементами беседы.
- Как можно ориентироваться на местности?
- Ориентироваться на местности означает уметь находить стороны горизонта, т.е. узнать, где север, юг, запад, восток. Как? В этом нам поможет Солнце. Наблюдая за длиной тени от гномона, люди заметили, что в полдень тень короче, а Солнце находится выше над горизонтом.
Чтобы точно определить стороны горизонта, надо в полдень стать лицом в сторону своей тени, тогда впереди будет север, за спиной – юг, справа – восток, слева – запад.
Подумайте, всегда ли можно ориентироваться по Солнцу. Почему?
Точнее стороны горизонта можно определить при помощи специального прибора. Как он называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
И в лесу, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас)
2. Практическая работа с компасом.
- Сейчас мы рассмотрим, из каких частей состоит компас, научимся пользоваться им, чтобы определять стороны горизонта.
В середине компаса находится намагниченная стрелка, специальной пружиной она прижата к стеклу. На дне коробочки буквами обозначены стороны горизонта. Если надо пользоваться компасом, положите его на горизонтальную поверхность и поворачивайте его так, чтобы красный конец стрелки показывал на букву N – север. Тогда , белый конец стрелки будет показывать на букву S – это юг, З – запад, В – восток.
Зная это, вы сможете определить по компасу любую сторону горизонта.
Как ориентироваться на местности в пасмурную погоду и когда нет компаса?
Вам пригодятся народные приметы:
у березы всегда кора белее с южной стороны;
у одиноко стоящих деревьев, которые растут на полянах, ветви и листья гуще с южной стороны;
с северной стороны на деревьях, скалах больше растет мха;
грибы растут на пеньках, деревьях с северной стороны;
муравьи строят муравейники с южной стороны;
весной снег на холмах начинает быстрее таять с южной стороны.
V І. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учеником, с. 29 – 31.
2. Работа в тетради, с.16, № 1, с. 17, № 2, с. 18, № 3.
3. Викторина «Эрудит».
Горизонт – это …
Линия горизонта – это …
Открытая местность – это …
Закрытая местность – это …
Ориентируемся по Солнцу так: …
Местные признаки – это …
Компас – это …
4. Работа в паре.
- При помощи компаса установите, где в классе северная, южная, западная и восточная стороны горизонта.
- В какой стороне горизонта окна, доска, двери?
- Определите в классе промежуточные стороны горизонта.
V ІІ. Русский язик.
1. с.31, работа с текстом.
- Прочитайте предложения.
- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
- Определите тип текста (повествование), стиль (художественный).
- Сколько предложений в этом тексте?
- Как на письме обозначены границы предложений? А в устной речи?
- Какие встретились предложения по цели высказывания? По интонации?
- Спишите первое предложение. Объясните постановку запятых (однородные подлежащие).
- Объясните отсутствие запятой в первом предложении перед и ?
- Прочитайте последнее предложение. Спишите его.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Назовите части речи в этом предложении.
- Запишите слова и разберите их по составу:
Северной, покрыты, камни.
V ІІІ. Итог урока.
V ІІІ. Домашнее задание, с. 29 – 31, прочитать, ответить на вопросы, подготовить дополнительный материал.