СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок с использованием мультимедийной презентации в 3 классе по теме «Правописание приставок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общедидактические цели:

  1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.
  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.                                                       
  3. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке,  уважение друг к другу. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок с использованием мультимедийной презентации в 3 классе по теме «Правописание приставок»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Орла





« Правописание приставок и суффиксов »

Урок-презентация

(образовательная программа «Школа Росси»)




Предмет: русский язык

Класс: 3




Тип урока:

Урок повторения и обобщения

полученных знаний.




Учитель начальных классов

Крюкова М. О.




В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть I.

М.: «Просвещение», 2012г.







Орел 2012 .



Урок-презентация русского языка в 3 классе

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цель урока: обобщение и систематизирование знаний учащихся о частях слова; развитие умения правильно определять, графически обозначать части слова, упражнения в правописании приставок и суффиксов.

Для выполнения данной цели урока были поставлены следующие задачи:

- Образовательная:

обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении); правилах правописания приставок и суффиксов; упражняться в составлении слов по схемам;
- Развивающая:

развивать в процессе урока коммуникативные, творческие
способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
- Воспитательная:

воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.

- Оздоровительная:

чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Методы

• Иллюстративный (с использованием мультимедиа).

• Диалог.

• Самоконтроль с поощрением.

Оборудование:

наглядный материал по теме «Части слова»: слайды, раздаточный материал (разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах у каждого ученика, рисунок словесного поезда, рисунок кота.


Компьютер.

Проектор.

Экран.

Презентация к уроку.



№ п/п

Задачи этапов урока

Время, мин.

Действия учителя

Планируемые действия учащихся

Самоопределение к деятельности

5

Предлагает настроится на работу

Внимательно слушают, настраиваются на работу.

Актуализация знаний.


3

Предлагает ученикам найти в зашифрованной записи тему урока и назвать

Называют тему урока

Повторение изученного

10

Создает проблемную ситуацию, осуществляет фронтальную проверку

Делают записи в рабочих тетрадях, отвечают на вопросы, работают в парах

Обобщение знаний (выполнение упражнений)

20

Обобщает и систематизирует знания детей о частях слова, развивает память, мышление, речь.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, самопроверка по контрольной карте, самооценка

Домашнее задание

2

Дает указания к выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

5

Подводит итоги урока

Отвечают на вопросы.


Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.

Учитель. -Здравствуйте, уважаемые гости !Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь. Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Всё у вас уже в порядке:
И учебники есть, и тетрадки.

Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать,  с каким настроением  вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся  карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас  и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.
(слайд № 2)

Эпиграф к уроку (слайд № 3): "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.

2. Актуализация знаний. (Слайд № 4 ):

Найдите в данной записи название темы нашего урока:

Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания.

ВЗБРТКПРАВОПИСАНИМТРПРИСТАВОКИЬДНПСУФФИКСОВЁДЖБОПРП

(Слайд № 5) Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о частях слова; развивать умения правильно определять, графически обозначать части слова, упражнения в правописании приставок и суффиксов.

Запись даты урока в тетрадях. (Слайд №6)

3.Повторение изученного материала.

Минутка чистописания. (слайд № 7) Цель:

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове);

  • воспитывать аккуратность в написании букв и буквосочетаний.

Задание №1 Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова

Учитель : ("Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)

Окончание - вьюги, зимний, морозит,

Суффикс- пёсик, пушистый,

Корень - играть,

Приставка – изменить, исход;

Проверка того, что записали: и ий ит ик ист игр из ис -Подчеркните правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв.

Задание №2 Работа в парах. (Слайд №8)

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове);

  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Возьмите конверт и из схем знаков, соберите схему слова. (Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.)

Проверка того, что составили: (слайд №9)

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении их в слове);

  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство индивидуальности уч-ся.

Задание №3

Учитель. Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся о предложении, его признаках;

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся о местонахождении в слове окончания, способе нахождения;

  • развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Слайд № 9

Задание №4 Игра « Кто быстрее?» Проводится фронтальная проверка

Цели:
1) упражняться в составлении слов по схемам;
2) подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";

3) развивать у уч-ся память, мышление, внимание;
4) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Учитель. Записать слова по памяти к схемам

(схемы записаны на слайде №10): (схемы-значки частей слова)
1 ряд 2 ряд 3 ряд

Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.

