СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Путешествие в Антарктиду"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (биология - география) проводится в виде игры. Применяется технология проблемного обучения, возможна групповая форма работы

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Путешествие в Антарктиду"»

Гильмутдинова Ирина Наиловна, учитель биологии, МОУ «СОШ№13»

Природоведение

Характеристика природных условий материков.

Игра «Путешествие в Антарктиду»

(интегрированный урок география- биология)


Ученый (Ученик – знаток биологии) сидит за столом, на котором стопки книг, бумаг, глобус, биологические экспонаты, на стене висит карта полушарий.


Учитель. С давних пор существовала легенда о том, что у Южного полюса находится неизвестная земля «Южный материк». Плавание голландского мореплавателя А.Тасмана в 1642г. Опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом.

Знаменитый английский мореплаватель Д.Кук также не нашел «Южной земли», до конца жизни он сомневался в существовании Антарктиды.

С тех пор поиски «Южной земли» на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.

Спустя 50 лет первая русская экспедиция, возглавляемая Ф.Ф.Беллиннсгаузеном и М.П.Лазаревым, опровергла предположения Кука и в начале 19в. открыла материк Антарктиду. Запись из дневника:

«И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанной облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега.»

Антарктика – южная полярная область, включающая в себя южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктидой в центре. Моря, входящие в эту область, очень бурные, волны иногда достигают высоты более 20 метров. Зимой вода замерзает, и льды окружают Антарктиду кольцом, ширина которого колеблется от 500 до 2000 км. Летом течения уносят льды на север вместе с айсбергами. По определению ученых у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч айсбергов разного размера. Антарктида – ледяной материк. Именно благодаря льду Антарктида выглядит как огромный купол на Южном полюсе. Если бы лед растаял, он бы поднял уровень Мирового океана на 60 метров, что повлекло бы за собой сокращение площади всех материков, в том числе и самой Антарктиды, которая стала бы архипелагом, т.к. значительная часть материка под ледяном куполом лежит ниже уровня океана.

Проблемный вопрос:

Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772-1775 годов. Он посчитал, что, «будучи открытым и исследованным, [этот южный материк] все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете высказывание великого английского путешественника?

Большая часть Антарктиды – ледяная пустыня, лишь у берегов теплится жизнь. Беден органический мир, лишь редкие мхи, лишайники и водоросли населяют ее. Пингвины - главное украшение континента.


Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Могут ли живые организмы выжить в суровых условиях; если да, то как им это удается».


В это время в класс (под музыку) входит путешественник (ученик – знаток географии). Направляясь к кафедре, он задает классу вопрос.


Путешественник. Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла кровь из носа, будто я поднялся высоко в горы. Почему это происходило? (средняя высота льда Антарктиды 2 км., поэтому ее еще называют «земля за облаками»). Вокруг меня лежал снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках! Почему? (Антарктида – страна жесткого солнечного излучения, здесь 6 месяцев полярный день, чистый прозрачный воздух и белый снег, который отражает бьющий в глаза солнечный свет и может даже вызвать временную слепоту). Я видел птиц, носящих яйца в сумке, они не строят гнезд. Что это за птицы? (Императорские пингвины носят яйца на лапах, закрыв жировой складкой живота, покрытого теплым пухом). Там было два живых организма, живущих как единое целое. Что я видел? (Лишайник – симбиоз гриба и водоросли.) .морские животные выходят сухими из воды, возможно ли это? (Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с нее, не смачивая поверхность.) . а еще я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Как это может быть? (Морской лев, морской слон, морской леопард – виды тюленей.)


Ученый. Как интересно то, что вы рассказали! Как мы вам завидуем! Мы тоже хотим все это увидеть собственными глазами! Кто из вас хочет поехать со мной в Антарктиду, чтобы все понять и проанализировать на месте? Нашим проводником будет путешественник. Итак, едем в Антарктиду. Настоящие путешественники всегда ведут дневник экспедиции, нам тоже нужны такие дневники для записей. Удобнее всего это делать в таблице. Сделайте в ваших полевых дневниках заготовку.


Приспособленность живых организмов к суровым условиям Антарктиды.


Природные условия

Растения

Особенности приспособления

Животные

Особенности приспособления







Прежде чем мы отправимся в путешествие, надо решить, что взять с собой и как одеться.

Путешественник. Я-то знаю, какие там условия, но вы верите мне с трудом – пусть ребята расскажут вам сами и постараются вас убедить. Это очень важно для нас.

