Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 г. Орла « Правописание приставок и суффиксов » Урок-презентация (образовательная программа «Школа Росси») Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: Урок повторения и обобщения полученных знаний. Учитель начальных классов Крюкова М. О. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть I. – М.: «Просвещение», 2012г. Орел 2012 . |
Урок-презентация русского языка в 3 классе
Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.
Цель урока: обобщение и систематизирование знаний учащихся о частях слова; развитие умения правильно определять, графически обозначать части слова, упражнения в правописании приставок и суффиксов.
Для выполнения данной цели урока были поставлены следующие задачи:
- Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении); правилах правописания приставок и суффиксов; упражняться в составлении слов по схемам;
- Развивающая:
развивать в процессе урока коммуникативные, творческие
способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
- Воспитательная:
воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
- Оздоровительная:
чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Методы
• Иллюстративный (с использованием мультимедиа).
• Диалог.
• Самоконтроль с поощрением.
Оборудование:
наглядный материал по теме «Части слова»: слайды, раздаточный материал (разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах у каждого ученика, рисунок словесного поезда, рисунок кота.
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Презентация к уроку.
№ п/п | Задачи этапов урока | Время, мин. | Действия учителя | Планируемые действия учащихся |
-
| Самоопределение к деятельности | 5 | Предлагает настроится на работу | Внимательно слушают, настраиваются на работу. |
-
| Актуализация знаний. | 3 | Предлагает ученикам найти в зашифрованной записи тему урока и назвать | Называют тему урока |
-
| Повторение изученного | 10 | Создает проблемную ситуацию, осуществляет фронтальную проверку | Делают записи в рабочих тетрадях, отвечают на вопросы, работают в парах |
-
| Обобщение знаний (выполнение упражнений) | 20 | Обобщает и систематизирует знания детей о частях слова, развивает память, мышление, речь. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, самопроверка по контрольной карте, самооценка |
-
| Домашнее задание | 2 | Дает указания к выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задание. |
-
| Рефлексия | 5 | Подводит итоги урока | Отвечают на вопросы. |
Ход урока.
I.Самоопределение к деятельности.
Учитель. -Здравствуйте, уважаемые гости !Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь. Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Всё у вас уже в порядке:
И учебники есть, и тетрадки.
Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.
(слайд № 2)
Эпиграф к уроку (слайд № 3): "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.
2. Актуализация знаний. (Слайд № 4 ):
Найдите в данной записи название темы нашего урока:
Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания.
ВЗБРТКПРАВОПИСАНИМТРПРИСТАВОКИЬДНПСУФФИКСОВЁДЖБОПРП
(Слайд № 5) Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о частях слова; развивать умения правильно определять, графически обозначать части слова, упражнения в правописании приставок и суффиксов.
Запись даты урока в тетрадях. (Слайд №6)
3.Повторение изученного материала.
Минутка чистописания. (слайд № 7) Цель:
Задание №1 Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова
Учитель : ("Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)
Окончание - вьюги, зимний, морозит,
Суффикс- пёсик, пушистый,
Корень - играть,
Приставка – изменить, исход;
Проверка того, что записали: и ий ит ик ист игр из ис -Подчеркните правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв.
Задание №2 Работа в парах. (Слайд №8)
Цель:
обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове);
воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Возьмите конверт и из схем знаков, соберите схему слова. (Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.)
Проверка того, что составили: (слайд №9)
Цель:
обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении их в слове);
воспитывать интерес к русскому языку, чувство индивидуальности уч-ся.
Задание №3
Учитель. Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.
Цель:
обобщить и систематизировать знания уч-ся о предложении, его признаках;
обобщить и систематизировать знания уч-ся о местонахождении в слове окончания, способе нахождения;
развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
воспитывать интерес к русскому языку.
Слайд № 9
Задание №4 Игра « Кто быстрее?» Проводится фронтальная проверка
Цели:
1) упражняться в составлении слов по схемам;
2) подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";
3) развивать у уч-ся память, мышление, внимание;
4) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Учитель. Записать слова по памяти к схемам
(схемы записаны на слайде №10): (схемы-значки частей слова)
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.
