СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и психологии в 8 классе"Роль определений в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок - эксперимент русского языка и психологии. Использование определений для создания текстов различных стилей, учитывая  индивидуальные модели восприятия (модальность)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и психологии в 8 классе"Роль определений в тексте"»

10


Интегрированный урок русского языка и психологии в 8 классе

«Роль определений в речи»

Учителя: Белозерова Л.А.. учитель русского языка и литературы, ВКК

Кулакова М.В.. педагог-психолог, I КК

Цели урока:

  • расширить представление о роли определений в устной и письменной речи; понять значение употребления определений в разных стилях языка;

  • использовать знания об определении как второстепенном члене предложения при анализе текста;

  • формировать умения использовать определения в речи для характеристики предмета, учитывая индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают органы чувств человека (модальность);

  • активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;

  • воспитывать бережное отношение друг к другу и окружающему миру.

Тип урока: экспериментальный урок – исследование; урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование:

  • классная доска

  • раздаточный материал

  • компьютер

  • еловые веточки

  • карточки с именами детей

  • таблица для работы в парах

Методы:

  • словесный метод (беседа)

  • иллюстративный метод (презентация)

  • исследовательский метод (работа с текстами)

  • метод музыкального воздействия

  • методы психологического анализа


Размещение обучающихся на уроке согласно выявленному типу модальности (аудиал, визуал, кинестетик)

План урока:

I. 1.Эмоциональное начало урока «Позитивный якорь»

2. «Интрига» урока

3. Постановка проблемы урока

4.Формулирование целей урока

II. 5. Актуализация опорных знаний

А) Психологическое упражнение на работу с аудиальной информацией

Б) Распределительный диктант

В) Мини-вывод

III. 6. Физ.минутка ( настрой на кинестетический канал восприятия)

IV. 7. Работа по теме урока

А) работа в парах «Опиши предмет»

Б) Работа в парах с текстами: мини-исследование по проблеме урока

В) Презентация работы учащимися

Г) Предварительный вывод по проблеме урока

8. Психологическое упражнение на активизацию визуального восприятия

V. 9. Написание сочинения-миниатюры «Елка в лесу» ( если успеем // Д/З)

VI. Рефлексия

А) подведение итогов урока

В) оценка учащихся

Б) психологическая рефлексия

ХОД УРОКА

  1. Эмоциональное начало урока «Позитивный якорь»

Слушание музыкального фрагмента: П.И.Чайковский. «Времена года. Декабрь. Святки» 1 мин. (Музыкальный фрагмент дает настроится на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале)

Психолог:

  • Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали это музыкальное произведение?

Учитель:

  • Можете ли вы определить, какое время года запечатлел в музыке П.И.Чайковский? Объясните, почему вы так считаете?

Психолог:

  • Почему такое разное восприятие? (Мы разные, и по-разному воспринимаем окружающий нас мир)

  1. «Интрига» урока

Учитель

Можете ли вы предположить, почему нас на уроке сегодня 2 учителя, притом учитель русского языка и педагог-психолог.

(Версии учеников)

Да, мы постараемся учебный материал русского языка преподнести через призму психологии.

  1. Постановка проблемы урока

Психолог

Мир мы воспринимаем и принимаем через разные органы чувств. Назовите их. Это называется модальностью. А знаете ли вы свою ведущую модель восприятия информации?

Проверим? Сегодня уже звучала зимняя мелодия. И мы решили сегодня построить урок, используя …

Учитель:

(Неожиданно показать еловые веточки)

Что это?

Задание: у каждого в руках ветка ели, подберите три ответа на вопрос КАКОЙ ЭТО ПРЕДМЕТ?

Майя Викторовна постарается записать их на доске. (карточки с именами учеников)

Психолог

Можете ли вы определить модальность по 3 словам? Дают ли они информацию для характеристики человека, который их придумал.

Учитель

Итак, каким членом предложения могут быть слова, записанные на доске, если мы их включим в синтаксические конструкции?

(Определение – второстепенный член предложения)


  1. Формулировка целей урока учащимися.

Учитель

Попробуйте определить цели сегодняшнего урока русского языка, учитывая, что учителя 2

Конечно, постараться определить, зачем в речи используются определения, что они могут сказать о нас самих, узнать, поможет ли это знание быть нам успешнее.


  1. Формулировка темы урока.

«Роль определений в речи».

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа и тему.


  1. Актуализация опорных знаний

Учитель

Сформулируйте понятие определения.

Мы с вами знаем как научное понятие, так и понятие – запоминалку!

( Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов или явлений и отвечающий на вопросы какой? Чей? Который?

Запоминалка

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? И какой? – ответы просты.

Лишь не хватает волнистой черты)


Чтобы работать с этим второстепенным членом предложения, его нужно уметь находить. Какие трудности могут возникнуть при поиске определения в тексте?

  1. Определения могут быть согласованными и несогласованными

  2. Можно спутать с составным именным сказуемым

  3. Есть краткие и полные формы

  4. Определения могут быть распространенными и одиночными.

Мы остановимся только на некоторых трудностях, т.к. работа над этим второстепенным членом еще продолжится.

Психолог

Чтобы настроится на работу с устной информацией, мы выполним психологическое задание «Узнай звук» : колокольчик, ручка, бутылка с водой, ножницы, бумага…

  • Закройте глаза и послушайте звуки.

  • На маленьких листочках, которые лежат на партах, запишите те предметы, которые издавали эти звуки по порядку.

