СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок развития речи в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется культурологический аспект в изучении русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи в 11 классе»

Интегрированный урок развития речи в 11 классе

Учитель КОСШ №4 Шиманская В. В.

Тема: Устное сочинение-описание природы по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».

Форма организации учебного занятия: интегрированный урок (русский язык, изобразительное искусство, литература).


Цели: формировать умение воспринимать образы картины; совершенствовать связную устную речь; развивать творческие способности; учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Оборудование: компьютер, проектор.

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

А. К. Толстой.


Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Что такое текст?

Какова композиция текста?

Назовите типы речи.

Какие виды описаний вы знаете?

Чем отличается художественное описание от научного?

  1. Работа по теме урока.

  1. Прослушайте музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Определите, какому времени года оно посвящено. Почему вы так решили?

(звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского)

  1. Объявление темы и целей урока.

(слайд 1.)

  1. Краткое сообщение о В. Д. Поленове.

(слайд 2).

  1. Демонстрация слайдов с репродукциями картин В. Поленова (№3 – 6).

  2. Беседа по картине «Золотая осень»:

-Что привлекло ваше внимание на этой картине?

-Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с этой картиной? Почему? (Созерцательное. В этой картине беспредельность мира).

-Какими мы видим лес, реку, небо?

-Сравните цветовую гамму и настроение картины. Совпадают ли они с названием картины?

6. Композиция картины.

-Как организовано пространство? (С помощью дуги – характерного поленовского приёма. В данном случае это дуга Оки, уравновешивающая композицию в целом).

-Что подчёркивает торжественную панорамность пейзажа? («Полоса» убранных золотой листвой деревьев, протянувшаяся параллельно горизонтали холста).

Учитель. Русский пейзаж немыслим без белокаменных храмов, возносящих свои купола среди холмистых равнин. Эта деталь присутствует и на картине Поленова. Почему художник помещает церковь на «периферии» композиции? (Чтобы избежать навязчивого акцентирования).

-Вроде бы совершенно безлюдная картина тем не менее дышит человеческим присутствием – ведь только человек может оценить открывающуюся красоту. Что указывает на его близость? (Тропинка).

-Можно ли сказать, что эта тропинка как бы «вводит» зрителя в глубину картины?

7. Словарная работа.

Захватывающая красота; величественно-спокойный, наполненный внутренней гармонией осенний мотив; умиротворённо-торжественная природа; краски осени: мягко-пожелтевшая зелень лугов, золото деревьев, нежные краски неба – от серо-зелёного и голубого к палево-жёлтым и розовым тонам; широкий панорамный разворот; ритмические ходы.

8. Прослушивание стихотворений русских поэтов об осени.

9. Составление плана.

Примерный план

І. Выдающийся русский художник В. Д. Поленов.

ІІ. «Осенняя пора, очей очароване…»

  1. Создание картины.

  2. Композиция картины:

а) тропинка;

б) полоса убраннях золотой листвой деревьев;

в) уравновешивающая картину дуга реки;

г) белая церквушка;

д) нежные краски неба.

ІІІ. «Люблю я пышное природы увяданье…»

10. Устное сочинение.

III. Рефлексия.

На уроке я узнал (а) …

Мне было интересно …

  1. Домашнее задание: Устное сочинение по картине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!