СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Сергиев Посад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать желание больше узнавать о православной культуре России. Познакомить с житием великого сподвижника земли русской Сергием Радонежским.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Сергиев Посад"»




Учитель

начальных классов

Попова З.Н.

«Артемовская

специализированная школа № 8»




Тема: Сергиев Посад


Цель: знакомить учащихся с историческими, культурными центрами России; совершенствовать навык чтения, развивать речь учащихся, умение высказывать свое суждение о прочитанном, умение делить текст на логические завершенные части, подбирать заглавие; воспитывать духовность, интерес и уважение к историческим ценностям соседних государств; прививать интерес и любовь к искусству, чувству прекрасного.

Ход урока

I. Организация класса. План урока. Психологическая установка.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно


Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.


II. Подготовка к чтению.

1. Упражнение на дыхание

а) «надуваем шарик»

б) «сдуваем снежинку»

в) «греем руки»

2. Чистоговорки.

Жи-жи-жи – в траве шуршат (ужи)

Жа-жа-жа – мы видели (ужа)

Жу-жу-жу – я сейчас тебе (скажу)

Же-же-же – тебя я выслушал уже.

3. Чтение слогов.

жск о

стн ы

стр о

ств е

нтл и

взд ы


III. Проверка домашнего задания.

(тестирование)






IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в Россию и познакомимся с историческим центром российского государства. Чтобы быть грамотным человеком, нужно знать историю, культуру не только своего народа, но и историю, культурное наследие других народов.


V. Мотивация учебной деятельности.


Есть много разных уроков: грустных и веселых, радостных и торжественных, интересных и увлекательных. Я хочу подарить вам сегодня духовный урок.

Сегодня на уроке вы узнаете о подвижнике земли русской Сергие Радонежском и об основанном им Троицком монастыре. (слайды 2, 3)


VI. Работа над новым материалом.

  1. Рассказ учителя.

Более 600 лет назад в семье ростовского боярина Кирилла Ивановича Иванчина родился сын. Мальчика нарекли Варфоломеем. Рос мальчик не похожим на других детей. Всегда спокойный, задумчивый, не любил шумные игры, а любил уединение, природу.

Обратимся к книге Л. Чарской и зачитаем отрывок о мальчике Варфоломее.

Чтение отрывка из книги. (с. 10) (слайды 4,5)




Рассказ учителя.

Повзрослев Варфоломей мечтал уединиться в глушь, пустынь, чтобы там, в уединении возносить молитвы Богу.

Вместе с братом Стефаном нашли они тихое место в глуши лесной, где построил Варфоломей шалаш, затем келью, а уже потом деревянную церковь.

Чтение отрывка из книги (с. 66) (слайды 6,7)













Продолжение рассказа учителя.

Долгое время юноша жил в одиночестве, но вскоре стал известен своей праведной жизнью и к нему стали стекаться монахи.

Чтение отрывка из книги (с. 90) (слайд 8)


















Учитель. Так был основан Троицкий монастырь, который сыграл большую роль в жизни России. Сюда за благословением приезжал князь Дмитрий Донской перед походом против татар.

Чтение отрывка из книги (с. 99)

Учитель.

Отец Сергий не только благословил Дмитрия Донского, но и послал с ним двух монахов Ослабя и Пересвета.

Демонстрация картины И. Киященко «Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия» (слайд 9)












Чтение отрывка из книги (с. 100)


Историческая справка. (слайды 10, 11)

Русское поле… В пору народных испытаний оно поливалось кровью своих пахарей, слезами их жен и матерей, заростало бурьяном, пустело.

Но проходил срок беды, и золотые колосья возвещали о продолжении жизни.

Куликово поле в памяти народной стоит на особом месте.

«В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь...» - писал Александр Блок уже в нашем двадцатом столетии. Для нас поныне свято знамя, поднятое Дмитрием Донским за честь родной земли, за други своя, ради того, чтобы русское поле встречало пахаря шорохом спелых колосьев.














Сообщение историков. (слайды 12, 13)










1-й ученик.

С древнейших времен в центре Азии кочевали монгольские племена. В 1206 году верховным правителем всех монголов под именем Чингисхана был провозглашен энергичный и талантливый полководец Темучин. Создав мощную армию, Чингисхан приступил к завоеванию соседних стран и народов.

