СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (история, литература, МХК). 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сопоставить  события романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и факты из истории СССР 30-х гг. 20 века.

Задачи урока:

  1. Проанализировать московские сцены в романе.
  2. Рассмотреть особенности общественно-политического развития страны в 30-е гг.20 века.
  3. Рассмотреть особенности культуры  этого времени.

Оборудование: во время урока используются фрагменты х/ф «Мастер и Маргарита», презентации, кинохроника 30-х г.г.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (история, литература, МХК). 11 класс.»

Интегрированный урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (история, литература, МХК). 11 класс.

Тема урока: «Москва 30-х г.г.20 века: отражение реальности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель урока: сопоставить события романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и факты из истории СССР 30-х гг. 20 века.

Задачи урока:

  1. Проанализировать московские сцены в романе.

  2. Рассмотреть особенности общественно-политического развития страны в 30-е гг.20 века.

  3. Рассмотреть особенности культуры этого времени.

Оборудование: во время урока используются фрагменты х/ф «Мастер и Маргарита», презентации, кинохроника 30-х г.г.

Подготовительная работа:

  1. Оформление актового зала. Подготовка буклета урока.

  2. Инсценировки сцен романа.

  3. Подготовка сообщений, презентаций к уроку.

Авторы урока:

С.В.Вшивкова, учитель литературы

С.Б.Захарова, учитель МХК

Ф.В.Красавцев, учитель истории

Ход урока:

Занавес закрыт, свет выключен, луч света наведен на портрет М.А.Булгакова.

Педагоги читают высказывания из романа со слайда – слайд

«Люди как люди..»

«Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это».

–А что это за шаги такие на лестнице?

- …..

- А, ну-ну…

«Рукописи не горят…»

«Мы - атеисты» и др.

«Да, человек смертен….»

Включается свет, открывается занавес.



Инсценирование «На Патриарших», или «Никогда не разговаривайте с неизвестными» (отрывок гл. ««Никогда не разговаривайте с неизвестными»)



Артисты строятся на сцене. Педагоги выходят к сцене.



Приветствие.

Учитель литературы: – Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята.



Учитель МХК: – Мы рады видеть вас на театральном уроке.



Учитель истории: – Надеемся, что сегодняшний урок приоткроет завесу исторических событий…

Учитель литературы: «Мастер и Маргарита» - бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же – итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого в истории, в нравственном мире человека…»

Г.Лесскис ст. «Последний роман».

Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, т.к. его повествование направлено в будущее, а проблемы, поднятые в нем, – вечные.

Человек веками бьется над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное.

Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь.

О романе можно говорить бесконечно много и долго. Перечитывать его не раз, находить, открывать вновь что-то новое для себя.

Мы надеемся, что знакомство с романом у вас и у нас не закончится уроками.



С.В.: Сегодня мы еще раз обратимся к бессмертному произведению М.А.Булгакова, проанализируем Московские сцены романа.



Ф.В.: сопоставим с историческими событиями.



С.Б.: как это непростое время отразилось на культуре страны.



С.В. : Итак, тема сегодняшнего урока: «Москва 30-х.г.г.20 в.: отражение реальности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – слайд

Цель урока, задачи – слайд

В течение урока вы будете работать с картой урока. В ней необходимо заполнить информацию, связанную с содержанием урока. Данный вид работы будет оцениваться.

С.В.: - Узнали ли вы эпизод романа, который инсценировали ребята?



- А помните героев?



Ролик о героях. Ребята делают шаг на край сцены, когда речь идет о герое.



Сегодня герои романа будут нашими проводниками, помощниками.



Ребят благодарим, предлагаем пройти на места.



С.В.: Какой вы увидели Москву с первых страниц романа? Каковы приметы времени?

(Организация МАССОЛИТ, атеизм как главенствующая идея, вывески, жилкомобщества, товарищества и т.д. )

С.В: кто населяет Москву в романе?

(поэты и писатели, врачи, директора ресторанов…)

С.В.: А на каких улицах конкретно происходят события романа?

С.В.: А знаете ли вы, что выбор улиц у Булгакова не случаен????!!!!

Просмотр ролика «На Патриарших».

Ф.В.: Изучая любой исторический период, мы всегда обращаем внимание на особенности общественно-политического строя, взаимоотношения власти и общества. Каким был период 30-х гг. 20 века расскажет Илья Савин.

