10
Интегрированный урок русского языка и психологии в 8 классе
«Роль определений в речи»
Учителя: Белозерова Л.А.. учитель русского языка и литературы, ВКК
Кулакова М.В.. педагог-психолог, I КК
Цели урока:
расширить представление о роли определений в устной и письменной речи; понять значение употребления определений в разных стилях языка;
использовать знания об определении как второстепенном члене предложения при анализе текста;
формировать умения использовать определения в речи для характеристики предмета, учитывая индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают органы чувств человека (модальность);
активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;
воспитывать бережное отношение друг к другу и окружающему миру.
Тип урока: экспериментальный урок – исследование; урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
Оборудование:
Методы:
словесный метод (беседа)
иллюстративный метод (презентация)
исследовательский метод (работа с текстами)
метод музыкального воздействия
методы психологического анализа
Размещение обучающихся на уроке согласно выявленному типу модальности (аудиал, визуал, кинестетик)
План урока:
I. 1.Эмоциональное начало урока «Позитивный якорь»
2. «Интрига» урока
3. Постановка проблемы урока
4.Формулирование целей урока
II. 5. Актуализация опорных знаний
А) Психологическое упражнение на работу с аудиальной информацией
Б) Распределительный диктант
В) Мини-вывод
III. 6. Физ.минутка ( настрой на кинестетический канал восприятия)
IV. 7. Работа по теме урока
А) работа в парах «Опиши предмет»
Б) Работа в парах с текстами: мини-исследование по проблеме урока
В) Презентация работы учащимися
Г) Предварительный вывод по проблеме урока
8. Психологическое упражнение на активизацию визуального восприятия
V. 9. Написание сочинения-миниатюры «Елка в лесу» ( если успеем // Д/З)
VI. Рефлексия
А) подведение итогов урока
В) оценка учащихся
Б) психологическая рефлексия
ХОД УРОКА
Эмоциональное начало урока «Позитивный якорь»
Слушание музыкального фрагмента: П.И.Чайковский. «Времена года. Декабрь. Святки» 1 мин. (Музыкальный фрагмент дает настроится на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале)
Психолог:
Учитель:
Психолог:
«Интрига» урока
Учитель
Можете ли вы предположить, почему нас на уроке сегодня 2 учителя, притом учитель русского языка и педагог-психолог.
(Версии учеников)
Да, мы постараемся учебный материал русского языка преподнести через призму психологии.
Постановка проблемы урока
Психолог
Мир мы воспринимаем и принимаем через разные органы чувств. Назовите их. Это называется модальностью. А знаете ли вы свою ведущую модель восприятия информации?
Проверим? Сегодня уже звучала зимняя мелодия. И мы решили сегодня построить урок, используя …
Учитель:
(Неожиданно показать еловые веточки)
Что это?
Задание: у каждого в руках ветка ели, подберите три ответа на вопрос КАКОЙ ЭТО ПРЕДМЕТ?
Майя Викторовна постарается записать их на доске. (карточки с именами учеников)
Психолог
Можете ли вы определить модальность по 3 словам? Дают ли они информацию для характеристики человека, который их придумал.
Учитель
Итак, каким членом предложения могут быть слова, записанные на доске, если мы их включим в синтаксические конструкции?
(Определение – второстепенный член предложения)
Формулировка целей урока учащимися.
Учитель
Попробуйте определить цели сегодняшнего урока русского языка, учитывая, что учителя 2
Конечно, постараться определить, зачем в речи используются определения, что они могут сказать о нас самих, узнать, поможет ли это знание быть нам успешнее.
Формулировка темы урока.
«Роль определений в речи».
Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа и тему.
Актуализация опорных знаний
Учитель
Сформулируйте понятие определения.
Мы с вами знаем как научное понятие, так и понятие – запоминалку!
( Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов или явлений и отвечающий на вопросы какой? Чей? Который?
Запоминалка
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И какой? – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты)
Чтобы работать с этим второстепенным членом предложения, его нужно уметь находить. Какие трудности могут возникнуть при поиске определения в тексте?
Определения могут быть согласованными и несогласованными
Можно спутать с составным именным сказуемым
Есть краткие и полные формы
Определения могут быть распространенными и одиночными.
Мы остановимся только на некоторых трудностях, т.к. работа над этим второстепенным членом еще продолжится.
Психолог
Чтобы настроится на работу с устной информацией, мы выполним психологическое задание «Узнай звук» : колокольчик, ручка, бутылка с водой, ножницы, бумага…
Закройте глаза и послушайте звуки.
На маленьких листочках, которые лежат на партах, запишите те предметы, которые издавали эти звуки по порядку.
Поставьте + , если совпал порядок и предмет.
Учитель
Настроившись на восприятие информации на слух, т.е. используя аудиальную модальность, мы выполним следующее задание.
Распределительный диктант
Запишите словосочетания, распределив их по графам таблицы. Таблица лежит у вас на столах.