1-ая группа характеризует климат Антарктиды, остальные учащиеся фиксируют ответы в графе «Природные условия». После рассказа о сильном ветре выступает ученый.

Ученый. Я читал об этом ветре в дневниках английского исследователя Антарктиды ХХ века Дугласа Моусона. Вот как он его описывал: «Всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все» (показ кадра видеофильма).


Путешественник. Что мы возьмем с собой? (ответы из класса: теплую одежду, темные очки, компас, веревку, запас пищи). Теперь мы можем отправляться.


Ученый. Особенно интересно посмотреть, кто из живых организмов может выжить в столь суровых условиях.


Путешественник. Итак, в путь! (он читает стихи вместе с учениками).


На самом – самом юге,

как, впрочем, и на севере,

Так много интересного,

почти нам неизвестного

и сказочного чуда.

К загадочной Антарктике,

стране снегов и льда,

С урока путешествовать

по атласам и картам

несется наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лед,

лежат кругом снега,

Ну, а пингвин не прячет нос,

когда на улице мороз

и сильная пурга.

Полгода ночь, полгода день,

бежит Полярный круг,

И нам за ним бежать не лень,

нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.


(Звучит музыка, ученый вешает на доску карту Антарктиды, плакат «Животный мир Антарктики»).

Ну , вот и прибыли (слышны звуки моря). За дело! Нам нужно показать ученому, какие организмы встречаются здесь и как они могут тут выжить. Запишем информацию в полевые дневники.


2-ая группа характеризует растения, криль и рыб Антарктики (по ходу выступления ученый и путешественник вносят дополнения, демонстрируют кадры видеофильма).


Учитель. Лишайников здесь около 300 видов. Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 километрах от Южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету (от ярко-оранжевого до черного и темно-серого) и виду (листовидные – типа цветочков, кустистые – как кустики). Но все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности скал, так что отскоблить их можно только ножом. Это помогает им противостоять суровым ветрам. Некоторые лишайники селятся на поверхности мха. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (два организма в едином целом).


Ученый. Почему большинство лишайников черные и темно-серые? (За счет цвета эти растения потребляют гораздо больше солнечной энергии и тепла).


Ученый Мхи – это высшие растения. Здесь представлены в основном подушечные мхи, они встречаются в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.

Почему растения на протяжении нескольких лет остаются такими маленькими? ( Мхи и лишайники растут очень медленно, их развитие в условиях Антарктики особенно угнетено)


Учащиеся или учитель. Водоросли – низшие растения, их около 200 видов, особенно много диатомовых. Встречаются в океане, в антарктических озерах и оазисах. В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса, также встречаются лессопия и дюрвиллия. В антарктических водах много криля. Норвежским словом «криль» называются рачки, которые питаются диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что по содержанию микроэлементов и аминокислот он превосходит говядину. Его стаи встречаются на глубине 5-100 метров и служат основной пищей для китов. Рыбы - белая щука, макрурус, мраморная – питаются крилем, сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они являются пищей для китов.


Путешественник .Почему у кальмаров нет раковин? (из-за большой подвижности, в ходе эволюции раковина видоизменяется или совсем исчезает.)


3-ая группа характеризует млекопитающих и птиц.(по ходу выступления ученый и путешественник вносят дополнения, демонстрируют кадры видеофильма).


Ученый. Попробуйте составить цепь питания этих организмов. (По очереди выходят ученики в головных уборах с символами организмов, они берут друг друга за руки, строя пищевую цепь.)


Солнце. Я единственный источник энергии для всего живого на Земле.

Диатомовая водоросль. Я очень важное звено, я основа пищевой цепи.

Криль. Где моя любимая водоросль? Съем!

Кальмар. Люблю криль! Очень питательная белковая пища.

Кит. Какое разнообразие! Очень вкусно!

Тюлень. Пингвин.(хором). Где наша еда? Как ее много, всем хватит!

Касатка. Я на самом верху цепи, я хищник! Где мой пингвин?





Учащиеся составляют в тетрадях следующую схему.


Солнце водоросль → криль → кальмар

Рыба кит


Тюлень пингвин касатка


Ученый. Давайте сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям Антарктики. (Вывод заносится в полевые дневники по ответам учащихся)

Приспособленность живых организмов к суровым условиям Антарктиды.


1.Растения.

  • Темный цвет растений – для притяжения большего количества света.

  • Плотное прикрепление к скалам в виде подушечек, чтобы лучше противостоять ветру.

2. Животные.