Сообщение И.Савина «Страна в 30-е г.г.20 в. Особенности общественно-политического строя»

Ролик «Страна в 30-е г.г.20 в.».

После просмотра:

Ф.В.: Назовите приметы времени.

- Временные рамки

- Особенности политического режима

- «Правители» страны: персоналии, партии

- Особенности экономики

- Организации

С.Б. : Когда соприкасаешься с искусством начала 20 века, диву даешься: как многообразно оно и интересно! Конечно, хочется свести все существующие направления в целостную систему, чтобы легче было определять место того или иного направления в мировой культуре. Увы, это не всегда возможно.

Новаторство во всех областях искусства – так появляется авангардизм. В переводе с французского – «передовой отряд». Главным отличием направления была новизна и смелость. Именно это считалось мерилом творческой одаренности и эталоном смелости.

В начале XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причем удивительно синхронно. Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Характерной чертой этого времени было объединения художников, литераторов, музыкантов в творческие союзы, организации. Об этом расскажет Юлия Пахомова.

Сообщение Ю.Пахомовой «Организации страны в 30-е.г.20 в.»

С.В.: А каких организациях идет речь в романе М.Булгакова? Какие средства использует для изображения автор?

Анализ эпизода Т.Соколова

Гл.5 «Дело было в Грибоедове». Организация МАССОЛИТ и ресторан «Дом Грибоедова».

Предполагаемый ответ: Переполнены людьми, именующими себя писателями, их женами, детьми и другими лицами.

Перед нами образы-маски. Литераторов МАССОЛИТа отличает немногое: один пишет стихи, др – прозу, один – «молодой в стрижке боксом», другой – «пожилой с бородой». Всех объединяет обладание заветным членским билетом.

Творческий процесс там развивается по «плану»: хочешь написать рассказ – получай «полнообъемный творческий отпуск на 2 недели»; роман или трилогию – бери отпуск «до одного года». Можно взять «однодневную творческую путевку». Определены и лучшие «творческие места»: Ялта, Суук-Су, Боровое. Но в эту дверь очередь «чрезмерная, человек в полтораста».

Сатирические приемы: алогизм, абсурд, гипербола.

С.В.: В романе поднимается очень важная для того времени проблема - творчества и судьбы художника. Конечно же, это связано с судьбой Мастера и самого М.Булгакова, который всю свою жизнь ненавидел редакторов.

Для информации.

У врат литературного мира Мастера секретарь редакции Лапшенникова со “скошенными к носу от постоянного вранья глазами”. Беседующий с ним редактор больше интересуется безупречностью биографии автора, чем его рукописью, и задаёт Мастеру “ идиотский вопрос”: кто это надоумил его “ сочинить роман на такую странную тему”? Рукопись читают близкие к журналу критики, и уж после того, как Лапшенников возвращает автору его книгу, объяснив, что вопрос о её публикации “отпадает”, в газетах появляются статьи, клеймящие ненапечатанный роман. Критик Ариман бранит книгу Мастера за попытку “апологии Иисуса Христа”, литератор Лаврович превосходит всех своей грубостью, поместив статью под ядовитым названием “Воинствующий старообрядец”.

Не мудрено, что, впервые попав в мир литературы, автор вспоминает потом о нём “с ужасом”. В нём кипит ненависть к Лапшенникову, Ариману и Латунскому. Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной сфере, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов. Он мало похож на праведника, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе “в свет”, а придумывает для него особую судьбу, награждая его “покоем”?

Но книга должна пережить своего создателя – ведь “рукописи не горят”. И хотя главный враг Мастера – Латунский – куда ничтожнее и мельче Понтия Пилата, гонителя Иешуа, а сама проблема, будучи перенесена в близкую современность, решается Булгаковым в ином, более частном и скромном плане. Мы различим в рассказе о судьбе Мастера пульсацию знакомой мысли: подлинная духовная сила неизбежно одолеет и докажет свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера ещё прочтут люди, а Латунский получит по заслугам от потомства: его имя будет окружено подозрением.

Ф.В.- В условиях тоталитарного режима жил сам Михайил Булгаков, не понаслышке знавший о системе тотального контроля. Общество жило в условиях страха, привычным явлениями стали аресты по подозрению в подрыве устоев общества.

Сообщение Н.Михайлова «Об арестах, репрессиях».

Инсценирование «Арест Босого».