Согласование | Управление | Примыкание |
| | |
Диктовка: знаменитый врач, брюки из кожи, пятидесятая квартира, цвет беж, дом деда, открытые окна, яйца всмятку, привычка с детства, желание почитать
Проверка работы
Поменялись листочками, проверили друг друга: 0 ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки –«3». А я диктую правильные ответы!
Какие из данных определений называются согласованными, а какие несогласованными?
(Определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже, называются согласованными определениями. А несогласованные определения связаны с определяемым словом по принципу управления или примыкания)
Мини-итог:
Учитель
Какие знания помогли выполнить эту работу? (теория о словосочетаниях и определениях)
Психолог
Какое психологическое умение вы использовали?
( умение спонтанно перестроится на аудиальное восприятие информации)
Физ.минутка ( настрой на кинестетический канал восприятия)
Психолог
Звучит музыка для физ.минутки
Проводится в круге, лицом друг к другу. Умение подстраиваться под движение другого человека тоже важный психологический навык. 5 движений:
«потягушки» на носочках – 1,
повороты: руки на пояс влево и вправо -2,
наклоны вперед, доставая руками до пола – 3 раза,
поднятие колен ( по 2 на каждую ногу) -4 раза,
приседание – 2 раза
Развернулись, повторить эти упражнения в том порядке, в котором они выполнялись.
Скажите, правильно ли были выполнены вами данные упражнения? Поднимите руку те, кто доволен собой.
Учитель
Работа по теме урока
Работа в парах «Опиши предмет»
Вы работаете в парах. У каждого из вас веточка елки. Какие чувства и ощущения вы испытываете, держа ее в руках? Опишите их, используя только определения. Запишите 3 словосочетаний. Представьте их классу. Сделайте вывод, насколько трудно или легко описывать предмет, характеризуя его через свои чувства и ощущения.
Работа в парах с текстами: мини - исследование по проблеме урока.
Задание: определите стиль текста, выделите в тексте определение, ответьте, какова роль определений в вашем тексте. Занесите ваши наблюдения в таблицу. Время работы 5-7 минут.
1 пара (научный стиль)
Ёлка — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами.
У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см. Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.
Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.
2 пара: ( художественный стиль)
Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится елке вечер, месячный и звездный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезятся им ёлка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.
3 пара: (официально-деловой стиль)
Правила пожарной безопасности при установке новогодней елки
1. Для проведения новогодних мероприятий следует использовать помещение, имеющее не менее 2-х выходов.
2. Ёлку установить на устойчивом основании и с таким расчётом, чтобы ветви не касались стен и потолка; вокруг ёлки должен быть проход шириной не менее одного метра.
3. При отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у ёлки должны проводиться только в светлое время суток.
4. Иллюминационное электроосвещение ёлки должно быть заводского изготовления.
5. Запрещается применять свечи, факелы, хлопушки, бенгальские огни и дуговые прожекторы, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты.
6.Не устанавливайте елку вблизи отопительных приборов.
7.Не оставляйте детей у елки без надзора. При пожаре немедленно вызывайте пожарную помощь по телефону «01», с сотового телефона «112»
4 пара (разговорный стиль)
Здравствуй, папа!
Мы приехали под Новый год. Конечно, ничего не было готово. Уныло и грустно! Мама тут же начала придумывать, как из ничего сделать наш любимый праздник. Мы помогли испечь пирожки.
Дело было за елкой. Мама попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей не ответил, а встал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно! Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо – прямоносые и лупоглазые – и пусть, наконец, шишки, обернутые серебряной бумагой, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было! Это была настоящая таежная красавица! Высокая, густая, прямая, с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.
5 пара (публицистический стиль)
Сегодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.
В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»
Первую публичную ёлку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.
В разные времена и ёлки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.
Праздник ёлки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребенка как день милосердия и добра. Праздничная елка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и подарки, удивительным образом появляющиеся под ёлкой, остаются главным волшебством детства.
(Из газеты «Аргументы и факты).
Презентация работы учащихся
Предварительный вывод:
Учитель
Какова роль определений в речи? (запись на доске!)
Придать яркость, образность описанию за счет эпитетов
Обогащать нашу речь
Передать точную информацию
Дать отличительные признаки того или иного предмета
Дать оценку предметам
Познать себя и окружающий мир
Психолог (настрой на визуальный канал)
Видеоряд (презентация) «Елки» 11 кадров. Это была установка на домашнее задание.
Учитель
Д/З Написать сочинение - миниатюру или на дом
Задание: написать мини-сочинение «Елка в лесу».
Условия для сочинения:
.Рефлексия
Учитель
Что нового вы узнали на уроке?
Оценки…
Психолог
Оцените свои ощущения от урока, положив смайлик мне в корзинку!
Спасибо за урок! Всего доброго! Умейте слушать, видеть, чувствовать!