О новых страшных врагах на Руси узнали в начале 1220-х годов, когда монгольские отряды хлынули в причерноморские степи и погнали оттуда половцев. Те позвали на помощь русских князей, которые выступили навстречу противнику. Русские и половцы были разгромлены в сражении на реке Калке 31 мая 1223 года.

В 1227 году Чингизхан умер, завещав монголам завоевать все земли, лежащие к западу от их степей и дойти до «последнего моря», т. е. до Атлантического океана.

В 1239 году внук Чингизхана Бату-хан двинулся с войском на южную Русь, опустошив Киев, вторгшись в Польшу, Венгрию и Чехию, достигнув Адриатического моря, монгольские войска, обессиленные долгим походом в конце 1242 года вернулись в низовье Волги, где Бату-хан основал государство – Золотую Орду.


2-й ученик.

240 лет Северо-Восточная Русь изнывала под ордынским игом, высасывающим из нее все жизненные соки. (слайд 14)












В 1359 году московский княжеские престол занял внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович, который княжил 30 лет до 1389 года. В 1374 году он прекратил выплату дани татарам и начал открытую борьбу с Ордой. В 1378 году на реке Воже русские дружины разгромили татарские войска Мурзы Бегича.

Татарский военачальник Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. Ему удалось собрать большое войско. Летом 1380 года ордынцы выступили на Русь.

Князь Дмитрий донской собрал тоже немалое войско и двинул его навстречу татарам к Дону.

В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле.

По преданию сражение началось поединком. Русский воин Пересвет и татарин Челубей пронзили друг друга копьями и пали мертвыми. Началась битва, в которой победили дружинники князя Дмитрия.

Победа на Куликовом поле имела огромное значение для всего исторического будущего России. Великого князя Дмитрия Ивановича за его победу над ордынцами при Доне народ прозвал Дмитрием Донским. (слайды 15,16)













Учитель. А сейчас мы побываем в небольшом древнем городке, названном в честь Сергия – Сергиев Посад.

  • Чтение текста «Сергиев Посад» учителем и сильными учащимися.

  • Свободные суждения учащихся по поводу прочитанного.

  • Словарная работа

Сергий Радонежский.

Сергиев Посад

Троицкий монастырь

Троице-Сергиева Лавра.

Ансамбль – несколько зданий, спланированных и выстроенных так, что представляет собой единое согласованное целое.

Зодчий – архитектор, специалист по проектированию и постройке зданий.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Трапеза – общий стол для приема пищи в монастыре.

Посох – длинная толстая палка с заостренным опорным концом.

  • Деление текста на части.

- Сколько логически завершенных частей вы смогли выделить в тексте?

Зачитайте начало первой части.

- Каким предложением можно завершить эту часть?

- О чем идет в ней речь? Какое заглавие можно дать этой части?


Начало городу положил Троицкий монастырь. (слайд 17)













Попробуйте выделить следующую часть. Где, по вашему мнению, она начинается и заканчивается?


Чтение второй части самостоятельно, вполголоса.


- Какое заглавие можно дать этой части?


Монастырь-крепость.

Чтение третьей части учащимися вслух


- О чем идет речь в этой части рассказа? (О культурном центре России)

- Предложите варианты заглавий.


Троицкий монастырь – центр русской культуры.


  • Выборочное чтение.

    1. Прочитать абзац об основании города Сергиев Посад.

    2. Прочитать отрывок, в котором говорится о создании картины-иконы «Троица».


Работа по содержанию «Троицы»

  • Сообщения искусствоведов

1-й ученик. О жизни древнерусского художника Андрея Рублева известно так мало, что даже десятилетие, приблизительно обозначающее его дату рождения, определяется по косвенным данным. Историки искусства считают, что он родился в период между 1360 и 1370 годами где-то в Центральной России – скорее всего в Московском княжестве и происходил из семьи ремесленников. (слайд 19)


2-й ученик.

Первое летописное упоминание о художнике датируется 1405 годом. Неизвестный летописец свидетельствует о том, что вместе с выдающимися мастерами Феофаном Греком и Прохором из Городца трудился над фресками в Благовещенском соборе чернец Андрей Рублев.

Второе упоминание о деятельности мастера – летописная запись от 1408 года посвящена росписи Владимирского Успенского собора.


