СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по природоведению в 4 классе "Ориентирование на местности по Солнцу, компасу и местным признакам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по природоведению в 4 классе на тему "Ориентирование на местности по Солнцу, компасу и местным признакам". Интеграция с русским языком.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по природоведению в 4 классе "Ориентирование на местности по Солнцу, компасу и местным признакам"»

Интегрированный урок в 4Б классе

(природоведение, русский язык)

Тема: ориентирование на местности при помощи Солнца, компаса и местных признаков.

Цель: ознакомить учеников с компасом; учить ориентироваться на местности при помощи местных признаков; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Повторить и закрепить знания уч-ся о тексте, типах и стилях текста; о предложениях по цели высказывания и интонации; об однородных членах предложения, знаках препинания при них; о грамматической основе предложения, частях речи.

Оборудование: карта Украины, компасы, атласы, учебники, тетради.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Минутка наблюдений.

  • Какое сегодня число? Месяц?

  • Какие изменения вы заметили в живой природе? А в неживой?

  • Дайте характеристику погоды по плану: дата, температура воздуха, ветер, состояние неба, осадки.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

- Что такое горизонт?

- Что называют линией горизонта?

- Какая местность называется открытой? Закрытой?

- Какие есть стороны горизонта? Покажите их на карте.


2. Индивидуальный опрос.

1 ученик: рассказать и начертить на доске основные и промежуточные стороны горизонта.

2 ученик:рассказать, какая местность называется закрытой, а какая – открытой. Привести примеры.



ІV. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, при помощи чего можно определить стороны горизонта.

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ с элементами беседы.

- Как можно ориентироваться на местности?

- Ориентироваться на местности означает уметь находить стороны горизонта, т.е. узнать, где север, юг, запад, восток. Как? В этом нам поможет Солнце. Наблюдая за длиной тени от гномона, люди заметили, что в полдень тень короче, а Солнце находится выше над горизонтом.

Чтобы точно определить стороны горизонта, надо в полдень стать лицом в сторону своей тени, тогда впереди будет север, за спиной – юг, справа – восток, слева – запад.

Подумайте, всегда ли можно ориентироваться по Солнцу. Почему?

Точнее стороны горизонта можно определить при помощи специального прибора. Как он называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

И в лесу, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведет нас за собой. (Компас)


2. Практическая работа с компасом.

- Сейчас мы рассмотрим, из каких частей состоит компас, научимся пользоваться им, чтобы определять стороны горизонта.

В середине компаса находится намагниченная стрелка, специальной пружиной она прижата к стеклу. На дне коробочки буквами обозначены стороны горизонта. Если надо пользоваться компасом, положите его на горизонтальную поверхность и поворачивайте его так, чтобы красный конец стрелки показывал на букву N – север. Тогда , белый конец стрелки будет показывать на букву S – это юг, З – запад, В – восток.

Зная это, вы сможете определить по компасу любую сторону горизонта.

Как ориентироваться на местности в пасмурную погоду и когда нет компаса?

Вам пригодятся народные приметы:

  • у березы всегда кора белее с южной стороны;

  • у одиноко стоящих деревьев, которые растут на полянах, ветви и листья гуще с южной стороны;

  • с северной стороны на деревьях, скалах больше растет мха;

  • грибы растут на пеньках, деревьях с северной стороны;

  • муравьи строят муравейники с южной стороны;

  • весной снег на холмах начинает быстрее таять с южной стороны.


V І. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учеником, с. 29 – 31.

2. Работа в тетради, с.16, № 1, с. 17, № 2, с. 18, № 3.

3. Викторина «Эрудит».

  • Горизонт – это …

  • Линия горизонта – это …

  • Открытая местность – это …

  • Закрытая местность – это …

  • Ориентируемся по Солнцу так: …

  • Местные признаки – это …

  • Компас – это …

4. Работа в паре.

- При помощи компаса установите, где в классе северная, южная, западная и восточная стороны горизонта.

- В какой стороне горизонта окна, доска, двери?

- Определите в классе промежуточные стороны горизонта.


V ІІ. Русский язик.

1. с.31, работа с текстом.

- Прочитайте предложения.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Определите тип текста (повествование), стиль (художественный).

- Сколько предложений в этом тексте?

- Как на письме обозначены границы предложений? А в устной речи?

- Какие встретились предложения по цели высказывания? По интонации?

- Спишите первое предложение. Объясните постановку запятых (однородные подлежащие).

- Объясните отсутствие запятой в первом предложении перед и ?

- Прочитайте последнее предложение. Спишите его.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Назовите части речи в этом предложении.

- Запишите слова и разберите их по составу:

Северной, покрыты, камни.



V ІІІ. Итог урока.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • О чем вам было интересно слушать и читать?


V ІІІ. Домашнее задание, с. 29 – 31, прочитать, ответить на вопросы, подготовить дополнительный материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!