СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме:"Тайна имени. Большая буква в именах и фамилиях людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю конспект интегрированного урока истории,письма, чтения и развития речи.

Задачи:

  1. пробудить у учащихся интерес к истории возникновения имен и фамилий;

  2. повторить правило правописания имен и фамилий людей с большой буквы; упражнять учащихся в применении данного правила на практике;

  3. корригировать и развивать произвольное внимание, зрительно – слуховую память, подвижность артикуляционного аппарата, мыслительные операции анализа и синтеза, устную и письменную  речь, мелкую моторику, самоконтроль и кругозор;

  4. воспитывать любовь к родному языку, интерес к его познанию, чувство коллективизма.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме:"Тайна имени. Большая буква в именах и фамилиях людей"»

Интегрированный урок в 4 б классе

(история, письмо, чтение и развитие речи).



Тема: «Тайна имени. Большая буква в именах и фамилиях людей».

Задачи:

  1. пробудить у учащихся интерес к истории возникновения имен и фамилий;

  2. повторить правило правописания имен и фамилий людей с большой буквы; упражнять учащихся в применении данного правила на практике;

  3. корригировать и развивать произвольное внимание, зрительно – слуховую память, подвижность артикуляционного аппарата, мыслительные операции анализа и синтеза, устную и письменную речь, мелкую моторику, самоконтроль и кругозор;

  4. воспитывать любовь к родному языку, интерес к его познанию, чувство коллективизма.

Оборудование: А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2002; плакаты с правилом; индивидуальные карточки с именами; объёмное дерево из пластика; осенний листок из картона на каждого ученика; таблички со словами: мужские имена, женские имена, мужские и женские имена, тезки, Володя, Саша, Валя, Даша, Света, Коля, Петя, Люда; таблица с зашифрованной темой урока; видеозапись «Крещение младенца»; аудиозапись песни группы «Любэ» «Позови меня»; ТСО: проектор, ноутбук, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их (кивок головой). А теперь настроимся на работу.

Упражнение «Ладошка к ладошке». Давайте повернемся к своему соседу по парте. Улыбнемся ему и прижмем свои ладошки к его ладошкам. Чувствуете, как передается наше тепло?! Я настраиваю Вас на теплое общение. Призываю вас быть активными на уроке. Желаю вам удачи и успеха. Прошу садиться на свои места.

Уважаемые гости, ребята! Я рада видеть всех на интегрированном уроке истории, письма, чтения и развития речи.


II. Введение в тему

Учитель: тема нашего урока зашифрована в буквах. Давайте расшифруем ее.

ТАЙНАИМЕНИБОЛЬШАЯБУКВАВИМЕНАХИФАМИЛИЯХЛЮДЕЙ

Дети: тайна, имени, большая, буква, в, именах, и, фамилиях, людей.

Учитель: что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

Дети: Обозначить на письме начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить точку.

Учащиеся составляют тему урока. Учитель вывешивает табличку с названием темы на доску: «Тайна имени. Большая буква в именах и фамилиях людей». СЛАЙД 2.


III. Сообщение темы урока

- Тема нашего урока «Тайна имени. Большая буква в именах и фамилиях людей». Сегодня мы узнаем много нового и интересного из истории имен и фамилий людей, будем упражняться в написании имен собственных с большой буквы.

Ученики открывают тетрадь, записывают число, слова «классная работа».

IV. Работа по теме

1. Отгадайте загадку:

Тебе дано, а люди пользуются! (имя).

2. Чтение стихотворения учителем

Звучит отрывок из стихотворения А. Боброва «Имена»
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.

- Начнем наш разговор про имена, но чтобы правильно и красиво говорить, надо подготовить наш артикуляционный аппарат к работе.

3. Речевая разминка.

- Подготовим наш язычок к работе. Работа над чистоговоркой. Хоровое проговаривание:

«Зоя разбила хрустальную вазу.

Бабушка Нина нахмурилась сразу».

4. Беседа - объяснение.

– Что такое имя? (ответы детей)

Имя – это слово, которое дается человеку при рождении. СЛАЙД 3.

- Зачем человеку дается имя? ( Имена даются для того, чтобы мы могли различать людей друг от друга).

3. Минутка чистописания.

- Назовите свои имена и букву, с которой начинается ваше имя. Работаем по цепочке. Учитель записывает заглавные буквы на доске.

- Давайте запишем прописные буквы, с которых начинаются ваши имена в тетрадь в алфавитном порядке. Самостоятельная работа.

Самопроверка - А В К Л Н С. СЛАЙД 4.

4. История имени.

  • Рассказ учителя.

У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно ребенку с рождения родителями. Самыми популярными именами за 2013 год были Артем, Александр, Анна и Анастасия.

Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.

Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым. СЛАЙД 5. Того, кто родился в субботу, называли Субботка. СЛАЙД 6.

Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. СЛАЙД 7.

Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса. СЛАЙД 8.

И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. СЛАЙД 9.

Имя могло отражать и черту характера ребенка. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. СЛАЙД 10.

И даже от времени года зависело имя ребенка. Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз. СЛАЙД 11.

С появлением христианства на Руси имя ребенку стала давать церковь, то есть новорожденные получали имя по святцам (церковный календарь имен православных святых) при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.



  • Просмотр видеофильма «Крещение младенца».



5. Дидактическая игра «Виды имен».

- Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.

Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен. СЛАЙД 12.


Лиза

Женя

Сережа

Ирина

Паша

Антон

Наташа


Андрей



А теперь распределите таблички с именами, которые я вам раздам в три столбика. В первый столбик - женские имена, во второй – мужские, а третий – мужские и женские: Володя, Саша, Валя, Даша, Света, Коля, Петя, Люда.