Слайд №11 Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её движение

4.Обобщение знаний о частях слова.

Задание № 5

Работа с книгой. (слайд № 12)

Цели:
1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Работа с учебником. Работа по учебнику "Русский язык», 3 кл. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 часть.

Откройте учебник на стр.124 упражнение 239. (слайд 12)

Учитель.- Прочитайте и отметьте карандашом сначала приставки, а потом суффиксы.


еньк за над оньк на под

по ик об тель чик

до про еват ист пере

- Проверьте правильность выполнения (слайд 14):

за- -еньк-

над- -оньк-

на- -ик-

под- -тель-

по- -чик-

об- -еват-

до- -ист-

про-

пере-

- Выпишите сначала приставки, а потом суффиксы. Подчеркните в приставках и суффиксах орфограммы.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, или проверить его написание по словарю. (Слайд 15)

(слайд № 16)

- рисунок словесного поезда.

Учитель. - Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный.

Подберите слова, в которых могут быть данные приставки и суффиксы. Запишите их в тетрадь.


Проблема: Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок?

Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?

(Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).


1)окончание, Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
2)основа,

Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

3) корень,
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

4)приставка,
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

5) суффикс).
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.

Что же мы должны запомнить?(все вместе)
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

Что хранится в корне?

(В корне заключено основное значение слова, общий смысл всех однокоренных слов)

А в основе слова? (Значение данного, именно этого слова)


Учитель. Рассмотрите рисунок . (Слайд 17)

-Что происходит со словом "кот"?

Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.

(Слайд №18) Кот, котище, котик, котята, коток , котишко, котёнок. 1.Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.)

2.Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)

Физминутка. Задание №12 Учитель. Задание: присесть- если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня, Мороз, лед, вьюга, следы, новый, год,

встать- кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс. снеговик, шубка, снежки, прокатили, заморозки.

Задание № 6 Тест (слайд №19)

Цели:
1)Проверить усвоение знаний учащихся по данной теме, обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
2) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
3) воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность и самооценку у уч-ся.

1.а) Корень – главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для связи слов в предложении.

б) Приставка служит для образования новых слов.

слайд №20

3. а) Суффикс служит для образования новых слов.

б) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.

5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.

а) книжка

б) котик

в) повар

слайд №21

6. Укажите однокоренные слова:

а) слёзы

б) слезает

в) слёзки

г) слезливый

слайд № 22 Проверь себя

  • 1.а),

  • 2.б),

  • 3.а),

  • 4.а),

  • 5. а),

  • 6. а),в), г).

слайд № 23 Оцени себя

  • 0- ошибок – «5»

  • 1- ошибка – «4»

  • 2-3- ошибки – «3»

  • 4 и более ошибок – «2»

Слайд №24 Задание №15

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в приставке все встречали

Вся же в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

Выставление отметок уч-ся.

5.Дом.задание. Упр. № 241, стр. 125. Прочитаем задание (аналогичное).Слайд 25

6. Рефлексия.

Учитель. 1.Какова была тема урока? Какова была цель урока? (Обобщить знания о частях слова; уметь правильно определять и графически обозначать части слова, тренироваться в правописании приставок и суффиксов, а также уметь образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.)

2.Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)

3. Как вы считаете, цель урока достигнута? (Да).

Слайд №26 Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

Кому понравился урок, улыбнитесь!

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

Слайд №27 Спасибо за урок.












Литература


1.Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.
2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, «Дельта», 2003.
4.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.
6.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз.2 класс (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.

8. Бунеев Р.Н, Бунеева Е. В. , ОВ. Пронина. Русский язык 3 кл. Учебник

в 2-х ч. Часть I. – М.: Баласс, 2005 .- 140с. илл. (серия Свободный ум»)

9. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . Русский язык 3 кл. Учебник в 2-х ч. Часть I. – М.: «Просвещение», 2012 г.

10. В. П. Канакина. Русский язык. Методические рекомендации. Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2012 г.

11. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011 г.

Электронные ресурсы:

1.Единая коллекция ЦОР

2. UROKI.NET

3. Pedsovet.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!