Ф.В.: Арест Босого изображен сатирически, как и большинство сцен в романе.

Анализ эпизода – И.Басина.

Гл.7 «Нехорошая квартира»,Гл. 10 «Вести из Ялты» - история Степы Лиходеева.

Приемы: гротеск, фантастика.

Видеоролик «Нехорошая квартира».

С.Б. – Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы развития общества, искусство СССР в 30-х гг. XX века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического процесса, а также новые веяния из Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Сообщение Лияскиной А. «Советская культура 30-х гг.»

Сообщение А.Трахимчик «О моде 30-х», демонстрация элементов одежды 30-х г.г.

Просмотр видеоролика.

С.В.: Давайте обратимся еще к одному эпизоду «московской дьяволиады», выясним, над чем потешается нечистая сила, раскроем приемы создания автором комических ситуаций.

Анализ эпизода - Т.Гуляева

Гл.12,17 «Черная магия и ее разоблачение»

Предполагаемый ответ: Самое невероятное и скандальное – это происшествие в театре Варьете. Вся атмосфера сцены в Варьете одновременно реальная и фантасмагорическая. Под взрывы хохота, улюлюканье и аплодисменты происходят ужасные вещи, совершается ряд ужасных экспериментов, испытаний на человечность и бессердечие, жадность, честность, порядочность, подлость, лживость, милосердие…

Сталкивая зрителей театра с нечистой силой, писатель исследует, есть ли в них нравственная опора, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, могут ли подняться над серой повседневностью, отвлечься от сплетен, квартирных дрязг, интриг…

Появившись на сцене театра в качестве»знаменитого иностранного артиста», «мага и чародея» Воланд отнюдь не развлекает публику, а пристально в нее вглядывается. Его волнут вопрос, изменилось ли московское население, особенно внутренне.

- фокус с деньгами и деньги в кармане одного гражданина.

- «денежный» дождь ( с иронией Булгаков изображает, как советские люди любят деньги.

- предложение от резать голову Бенгальскому, что исполнено сразу же (фантастика, алогизм, гротеск).

(просьбы о прощении, вернуть голову) – малейшее проявление человечности примиряет автора и Воланда с людьми, заставляет поверить в нравственную природу человека.

Видеоролик «В театре Варьете – магазин».

С.В.: - Какую роль играет нечистая сила в романе?

Предполагаемый ответ. В отличие от Сатаны, Люцефера, Мефистофеля, Воланд не сеет беспричинно зла, а выступает на стороне Добра, помогая уличить людей и их пороки.

Такого дьявола в мировой литературе до сих пор не существовало.

С.В.: Давайте обратим внимание на эпиграф к роману. Эпиграф, взятый из «Фауста» Гёте, многое объясняет. Слайд

«…так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

С.В.: Сатирическое начало в романе выражается, прежде всего, в критике человеческих пороков. Москва 30-х г.г., 80-х.х., Пудож 60-х, древний Ершалаим – люди всегда и везде одинаковы.

- Какие человеческие пороки сатирически изображены в романе?

Предполагаемый ответ: пьянство, взяточничество, бюрократизм, аресты, исчезновения людей, очковтирательство, кляузничество, доносы, жадность, алчность…

Ситуация в СССР названа Булгаковым чертовщиной, и Воланд нужен, чтобы подчеркнуть это.

Рефлексия.

Итак, о чем роман М.А.Булгакова? (обучающим предлагается высказаться о романе)

Предполагаемый ответ. Об ответственности человека за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Роман – о всепобеждающей силе любви и творчества.

С.В.: Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай – то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи…” – безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Для Берлиоза, главы МАССОЛИТА, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Ролик «Москва 30-х и роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Домашнее задание:

  1. С.Б. – Музыка начала 20 в. (подготовить сообщение)

  2. Ф.В. – Репрессии, аресты на территории Карелии (найти информацию, статистику, факты)

  3. С.В. – Эссе « Мои размышления о…»



ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

1. Видеоролики:

Воланд и его свита

Магазин дамского белья (в варьете)

Массолит

Мода 30-х

Москва 30-х (на начало урока)

Москва 30-х (на конец урока)

Нехорошая квартира (Лиходеев)

Патриаршие пруды

2. Презентация к уроку (слайды)

3. Программка (буклет)

4. Материал для оформления (иллюстрации Андрея Харшака, названия улиц).

5. Карта урока (раздаточный материал).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!