Педагог: Сулимова Н.С.
Цель: изучение строения цветка через практику ненасилие как общечеловеческой ценности. Задачи: - прививать бережное отношение к природе, умение ценить красоту и многообразие окружающего мира и жить в единстве с ним; - развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать. - воспитывать дружелюбие, единство, бережное отношение к окружающей среде
| Ресурсы: (материалы, источники) У учащихся наличие учебника, тетради, карандаши, ручка Для учителя Проектор, интерактивная доска, музыка.
|
Ход урока: Организационный момент Позитивный настрой «Мысленная прогулка в лес» Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойным. Сейчас мы идем в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому - нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, Здесь мы отдыхаем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые вас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь. Вопросы: 1. Какие чувства вы испытали? 2. Поделитесь своими ощущениями? | Хрустальная грусть |
Проверка домашнего задания 1. Устный опрос. Ребята, дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах - цветах. (Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах - цветах, найденных заранее). Дополнения учителя. - Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг. Люди, как и цветы, тоже имеют свой рост и вес. А у орхидеи цветок цветет от 45–50 дней. За человеком, как и за цветущим растением тоже нужен уход, бережное отношение к нему. - У лотоса амазонского цветок цветет полчаса. Чем больше любви и ласки в отношениях к человеку, тем дольше его период цветения. - Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает. Кактус- колючие растение и среди людей есть «колючки», но при бережном отношении у этих колючек раскрывается глубокий духовный мир. | |
Изучение нового материала Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Каждый цветок, как и человек, имеет своё строение. Какое же оно? Давайте рассмотрим. Фрагмент-строение цветка Найдите в учебнике для чего нужна каждая часть цветка. Венчик – привлечение насекомых. Чашечка – защитная функция. Цветоножка - прикрепление цветка. Цветоложе – формирование плода. Тычинки – содержат пыльцу. Завязь – содержит семязачатки. Пестик – женская часть цветка (Кадр строение пестика). На доске - работа соответствие часть цветка- функции на магнитах. (идёт изучение нового материала и обсуждение с учителем) | |
4. Подарок учителя. Лабораторная работа в парах. А что же нам с вами понадобится, чтобы изучить цветок? (горшочки с цветами на партах каждого ученика) А почему мы не сорвали цветы, для изучения? Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы Найдите на своей модели части цветка: 1. Рассмотрите цветок. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте части околоцветника. Как они расположены? 2. Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части. 3. Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Выделите их функции. 4. Объясните как взаимосвязаны. «цветок – плод – семена». (Человек должен жить в единстве слова, мысли и дела. Идёт обсуждение). 5. Скажите, пожалуйста. А на все ли пункты работы вы сможете ответить? А что вызвало затруднение? А сейчас я хочу вам подарить подарок. Я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять «намек». Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней, чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия. 1. Что за царство-государство: кто его жители, кто гости заморские? 2. Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? 3.А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? 4. 5.Какие качества помогают человеку быть значимым в своём обществе? 6. Как помогает сплочённость в жизни человека? Приведите примеры из своей жизни. 7. Какие качества в человеке воспитывает дружелюбное общество? | |
6. Групповое пение. Как светла Земля на заре И распахнута вся для сказок, В жемчугах она, в серебре, В изумрудах она, в алмазах. Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые И ромашковые поля! Птиц разбуженных голоса Завораживают и манят, Может, прячутся чудеса, Как табун лошадей в тумане? Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые И ромашковые поля! Расколдована тишина С самым первым лучом рассвета, Значит, кончилось время сна, Все цветы ждут слова привета. Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые И ромашковые поля!
1. Ребята как вы понимаете строчку «Все цветы ждут слова привета»? | Не рвите цветы. Юрий Антонов
|
Домашнее задание. Найти информацию о необычных соцветиях, их биологической роли. Подготовьте небольшое эссе. 8. Заключительная минута тишины. | |
Заключительная минута тишины. Закройте глаза. Вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке. Будьте дружелюбными, берегите своих родных, близких, окружающую среду. Желаю вам успехов. Спасибо. - Спасибо за урок.До свидания! | классическая музыка |