3-й ученик.

Специалисты предполагают, что Рублев стал монахом в Троице-Сергиевом монастыре при настоятеле Никоне, ученике и приемнике Сергия Радонежского, который был основателем и первым игуменом этой святой обители. Как считают многие специалисты особую духовность, присущую работам Рублева можно объяснить влиянием идей Сергия Радонежского, которыми была проникнута атмосфера, царившая в Троице-Сергиевом монастыре, где художник начинал свой творческий путь. Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а Андрей Рублев воспроизвел этот духовный опыт в образах и красках. (слайд 19)

Учитель. О чем же «Троица»? (слайд 20)


В образах трех Ангелов художник изображает Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бог Отец – это Ангел, сидящий слева: на что указывает Его символ, расположенный над Ним дом, ибо творение мира символически уподобляется домостроительству. К Богу Отцу обращены фигуры двух других Ангелов – как к «Творцу видимым же всем и невидимым». Дерево над изображением среднего Ангела есть символ Креста, на котором была принесена Божественная жертва во искупление грехов человечества, а следовательно в центре композиции мы видим Бога Сына, Христа, принесшего Себя в жертву. Гора, символ духовного возвышения над фигурой правого Ангела указывает на то, что перед нами – Дух Святой. Стол, вокруг которого сидят Ангелы, здесь не есть пиршественный стол, но алтарь для принесения жертвы. Поэтому на столе нет утвари, но есть единая жертвенная чаша. Внутренние контуры фигур крайних Ангелов также образуют абрис чаши, в которую как бы заключена фигура среднего Ангела, прообраза Христа. Движение руки левого Ангела, благословляющий жест, обращено к чаше – и символизирует призыв Сыну принести искупительную жертву во спасение рода человеческого. Склоненная к Отцу голова Сына, ответный благословляющий жест, направленный к чаше же, есть символ согласия с Отцом, принятия на Себя добровольной жертвы: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). 3-й Ангел, свидетель этого сакрального акта призыва к жертве и принятие ее, есть тихий Утешитель, свидетельствующий о духовной высоте свершающегося.

Андрей Рублев выразил в красках молитву Сергия Радонежского, молитву, выражавшую и печаль, и надежду Святого Сергия о России.


Образ Сергия Радонежского в творчестве русского художника Михаила Нестерова.

  • Сообщения искусствоведов.



1-й ученик. (слайд 21)

Более 20-ти лет своей творческой жизни художник посвятил росписи храмов и церквей. Нестеров писал: 2там мечта живет, мечта о русском ренессансе, возрождение давно забытого искусства Андреев Рублевых и Дионисиев». Повышенная восприимчивость Нестерова к духовной стороне жизни сделала религиозную тему одной из главных в его творчестве.






Просмотр репродукций картин М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия». (слайды 22-26)














Учитель. В образах «нестеровских» святых, подвижников мы ощущаем торжество человеческого духа, устремленного к высокому, идеальному. В легких, хрупких, нежных фигурах не чувствуется ни тяжести, ни объема. Они уже перешли границу земной жизни, и глазам нашим предстают их чистые, стремящиеся к Богу душам.

Мысль написать Сергия уже не давала покоя художнику. Им был написан цикл из трех картин, охватывающий все этапы жизни подвижника и святого. Работая над пейзажными этюдами в окрестностях Троице-Сергиевского монастыря, основанного Сергием еще в 14 веке Нестеров живо представил себе поэтичнейшую легенду об отроке Варфоломее – будущем Сергием Радонежским. Художник вспоминает: «В те дни я жил исключительно картиной, в ней были все мои помыслы: я как бы перевоплощался в ее действующих лиц. В те часы, когда я не рисовал, я не существовал».


2-ученик. «Видение отроку Варфоломею» было восторженно встречено И. И. Левитаном, В.И. Суриковым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, А.И. Куинджи. П.М. Третьяков сразу же приобрел картину для своей коллекции.




VII. Итог урока.

  • «Дополни предложения…»

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня было новым…

Такие уроки учат нас…

  • «Сенкан» (Сергиев Посад, Троицкий монастырь, «Троица»)

VIII. Домашнее задание.

  1. Читать текст «Сергиев Посад»

  2. Подготовить материал о Золотом кольце России.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!