  • Поставьте + , если совпал порядок и предмет.

Учитель

Настроившись на восприятие информации на слух, т.е. используя аудиальную модальность, мы выполним следующее задание.

Распределительный диктант

Запишите словосочетания, распределив их по графам таблицы. Таблица лежит у вас на столах.

Согласование

Управление

Примыкание





Диктовка: знаменитый врач, брюки из кожи, пятидесятая квартира, цвет беж, дом деда, открытые окна, яйца всмятку, привычка с детства, желание почитать

Проверка работы

Поменялись листочками, проверили друг друга: 0 ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки –«3». А я диктую правильные ответы!

Какие из данных определений называются согласованными, а какие несогласованными?

(Определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже, называются согласованными определениями. А несогласованные определения связаны с определяемым словом по принципу управления или примыкания)

Мини-итог:

Учитель

Какие знания помогли выполнить эту работу? (теория о словосочетаниях и определениях)

Психолог

Какое психологическое умение вы использовали?

( умение спонтанно перестроится на аудиальное восприятие информации)


  1. Физ.минутка ( настрой на кинестетический канал восприятия)

Психолог

Звучит музыка для физ.минутки

Проводится в круге, лицом друг к другу. Умение подстраиваться под движение другого человека тоже важный психологический навык. 5 движений:

  • «потягушки» на носочках – 1,

  • повороты: руки на пояс влево и вправо -2,

  • наклоны вперед, доставая руками до пола – 3 раза,

  • поднятие колен ( по 2 на каждую ногу) -4 раза,

  • приседание – 2 раза

Развернулись, повторить эти упражнения в том порядке, в котором они выполнялись.

Скажите, правильно ли были выполнены вами данные упражнения? Поднимите руку те, кто доволен собой.


Учитель

  1. Работа по теме урока

Работа в парах «Опиши предмет»

Вы работаете в парах. У каждого из вас веточка елки. Какие чувства и ощущения вы испытываете, держа ее в руках? Опишите их, используя только определения. Запишите 3 словосочетаний. Представьте их классу. Сделайте вывод, насколько трудно или легко описывать предмет, характеризуя его через свои чувства и ощущения.


  1. Работа в парах с текстами: мини - исследование по проблеме урока.

Задание: определите стиль текста, выделите в тексте определение, ответьте, какова роль определений в вашем тексте. Занесите ваши наблюдения в таблицу. Время работы 5-7 минут.

1 пара (научный стиль)

Ёлка — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами.

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см. Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.

Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.


2 пара: ( художественный стиль)

Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится елке вечер, месячный и звездный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезятся им ёлка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.



3 пара: (официально-деловой стиль)

Правила пожарной безопасности при установке новогодней елки

1. Для проведения новогодних мероприятий следует использовать помещение, имеющее не менее 2-х выходов.

2. Ёлку установить на устойчивом основании и с таким расчётом, чтобы ветви не касались стен и потолка; вокруг ёлки должен быть проход шириной не менее одного метра.

3. При отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у ёлки должны проводиться только в светлое время суток.

4. Иллюминационное электроосвещение ёлки должно быть заводского изготовления.

5. Запрещается применять свечи, факелы, хлопушки, бенгальские огни и дуговые прожекторы, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты.

6.Не устанавливайте елку вблизи отопительных приборов.

7.Не оставляйте детей у елки без надзора. При пожаре немедленно вызывайте пожарную помощь по телефону «01», с сотового телефона «112»

4 пара (разговорный стиль)

Здравствуй, папа!

Мы приехали под Новый год. Конечно, ничего не было готово. Уныло и грустно! Мама тут же начала придумывать, как из ничего сделать наш любимый праздник. Мы помогли испечь пирожки.

Дело было за елкой. Мама попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей не ответил, а встал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно! Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо – прямоносые и лупоглазые – и пусть, наконец, шишки, обернутые серебряной бумагой, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было! Это была настоящая таежная красавица! Высокая, густая, прямая, с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.

5 пара (публицистический стиль)

Сегодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

Первую публичную ёлку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и ёлки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Праздник ёлки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребенка как день милосердия и добра. Праздничная елка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и подарки, удивительным образом появляющиеся под ёлкой, остаются главным волшебством детства.

(Из газеты «Аргументы и факты).

  1. Презентация работы учащихся

  2. Предварительный вывод:

Учитель

Какова роль определений в речи? (запись на доске!)

  • Придать яркость, образность описанию за счет эпитетов

  • Обогащать нашу речь

  • Передать точную информацию

  • Дать отличительные признаки того или иного предмета

  • Дать оценку предметам

  • Познать себя и окружающий мир


Психолог (настрой на визуальный канал)

Видеоряд (презентация) «Елки» 11 кадров. Это была установка на домашнее задание.

Учитель

  1. Д/З Написать сочинение - миниатюру или на дом

Задание: написать мини-сочинение «Елка в лесу».

Условия для сочинения:

  • Стиль – художественный,

  • 10 предложений,

  • учитывать следующие вопросы: Что увидел? Что услышал? Что почувствовал? Использовать все типы модальности при описания.

  • В каждом предложении должны быть определения (согласованные и несогласованные).

.Рефлексия

Учитель

Что нового вы узнали на уроке?

Оценки…

Психолог

Оцените свои ощущения от урока, положив смайлик мне в корзинку!

Спасибо за урок! Всего доброго! Умейте слушать, видеть, чувствовать!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!