СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по произведению Замятина "Мы" (история и литература)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по произведению Замятина "Мы" (история и литература)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по произведению Замятина "Мы" (история и литература)»

Интегрированный урок “Тоталитарное государство как художественное предвидение и как историческая реальность” (по роману Е.Замятина «Мы»)


Предмет: литература, история (интегрированный урок)


Учителя: Игнатьева С.Л., учитель литературы, Клинова Е.И., учитель истории, 10-я средняя школа им. А.С.Пушкина


10 класс (гуманитарный)


Цель: - познакомить с жанром антиутопии, разобраться в проблематике романа,

- повторить историю советского общества посредством литературного произведения,

- показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение им человеческих ценностей.


Оборудование: текст романа, презентация, раздаточный материал.


Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, проблемные задания, работа в группах.


Ход урока



Учитель литературы: (Слайд 1)

«Уважаемый Иосиф Виссарионович,

Приговорённый к высшей мере наказания – автор настоящего письма – обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою.

Моё имя Вам, вероятно, известно. Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году всё усиливающейся, травли».

Так писал в июне 1931 года Сталину Е.И.Замятин. Письмо было воплем отчаяния писателя, лишённого возможности печататься, книги которого изымались из библиотек и уничтожались, которого серией «проработок» вынудили выйти из Всероссийского союза писателей (в 1929 году), которого критики именовали не иначе как «буржуем», «врагом», клевещущим на советский строй. От Замятина отвернулись ученики; организованная писательская и читательская общественность обрушилась массой писем и заявлений с выражением негодования, протеста, осуждения поступков и произведений писателя. «Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя, » - писала «Литературная газета» 14 октября 1929 года.

Замятин так мечтал опубликовать роман «Мы», написанный в 1921 году! Но цензура сказала - нет: это политический памфлет на социалистическое общество. Критик А. Воронский: «На примере Замятина прекрасно подтверждается истина, что талант и ум, как бы ни был одарён ими писатель, недостаточны, если потерян контакт с эпохой, если изменило внутреннее чутьё и художник или мыслитель чувствуют себя среди современности пассажирами на корабле либо туристами, враждебно и неприветливо озирающимися вокруг».

Роман получил известность за границей – в 1924 году в переводе американского врача-психиатра, выходца из России Г. Зильбурга. Вскоре появились переводы на чешский, французский языки. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но в Америке. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после написания, роман вышел в России.

Почему же публикация романа Замятина была невозможна в России в 1921 году?


Учитель истории:

(Напоминает учащимся эпоху, когда был написан роман, чтобы ответить на вопрос).

1921 год – гражданская война, политика военного коммунизма (трудовые мобилизации, продразвёрстки, национализация), обесценивание человеческой жизни. Наблюдения Замятина приводили к тому, что его ужасала мысль о будущем России. Наверно, именно поэтому он переносит события романа на тысячу лет вперёд. Но всё равно в романе было узнаваемо время «большевистского», «коллективистского» рая. Мечта автора о будущем обществе отличается от других произведений на эту тему (Т.Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»). Чем? (Беседа с учащимися).


Тема, цель урока (Слайд 2)


Учитель литературы:

Итак, в 20 веке, когда мечта перестала удовлетворять ищущий разум человека, появился новый великий спорщик – антиутопия. Разберёмся, в чём состоит сущность жанров.

Утопия – описание воображаемого идеального общества. Антиутопия – жанр, противоположный утопии. Она испытывает идеальный мир изнутри, через человека, живущего в этом обществе. (Слайды 3-4, комментарий)

В какой форме написан роман? (Дневник Д-503, его глазами мы видим Е.Г.)

Перенесёмся в далёкое будущее, побываем в этом необычном Едином Государстве.

Подумайте и сформулируйте в тетради положительные и отрицательные качества Е.Г. (Слайд 5, комментарий)

Почему же рухнуло государство, в котором хорошего больше, чем плохого?

Посмотрим, как оно устроено. (Словарь, слайд 6, комментарии)

Благодетель – фактически безграничный правитель, высший иерарх. Должность выборная, но выборы превращаются в фарс.

«Нумера» - рядовые граждане.

Скрижаль – Конституция.

Бюро Хранителей - охранка (как это было и у нас, особенно в конце 30-х годов), опирается на “армию” добровольных помощников (непрофессиональных Хранителей, которыми, согласно конституции, по сути дела являются все остальные граждане Единого Государства). Доносительство — важнейшая часть Государственной Машины, уклонение от него карается смертной казнью. Правда, “исправительных” учреждений (типа сталинского ГУЛАГа) в Едином Государстве не предусмотрено: любое отклонение от принятых норм карается смертью. Единое Государство, сколько можно судить, вообще питает слабость к высшей мере наказания.

Газовый Колокол – наказание, смерть.

Юнифь

Материнская норма. В Едином Государстве нет семьи — этой столь привычной, самой простой социальной клеточки общества. Отцы-основатели сочли, видимо, что от неё будет больше вреда, чем пользы. Чувство ребёнка к родителям или — обратно — родительское чувство, любовь между мужем и женой слишком сильно развивали душу человека.

Зелёная Стена. За ней – свобода.

Так почему рухнуло Единое Государство? Не потому ли, что в нём значительная часть граждан стремилась к свободе?

Прочитаем легенду о рае и счастье. (Запись 11. Через 20 минут). Сформулируйте проблему выбора, стоящего перед человеком. (Счастье без свободы или свобода без счастья). (Слайд 7)

Что же выбирают герои Замятина? Назовите тех, кто особенно запомнился.

О-90. «На 10 см ниже Материнской Нормы». Счастье – ребёнок, а значит, свобода (там, за Стеной). Запись 29.

R-13 - поэт, I-330 – музыкант. Они выбирают свободу сознательно, свобода необходима для человека творческой профессии. I-330 – революционерка (запись 40).

Д-503. Запись 31: «Я не хочу спасенья…» Почему?

Д-503 тяжело осознаёт переход к свободе. Приведите примеры, свидетельствующие о том, что это скорее живой человек, а не «нумер». (Романтик, чувствует аромат из-за стены, способен любить, жалеть, хочет помочь О-90 сохранить ребёнка). Идёт к свободе через любовь. Когда узнаёт, что I-330 его не любила, выбирает привычную жизнь.

Запись 36 (о матери). Прокомментируйте эту запись.

Сущность Великой операции. (Запись 31). Исчезают болезненные фантазии – искусство, любовь, свобода.

Каким стал прооперированный Д-503? (Теряет не только дерзновенный полёт мысли, но и благородные свойства. Стал «достойным гражданином государства»).

О чём же предупреждает нас Замятин? (Вывод делают учащиеся). (В помощь – слайды 8-9).

Учитель истории:

Как вы думаете, почему во время работы с текстом вы невольно проводили параллель с советским обществом в 30-е годы? Ведь в это время любимой и самой популярной песней была «Песня о Родине»:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек».


(Учитель даёт задание учащимся по группам: обозначить различные стороны жизни некоего Ивана Ивановича). (Слайд 10)

После обсуждения с учащимися - итоговый вариант. (Слайд 11)

Был ли Иван Иванович свободным, счастливым человеком? (Беседа с учащимися).

Комментарий 12-13 слайдов – сущность тоталитаризма, причины его появления.



Вывод. Тоталитаризм: может ли он возродиться в современном обществе?

(Слайд 14)

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!