Интегрированный урок “Тоталитарное государство как художественное предвидение и как историческая реальность” (по роману Е.Замятина «Мы»)
Предмет: литература, история (интегрированный урок)
Учителя: Игнатьева С.Л., учитель литературы, Клинова Е.И., учитель истории, 10-я средняя школа им. А.С.Пушкина
10 класс (гуманитарный)
Цель: - познакомить с жанром антиутопии, разобраться в проблематике романа,
- повторить историю советского общества посредством литературного произведения,
- показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение им человеческих ценностей.
Оборудование: текст романа, презентация, раздаточный материал.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, проблемные задания, работа в группах.
Ход урока
Учитель литературы: (Слайд 1)
«Уважаемый Иосиф Виссарионович,
Приговорённый к высшей мере наказания – автор настоящего письма – обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою.
Моё имя Вам, вероятно, известно. Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году всё усиливающейся, травли».
Так писал в июне 1931 года Сталину Е.И.Замятин. Письмо было воплем отчаяния писателя, лишённого возможности печататься, книги которого изымались из библиотек и уничтожались, которого серией «проработок» вынудили выйти из Всероссийского союза писателей (в 1929 году), которого критики именовали не иначе как «буржуем», «врагом», клевещущим на советский строй. От Замятина отвернулись ученики; организованная писательская и читательская общественность обрушилась массой писем и заявлений с выражением негодования, протеста, осуждения поступков и произведений писателя. «Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя, » - писала «Литературная газета» 14 октября 1929 года.
Замятин так мечтал опубликовать роман «Мы», написанный в 1921 году! Но цензура сказала - нет: это политический памфлет на социалистическое общество. Критик А. Воронский: «На примере Замятина прекрасно подтверждается истина, что талант и ум, как бы ни был одарён ими писатель, недостаточны, если потерян контакт с эпохой, если изменило внутреннее чутьё и художник или мыслитель чувствуют себя среди современности пассажирами на корабле либо туристами, враждебно и неприветливо озирающимися вокруг».
Роман получил известность за границей – в 1924 году в переводе американского врача-психиатра, выходца из России Г. Зильбурга. Вскоре появились переводы на чешский, французский языки. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но в Америке. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после написания, роман вышел в России.
Почему же публикация романа Замятина была невозможна в России в 1921 году?
Учитель истории:
(Напоминает учащимся эпоху, когда был написан роман, чтобы ответить на вопрос).
1921 год – гражданская война, политика военного коммунизма (трудовые мобилизации, продразвёрстки, национализация), обесценивание человеческой жизни. Наблюдения Замятина приводили к тому, что его ужасала мысль о будущем России. Наверно, именно поэтому он переносит события романа на тысячу лет вперёд. Но всё равно в романе было узнаваемо время «большевистского», «коллективистского» рая. Мечта автора о будущем обществе отличается от других произведений на эту тему (Т.Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»). Чем? (Беседа с учащимися).
Тема, цель урока (Слайд 2)
Учитель литературы:
Итак, в 20 веке, когда мечта перестала удовлетворять ищущий разум человека, появился новый великий спорщик – антиутопия. Разберёмся, в чём состоит сущность жанров.
Утопия – описание воображаемого идеального общества. Антиутопия – жанр, противоположный утопии. Она испытывает идеальный мир изнутри, через человека, живущего в этом обществе. (Слайды 3-4, комментарий)
В какой форме написан роман? (Дневник Д-503, его глазами мы видим Е.Г.)
Перенесёмся в далёкое будущее, побываем в этом необычном Едином Государстве.
Подумайте и сформулируйте в тетради положительные и отрицательные качества Е.Г. (Слайд 5, комментарий)
Почему же рухнуло государство, в котором хорошего больше, чем плохого?
Посмотрим, как оно устроено. (Словарь, слайд 6, комментарии)
Благодетель – фактически безграничный правитель, высший иерарх. Должность выборная, но выборы превращаются в фарс.
«Нумера» - рядовые граждане.
Скрижаль – Конституция.
Бюро Хранителей - охранка (как это было и у нас, особенно в конце 30-х годов), опирается на “армию” добровольных помощников (непрофессиональных Хранителей, которыми, согласно конституции, по сути дела являются все остальные граждане Единого Государства). Доносительство — важнейшая часть Государственной Машины, уклонение от него карается смертной казнью. Правда, “исправительных” учреждений (типа сталинского ГУЛАГа) в Едином Государстве не предусмотрено: любое отклонение от принятых норм карается смертью. Единое Государство, сколько можно судить, вообще питает слабость к высшей мере наказания.
Газовый Колокол – наказание, смерть.
Юнифь
Материнская норма. В Едином Государстве нет семьи — этой столь привычной, самой простой социальной клеточки общества. Отцы-основатели сочли, видимо, что от неё будет больше вреда, чем пользы. Чувство ребёнка к родителям или — обратно — родительское чувство, любовь между мужем и женой слишком сильно развивали душу человека.
Зелёная Стена. За ней – свобода.
Так почему рухнуло Единое Государство? Не потому ли, что в нём значительная часть граждан стремилась к свободе?
Прочитаем легенду о рае и счастье. (Запись 11. Через 20 минут). Сформулируйте проблему выбора, стоящего перед человеком. (Счастье без свободы или свобода без счастья). (Слайд 7)
Что же выбирают герои Замятина? Назовите тех, кто особенно запомнился.
О-90. «На 10 см ниже Материнской Нормы». Счастье – ребёнок, а значит, свобода (там, за Стеной). Запись 29.
R-13 - поэт, I-330 – музыкант. Они выбирают свободу сознательно, свобода необходима для человека творческой профессии. I-330 – революционерка (запись 40).
Д-503. Запись 31: «Я не хочу спасенья…» Почему?
Д-503 тяжело осознаёт переход к свободе. Приведите примеры, свидетельствующие о том, что это скорее живой человек, а не «нумер». (Романтик, чувствует аромат из-за стены, способен любить, жалеть, хочет помочь О-90 сохранить ребёнка). Идёт к свободе через любовь. Когда узнаёт, что I-330 его не любила, выбирает привычную жизнь.
Запись 36 (о матери). Прокомментируйте эту запись.
Сущность Великой операции. (Запись 31). Исчезают болезненные фантазии – искусство, любовь, свобода.
Каким стал прооперированный Д-503? (Теряет не только дерзновенный полёт мысли, но и благородные свойства. Стал «достойным гражданином государства»).
О чём же предупреждает нас Замятин? (Вывод делают учащиеся). (В помощь – слайды 8-9).
Учитель истории:
Как вы думаете, почему во время работы с текстом вы невольно проводили параллель с советским обществом в 30-е годы? Ведь в это время любимой и самой популярной песней была «Песня о Родине»:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек».
(Учитель даёт задание учащимся по группам: обозначить различные стороны жизни некоего Ивана Ивановича). (Слайд 10)
После обсуждения с учащимися - итоговый вариант. (Слайд 11)
Был ли Иван Иванович свободным, счастливым человеком? (Беседа с учащимися).
Комментарий 12-13 слайдов – сущность тоталитаризма, причины его появления.
Вывод. Тоталитаризм: может ли он возродиться в современном обществе?
(Слайд 14)
4