Интегрированный урок познания мира, трудового обучения и ИЗО в 1 «В»классе провела Шамина И.А.
Тема урока : « Земноводные
и пресмыкающиеся
животные.»
Цель : формировать знания учащихся о жизни земноводных и пресмыкающихся. Задачи : дать понятие о земноводных и пресмыкающихся животных, о среде их обитания (в воде, на суше, и в воде и на суше); формировать знания об отличительных признаках пресмыкающихся от земноводных; развивать познавательную активность, логику мышления - умение мыслить, рассуждать, наблюдать, делать выводы; формирование умений схематичного изображения животных, развивать мелкую моторику рук; обогащать словарный запас детей; воспитывать разумное отношение к природе .
Тип урока: комбинированный, интегрированный. Методы обучения: 1. Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия . 2 .Наглядные – демонстрация слайдов. 3.Работа с книгой – учебник, с.59-61.
Ход урока. Психологический настрой. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем .
Актуализация опорных знаний.
- Какое сейчас время года?
-Назовите зимние, весенние месяцы.
-Какие изменения происходят в неживой природе с приходом весны?
-Какая сегодня на улице погода? (Работа с «Дневниками наблюдений».)
Повторение темы «Насекомые ».
- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь: -Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. - Почему насекомых так называют? Назовите насекомых. ( Показ слайда .) Сколько лапок у насекомых? Какую пользу приносят насекомые? Есть ли вредные насекомые? Какие изменения в жизни насекомых происходят осенью?
Введение в тему.
- Отгадайте загадки . Летом, в болоте, вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)
Не шагом ходит, не бегает, а прыгает. (Лягушка)
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
r
- Сейчас мы сделаем лягушку, сложив ее по линиям, указанным на схеме. Как называется искусство складывания из бумаги фигур без помощи ножниц и клея? Что означает это слово в переводе с японского? (Показ слайда.)
- Какого цвета лягушка? Где она живет?
- Какие красивые лягушки у нас получились!
- Подарим их малышам из нулевого класса.
- Как вы думаете, нужно ли бояться лягушек, обижать их, бросать в них камни?
ЗЕМЛЯ И ВОДА
Земноводный , состоящий из земли и воды. Живущий на земле и в воде, двухстихийный ( толковый словарь Даля )
Лягушка
Жаба
Тритон.
САЛАМАНДРА
Проведем графический диктант . Но сначала отгадайте загадки.
По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (Крокодил.)
В реках Африки живет. Злой зеленый пароход! (Крокодил.)
Диктант . Отступите 2 клетки слева и 4 сверху. Поставьте точку. Начинаем диктант.
Проверка:
Пресмыкающиеся-
класс позвоночных животных, передвигающиеся преимущественно ползком, волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи). ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
Змеи
Вараны- ящерицы .
Черепахи.
Крокодил .
Ящерицы .
- Физкультминутка.
- Крокодил плывет по речке, выпучив свои глаза.
- Он зеленый весь как тина от макушки до хвоста. ( Выполнять движения .)
- - О каких животных сегодня пойдет речь? ( О земноводных и пресмыкающихся)
- Целеполагание.
- -Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок? ( Узнаем, какие животные называются земноводными и пресмыкающимися, чем они отличаются друг от друга)
- Изучение нового материала. Итак, кто же такие земноводные и пресмыкающиеся? Ответить на главный вопрос - вам поможет учебник. - Откройте учебник . ( Все читают цепочкой первый абзац о земноводных. Рассматривают иллюстрации .) Каких животных называют земноводными? Что вы о них узнали? Какая у них кожа? ( Показ слайдов «Земноводные» .)
- Чтение второго абзаца о пресмыкающихся . - Что означает слово «пресмыкающиеся»? ( Животные извиваются всем телом – пресмыкаются.) Какие животные относятся к пресмыкающимся? Чем покрыты тела животных? Почему они так двигаются? Где расположены их лапы? (Их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.) ( Показ слайдов «Пресмыкающиеся».
- Чтение абзаца о размножении пресмыкающихся и земноводных . – Что откладывают земноводные, в каких местах? Кто появляется из икринок жабы и лягушки? Куда откладывают яйца пресмыкающиеся? Кто вылупляется из яиц? ( Детеныши, похожие на своих родителей.) Физкультминутка. - А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны хлопнуть в ладошки, если я назову земноводное и подпрыгнуть, если назову пресмыкающееся .
- Закрепление. Составление таблицы.(На доске.) - Чем покрыты земноводные? ( Всегда имеют голую кожу.) - Что мы можем сказать о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах? ( Кожа покрыта чешуей .) - Что вы узнали о температуре тела ящериц, змей, крокодилов и черепах? ( Они холоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды.) - Какая температура тела у земноводных? ( Зависит от окружающей среды.) - Где живут земноводные? ( Рядом с водоемами.) А пресмыкающиеся? Где они чаще встречаются? ( Они чаще живут в жарких странах с сухим климатом.)
- Дискуссия. - Пресмыкающиеся – животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит снова. А как часто могут питаться пресмыкающиеся? ( Очень редко .) - А с чем это связано? ( Мало двигаются, мало затрачивают энергии, поэтому едят редко, запаса им хватает надолго.) - Да, ребята, такие крупные виды змей, как питон, анаконда могут есть 1 раз в год . - Как дышат земноводные? ( На воздухе они дышат легкими. Это особые мешки с тонкими стенками, через них кислород из воздуха легко поступает в кровь. Дышат животные и через кожу, которая покрыта защитной слизью и ,потому всегда влажная.) - Как же дышат пресмыкающиеся? ( Только легкими, а кожа – сухая .) - Кожа пресмыкающихся покрыта щитками. Они защищают организм от лишнего испарения воды. Твердые щитки не растут вместе с телом. Что же приходится делать пресмыкающимся? ( Пресмыкающиеся линяют, меняют кожу по мере роста.) - А как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде? ( Тоже легкими, но иногда выплывают и набирают воздух.) - Как размножаются пресмыкающиеся? ( Откладывают яйца на суше .) - А как размножаются земноводные? ( Откладывают икру .)
- Подведение итогов . Итак, ребята, какой вопрос мы задавали в начале урока? ( Узнаем, какие животные называются земноводными и пресмыкающимися, чем они отличаются друг от друга .) Смогли мы ответить на этот вопрос? Что бы вы могли рассказать своему другу о земноводных и пресмыкающихся? Как надо относиться к этим животным? Какое животное мы научились делать? Как называется этот вид работы? А кого мы научились рисовать?
КТО ЛИШНИЙ ?
ЖАБА
ЛЯГУШКА
ТРИТОН
ЯЩЕРИЦА
КТО ЛИШНИЙ ?
крокодил
черепаха
змея ящерица
тритон
- Рефлексия. Что нового было на уроке? Что вы знали? Что не знали? О чем хотите узнать? Было ли вам интересно? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что было особенно трудным?
Настроение