  • Наличие подкожного жира.

  • Жировая смазка шкуры и перьев.

  • Питание за счет моря.

  • Пища с большим содержанием белка.


Путешественник. Мы изучили все вокруг, и вот пришла пора возвращаться на урок. Заждались нас, совсем продрог наш парусный фрегат.


Ученый. Мы побывали с вами в удивительном уголке земли. Живая природа Антарктики уникальна. Большинство видов- эндемики. С другой стороны, Антарктика – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 19 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Ради чего? Общее загрязнение планеты сказалось и на этом уголке земли.


Учащиеся Природа Антарктики развивалась в суровых, экстремальных условиях. Все растет и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа будет очень медленно восстанавливаться при грубом вмешательстве в ее жизнь, а может и вообще не восстановиться. Она очень уязвима. Мы предлагаем следующие меры по ее охране:

  1. Запрещение испытаний оружия, атомных взрывах и захоронения ядерных отходов. Договор об Антарктики (1959г.)

  2. запрещение охоты на животных и птиц (разрешена в ограниченных количествах для пропитания экспедиций, пополнения музейных экспозиций и зоопарков)

  3. Ограничение числа туристов.

  4. Составление списка заповедных районов и видов.

  5. Соблюдение конвенции по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правил по охране биологических ресурсов Антарктики.

  6. Выполнение программы по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.

Учитель.

Антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно. Тем не менее 16 стран основали здесь свои научные станции, где ведутся различные исследования природы этого материка. Антарктида – континент мира и сотрудничества. В ее пределах запрещены любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить ее своей землей.

А теперь давайте ответим на наш вопрос урока.



доклад


Природа Антарктики развивалась в суровых, экстремальных условиях. Все растет и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа будет очень медленно восстанавливаться при грубом вмешательстве в ее жизнь, а может и вообще не восстановиться. Она очень уязвима. Мы предлагаем следующие меры по ее охране:

  1. Запрещение испытаний оружия, атомных взрывах и захоронения ядерных отходов. Договор об Антарктики (1959г.)

  2. запрещение охоты на животных и птиц (разрешена в ограниченных количествах для пропитания экспедиций, пополнения музейных экспозиций и зоопарков)

  3. Ограничение числа туристов.

  4. Составление списка заповедных районов и видов.

  5. Соблюдение конвенции по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правил по охране биологических ресурсов Антарктики.

  6. Выполнение программы по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.



Роли


Солнце. Я единственный источник энергии для всего живого на Земле.


Диатомовая водоросль. Я очень важное звено, я основа пищевой цепи.


Криль. Где моя любимая водоросль? Съем!


Кальмар. Люблю криль! Очень питательная белковая пища.


Кит. Какое разнообразие! Очень вкусно!


Тюлень. Пингвин.(хором). Где наша еда? Как ее много, всем хватит!


Касатка. Я на самом верху цепи, я хищник! Где мой пингвин?


. Водоросли – низшие растения, их около 200 видов, особенно много диатомовых. Встречаются в океане, в антарктических озерах и оазисах. В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса, также встречаются лессопия и дюрвиллия. В антарктических водах много криля. Норвежским словом «криль» называются рачки, которые питаются диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что по содержанию микроэлементов и аминокислот он превосходит говядину. Его стаи встречаются на глубине 5-100 метров и служат основной пищей для китов. Рыбы - белая щука, макрурус, мраморная – питаются крилем, сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они являются пищей для китов.




Лишайников здесь около 300 видов. Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 километрах от Южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету (от ярко-оранжевого до черного и темно-серого) и виду (листовидные – типа цветочков, кустистые – как кустики). Но все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности скал, так что отскоблить их можно только ножом. Это помогает им противостоять суровым ветрам. Некоторые лишайники селятся на поверхности мха. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (два организма в едином целом).



Мхи – это высшие растения. Здесь представлены в основном подушечные мхи, они встречаются в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.




Проблемный вопрос.

Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772-1775 годов. Он посчитал, что, «будучи открытым и исследованным, [этот южный материк] все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете высказывание великого английского путешественника?

Площадь Антарктики 67, 84 млн. км2

Площадь Антарктиды 14 108 тыс.км2

Высота материка:

  • Средняя- 2040 м.

  • Максимальная-5140 м., массив Винсон.

  • Минимальная- уровень моря.

Длина береговой линии- 30 тыс. км2

Расстояние до:

  • Африки 4000 км.

  • Австралии 3200 км.

  • Южной Америки 1450 км.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!