Ответ:

Женское имя

И женское, и мужское имя

Мужское имя

Даша

Саша

Володя

Света

Валя

Коля

Петя


Люда



6. Формы имен.

- Современные имена такие разнообразные! Мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена.

- Какими именами называют взрослых людей? А детей? (ответы учащихся) К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.

- Итак, моя имя Лена, а полное Елена. Как вы думаете, могли называть меня в детстве мои родители? (Леночка, Ленуша…)

- А теперь вы образуйте полные имена от сокращенных имен:

Саша - Александр, Алеша - Алексей, Коля - Николай, Оля-Ольга, Ксюша - Ксения, Вика - Виктория, Таня – Татьяна, Игорь- Игорь, Нина- Нина.

7. Повторение правила.

- Как пишем имена людей?

Таблица с правилом на доске: имена людей пишем с большой буквы.

- Никогда не забывайте имя буквой выделяйте! СЛАЙД 13.

8. Работа в тетрадях и на доске (по цепочке).

Учитель читает загадки в стихах. Ученики отгадывают их и записывают полное имя. СЛАЙДЫ 14-18.

  • Спортом любит заниматься,
    Бегать, прыгать, кувыркаться,
    Укрепляет силу воли.
    Чемпионом будет...
    (Коля)

  • Шить умеет и поёт,
    Помощь бабушке растёт,
    Учится отлично в школе,
    Хочет быть певицей...
    (Оля)

  • Столько много анекдотов
    Про рыбалку и охоту!
    И послушать мы готовы
    Новый анекдот про...
    (Вову)

  • Девчушка, добрая душа,
    Поспеет всюду, не спеша,
    С собою носит куклу Клашу
    И шьёт наряды ей...
    (Наташа)

  • Целый вечер рисовала
    И немножечко устала.
    Убрала альбом, тетради
    И уснула крепко...
    (Надя)



V. Физпауза



Ребята встают около своих парт. Если я называю мужское имя - топаем ногами, женское – хлопаем в ладоши, и мужское и женское - хлопаем и топаем одновременно. Затем задание усложняю полными именами – дети приседают.

(Оля, Петя, Саша, Кристина, Андрюша, Валя, Глеб, Света; усложняю задание – Алексей, Аня, Женя, Людмила, Соня, Тема, Елена).



VI. Продолжение работы по теме



1. Словарная работа.

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Восемь Тань. З. Александрова

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

- Какое имя здесь повторяется? (Таня).

Людей с одинаковыми именами называют ТЕЗКАМИ. Табличка на доске + СЛАЙД 19.

- А в нашем классе есть тезки? (ответы учащихся)

- Как же можно различать этих мальчиков? (по фамилиям)



2. Объяснение – рассказ учителя.

- С древнего римского языка слово “фамилия” означало “семья”. В отличие от имен, фамилии на Руси появились позже и образовывались они по-разному:

  1. От места жительства. СЛАЙДЫ 20-26.

  2. От названия зверей.

  3. От названия рыб.

  4. От названия птиц.

  5. От названия насекомых.

  6. От названий профессий или ремесла.

  7. От имен.

3. Формулировка правила

- Как пишутся фамилии людей?

- А как называются имена и фамилии людей?

- Давайте сформулируем правило. Табличка на доске + СЛАЙД 27.

4. Самостоятельная работа с учебником.

Упражнение 2. , с. 145. СЛАЙД 28.

Прочитать рассказ. Списать. Подчеркнуть имена людей - 1 вариант; фамилии людей – 2 вариант.

5. Работа по карточкам.

Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было

обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром.

Людмила – милая людям. Светлана – светлая.

У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете,

выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя,

прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего

имени.


Артем (греческое)– безупречное здоровье

Алина (фр.-герм) - благодарная

Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»

Анна (древнееврейское)- благодать

Павел (лат.) - малый

Арина (греческое) - мир

Илья (др.евр.) – «крепость господня».

«сила божья»

Дарья (перс.) - повелительница

Максим (лат.) - превеликий

Ксения (греческое) – иностранка, странница.

Антон (греческое)- вступающий в поединок

Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая

Валерий (лат.) – быть здоровым

Наталья (латинское) - родная

Виталий (латинское) - жизненный

София (греч.) - мудрая

Александр (греческое) – мужественный.

Елена (греческое)- светлая, факел.

Алексей (греческое) - защитник

Виктория (лат.) - победа

Вадим (слав.) - забияка

Ирина (др. греч.) - мир

Георгий (др. греч.) - земледелец

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая



VII. Итог – рефлексия.


Так как сейчас осень я хочу раздать вам осенние листья. С обратной стороны листочка напишите свою фамилию и как бы вы хотели, чтобы вас называли ласково. Например, Ленуша.

- Как вы напишите имена и фамилии? (ответы детей)

А сейчас каждый из Вас выйдет по очереди к доске и повесит свой листок на дерево желаний. Теперь оно обязательно сбудется!

Ученики вешают свой листок на объемное дерево и встают около доски в линейку.

Давайте подведем итоги:

- О чем мы сегодня говорили?

- Как пишутся имена и фамилии людей?

- Восстановите правило (таблица на доске).

И в заключении, я хочу вам сказать: какие бы имена вы не носили, мы всегда остаемся хозяевами своей судьбы. Только от нас зависит наше будущее. «Не имя красит человека, а человек имя». СЛАЙД 29.

- Оценки за урок…


Звучит песня группы «Любэ» «Позови меня» и дети садятся на свои места.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!