СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок развития речи русского языка и православия " Иконы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок развития речи русского языка и православия " Иконы"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи русского языка и православия " Иконы"»

Интегрированный урок развития речи русского языка и православия Учитель :Ходыревская А. Н.

Интегрированный урок развития речи русского языка и православия

Учитель :Ходыревская А. Н.

1.1Повторить и систематизировать знания об особенностях использования причастий, причастных оборотов в речи, повторить орфограммы в причастиях; 1.2 Развивать речь учащихся через создание текстов в рамках синтаксического моделирования и способствовать развитию образности и выразительности речи учащихся благодаря использованию причастий и причастных оборотов 2.Научить рассматривать иконопись как одно из направлений древнерусской культуры, а икону - как ценность русской культуры; 3.Расширить лексический запас учащихся культурологической лексикой; 4. Способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как к виду искусства.  

1.1Повторить и систематизировать знания об особенностях использования причастий, причастных оборотов в речи, повторить орфограммы в причастиях;

  • 1.2 Развивать речь учащихся через создание текстов в рамках синтаксического моделирования и способствовать развитию образности и выразительности речи учащихся благодаря использованию причастий и причастных оборотов

2.Научить рассматривать иконопись как одно из направлений древнерусской культуры, а икону - как ценность русской культуры;

3.Расширить лексический запас учащихся культурологической лексикой;

4. Способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как к виду искусства.

 

 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА ( работа со словарями) ИКОНА  – греч. «изображение, образ» ИКОНОПИСЕЦ –  тот, кто пишет иконы, занимается живописью икон. ИКОНОПИСЬ  - вид религиозной живописи, писания икон.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

( работа со словарями)

ИКОНА

– греч. «изображение, образ»

ИКОНОПИСЕЦ

– тот, кто пишет иконы, занимается живописью икон.

ИКОНОПИСЬ

- вид религиозной живописи, писания икон.

Синтаксическое моделирование

Синтаксическое моделирование

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был тяжело болен. Однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стало на Руси молитвой. Весь смысл иконы в том, чтобы наглядно изобразить не окружающий нас мир, а мир духовный. .

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был тяжело болен. Однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный».

Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стало на Руси молитвой. Весь смысл иконы в том, чтобы наглядно изобразить не окружающий нас мир, а мир духовный. .

 Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем . В иконе живут рядом два мира – горний и дольний . Слово «горний » означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. « Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.
  • Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем . В иконе живут рядом два мира – горний и дольний . Слово «горний » означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. « Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.

 Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность . Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
  • Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность . Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

 Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
  • Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

  • Пурпурный, или багряный , цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной. Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

 Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.  Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.  Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества .
  • Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
  • Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
  • Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества .

 Коричневый  – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.  Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый . Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.  Черный цвет  – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
  • Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
  • Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый . Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
  • Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Синтаксическое моделирование

Синтаксическое моделирование

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.                                    «» Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы
  • Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

                            

   

«»

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
  • В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
  • Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
  • Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило:
  • Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
  • После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
  • Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).
  • Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
  • Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Синтаксическое моделирование

Синтаксическое моделирование

Празднование установлено в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. Когда польские войска овладели Москвой, русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Дмитрий Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы. Зная,что бедствия допущены за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились за небесной помощью .Находившемуся в плену святому Арсению было открыто о перемене суда Божьего на милость. Воодушевленные этим известием русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву.
  • Празднование установлено в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. Когда польские войска овладели Москвой, русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Дмитрий Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы. Зная,что бедствия допущены за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились за небесной помощью .Находившемуся в плену святому Арсению было открыто о перемене суда Божьего на милость. Воодушевленные этим известием русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву.

Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону, чтобы более утвердить в христианской вере жителей, а неверовавших-расположить к ней
  • Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону, чтобы более утвердить в христианской вере жителей, а неверовавших-расположить к ней

Синтаксическое моделирование

Синтаксическое моделирование

ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

  Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере

 

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним

С вятой страдалец скончался в Никомидии в 303 году 33

С вятой страдалец скончался в Никомидии в 303 году

33

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия 34

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия

34

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» 35

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием»

35

35

35

35

35

 Курская - Коренная икона  Божией Матери «Знамение»  - одна из древнейших икон Русской Церкви ,обретенная в XIII веке во время татарского нашествия 35

Курская - Коренная икона Божией Матери «Знамение» - одна из древнейших икон Русской Церкви ,обретенная в XIII веке во время татарского нашествия

35

Рыльский князь не вышел навстречу чудотворной иконе и был наказан 39

Рыльский князь не вышел навстречу чудотворной иконе и был наказан

39

Крымские татары не раз пытались поджечь часовню , но ничего не получалось 39

Крымские татары не раз пытались поджечь часовню , но ничего не получалось

39

При царе Феодоре Иоанновиче к Коренной Пустыни был основан монастырь  39

При царе Феодоре Иоанновиче к Коренной Пустыни был основан монастырь

39

Икона Божией Матери «Знамение»часто находилась в Курске, но с 1806 года её переносили в Курскую коренную постоянно с 9-ой седмицы по Пасхе и до 12 сентября, она находилась там 39

Икона Божией Матери «Знамение»часто находилась в Курске, но с 1806 года её переносили в Курскую коренную постоянно с 9-ой седмицы по Пасхе и до 12 сентября, она находилась там

39

Икона Божьей Матери с 1950 года находится в США она пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке 39

Икона Божьей Матери с 1950 года находится в США она пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке

39

Синтаксическое моделирование 39

Синтаксическое моделирование

39

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 39

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

39

Синтаксическое моделирование 39

Синтаксическое моделирование

39

ГРУППА 1. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, отвечая на вопросы:  Какие секреты знали древние иконописцы? На чем писалась икона? Почему краски были такими яркими и прочными? 39
  • ГРУППА 1. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, отвечая на вопросы:
  • Какие секреты знали древние иконописцы?
  • На чем писалась икона?
  • Почему краски были такими яркими и прочными?

39

 ГРУППА 2. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, используя предложения, созданные в синтаксическом моделировании ГРУППА 3. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказав в нем, что икона Божией Матери Курская Коренная – свидетельница и участница исторических событий 39

ГРУППА 2. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, используя предложения, созданные в синтаксическом моделировании

ГРУППА 3. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказав в нем, что икона Божией Матери Курская Коренная – свидетельница и участница исторических событий

39

 Виды искусства  Литература Древнерусская живопись  Создаёт образ  Слова Краски  Дополняют и обогащают друг друга  Легенда о хане Тамерлане Легенда о победе Георгия над змием 39

Виды искусства

Литература Древнерусская живопись

Создаёт образ

Слова Краски

Дополняют и обогащают друг друга

Легенда о хане Тамерлане Легенда о победе Георгия над змием

39

ГРУППА 5. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказывая в нем, что иконы представляют эстетическую ценность, используя данные ниже материалы и опорные словосочетания: оценка икон в древних памятниках письменности: «…красота ее несказанна…» «…исписана дивно…» «…величества ее не можно исповедати…» опорные словосочетания : художественное воздействие, удалось передать, человеческое переживание, скорбь и страдание, тончайшие оттенки, гармоническое единство. 39
  • ГРУППА 5. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказывая в нем, что иконы представляют эстетическую ценность, используя данные ниже материалы и опорные словосочетания:

оценка икон в древних памятниках письменности:

«…красота ее несказанна…»

«…исписана дивно…»

«…величества ее не можно исповедати…»

опорные словосочетания : художественное воздействие, удалось передать, человеческое переживание, скорбь и страдание, тончайшие оттенки, гармоническое единство.

39

39

39


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!