Слайд №11 Гимнастика для глаз.
Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её движение
4.Обобщение знаний о частях слова.
Задание № 5
Работа с книгой. (слайд № 12)
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
Работа с учебником. Работа по учебнику "Русский язык», 3 кл. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 часть.
Откройте учебник на стр.124 упражнение 239. (слайд 12)
Учитель.- Прочитайте и отметьте карандашом сначала приставки, а потом суффиксы.
еньк за над оньк на под по ик об тель чик до про еват ист пере |
- Проверьте правильность выполнения (слайд 14):
за- -еньк-
над- -оньк-
на- -ик-
под- -тель-
по- -чик-
об- -еват-
до- -ист-
про-
пере-
- Выпишите сначала приставки, а потом суффиксы. Подчеркните в приставках и суффиксах орфограммы.
Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, или проверить его написание по словарю. (Слайд 15)
(слайд № 16)
- рисунок словесного поезда.
Учитель. - Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный.
Подберите слова, в которых могут быть данные приставки и суффиксы. Запишите их в тетрадь.
Проблема: Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок?
Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?
(Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)
Расскажите, что вы знаете о каждой части слова Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).
1)окончание, Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
2)основа,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
3) корень,
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
4)приставка,
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
5) суффикс).
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Что же мы должны запомнить?(все вместе)
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Что хранится в корне?
(В корне заключено основное значение слова, общий смысл всех однокоренных слов)
А в основе слова? (Значение данного, именно этого слова)
Учитель. Рассмотрите рисунок . (Слайд 17)
-Что происходит со словом "кот"?
Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.
(Слайд №18) Кот, котище, котик, котята, коток , котишко, котёнок. 1.Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.)
2.Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)
Физминутка. Задание №12 Учитель. Задание: присесть- если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня, Мороз, лед, вьюга, следы, новый, год,
встать- кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс. снеговик, шубка, снежки, прокатили, заморозки.
Задание № 6 Тест (слайд №19)
Цели:
1)Проверить усвоение знаний учащихся по данной теме, обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
2) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
3) воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность и самооценку у уч-ся.
1.а) Корень – главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для связи слов в предложении.
б) Приставка служит для образования новых слов.
слайд №20
3. а) Суффикс служит для образования новых слов.
б) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.
а) книжка
б) котик
в) повар
слайд №21
6. Укажите однокоренные слова:
а) слёзы
б) слезает
в) слёзки
г) слезливый
слайд № 22 Проверь себя
1.а),
2.б),
3.а),
4.а),
5. а),
6. а),в), г).
слайд № 23 Оцени себя
0- ошибок – «5»
1- ошибка – «4»
2-3- ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
Слайд №24 Задание №15
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в приставке все встречали
Вся же в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Выставление отметок уч-ся.
5.Дом.задание. Упр. № 241, стр. 125. Прочитаем задание (аналогичное).Слайд 25
6. Рефлексия.
Учитель. 1.Какова была тема урока? Какова была цель урока? (Обобщить знания о частях слова; уметь правильно определять и графически обозначать части слова, тренироваться в правописании приставок и суффиксов, а также уметь образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.)
2.Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)
3. Как вы считаете, цель урока достигнута? (Да).
Слайд №26 Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
Кому понравился урок, улыбнитесь!
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.
Слайд №27 Спасибо за урок.
Литература
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.
2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, «Дельта», 2003.
4.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.
6.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз.2 класс (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.
8. Бунеев Р.Н, Бунеева Е. В. , ОВ. Пронина. Русский язык 3 кл. Учебник
в 2-х ч. Часть I. – М.: Баласс, 2005 .- 140с. илл. (серия Свободный ум»)
9. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . Русский язык 3 кл. Учебник в 2-х ч. Часть I. – М.: «Просвещение», 2012 г.
10. В. П. Канакина. Русский язык. Методические рекомендации. Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2012 г.
11. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Электронные ресурсы:
1.Единая коллекция ЦОР
2. UROKI.NET
3. Pedsovet.ru