СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные уроки с региональным компонентом

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты интегрированных уроков по биологии для 7 клааса, с учетом  регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки с региональным компонентом»

Класс

7

Номер урока

1

Тема урока


Многообразие и значение животных.


Цель: развить у учащихся представление об основных признаках животных, значении и многообразии животного мира своего региона.

Виды деятельности

Экскурсия в краеведческий музей « Легенды седого Иртыша»

«Многообразие животных Тюменской области».

Планируемые результаты

Предметные: знать основные признаки животных, их значение и многообразие.

Метапредметные:

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Знание многообразия животного мира своего региона.

Актуальная тематика для региона

В Уватском районе преобладают типичные таежные виды животного мира.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона

Проводится экскурсия в краеведческом музее.

В районе преобладают типичные таежные виды животного мира: лось, соболь, белка, лесная куница, речной бобр, выдра, бурый медведь, колонок, рысь, глухарь, рябчик, белая куропатка, тетерев. Встречаются ондатра, американская норка, заяц-беляк, лисица, волк, росомаха, барсук, обширная группа водоплавающих околоводных птиц: кряква, шилохвость, свиязь, серая утка, широконоска, гоголь, крохаль, хохлатая чернеть, красноголовый нырок, серый гусь, гуменник, белолобый гусь, многие виды куликов.

Организована охрана и ведение охотничьего хозяйства. Учреждены три государственных комплексных зоологических заказника регионального значения: «Поворовский», «Стершинский-1», «Куньякский».

В водоемах и в речной системе обитают осетр, нельма, стерлядь, муксун, налим, судак, щука, чебак, лещ, ерш.

Виды и формы контроля

Викторина «Животные Уватской земли»

Домашнее задание

Составить буклет « Животный мир Уватского района»



Класс

7

Номер урока

2

Тема урока


Тип Простейшие.


Цель: сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.

Виды деятельности

Интегрированный урок

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия: «простейшие», «циста», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Уметь сравнивать простейших с растениями.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Регулятивные: составление плана своей деятельности.

Коммуникативные: уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Личностные:

развитие осмысленного отношения к тому, что делает.

Интеграция предметов

физика – Диффузия.

Актуальная тематика для региона

В Тюменской области наблюдаются вспышки дизентерии. Возбудитель - простейшее амеба дизентерийная, попадающий в организм человека через грязную воду.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона

Класс делиться на группы по 4 человека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Откройте конверт. Распределите все карточки с признаками на две группы: признаки растений и признаки животных.( дыхание, движение, питание, поглощение воды, рост, размножение, фотосинтез и др.)

2. В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

   Мы совершим с вами непродолжительное путешествие в прошлое. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского королевского общества.

   “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!

3. Демонстрация слайдов с представителями простейших.

Что общего у всех простейших?

4.Задание: Из бумаги изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. Из имеющихся макетов нужно составить модели клеток простейших, подписать основные части.

5. Фрагмент фильма «Амёба и фагоцитоз»

6. Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

- особенности жизнедеятельности амёбы (партнеры четными номери)

- особенности строения амёбы ( партнеры с нечетными номерами)

Амёба обитает в пресных водах, 
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут. 
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.

7.Учитель демонстрирует опыт: растворение перманганата калия в стакане воды.

Учитель задает вопрос: Что общего между этим опытом и простейшими?

8. В Тюменской области наблюдаются вспышки дизентерии. Возбудитель - простейшее амеба дизентерийная, попадающий в организм человека через грязную воду.

В с. Уват находится 15 водозаборных скважин производительностью 295 150 метров кубических в год; 7 эксплуатируемых водонапорных башен общей емкостью 120 кубометров; 2 резервуара чистой воды по 100 кубов каждый; общая протяженность водопроводных сетей — 85,76 километра; станция очистки воды в с. Уват производительностью 480 метров кубических в сутки; 800 метров сетей водоотведения к 330 септикам.
Система водоснабжения постоянно совершенствуется. Каждый водозабор состоит из нескольких водозаборных скважин, с установленными погружными насосными агрегатами, с помощью которых осуществляется подъем пресной воды. Также они оснащены станциями очистки воды, в которые входят угольные фильтры и бактерицидная ультрафиолетовая лампа, предназначенная для обеззараживания воды от микроорганизмов. На протяжении многих лет предпринимаются различные меры по улучшению не только вкусовых, но и химических качеств воды. В основном вся работа направлена на уменьшение содержания химических элементов, таких как железо, марганец, аммиак. 

8. Работа с учебником п. 3 выпишите в тетрадь всех представителей простейших.

Командная работа. Ребята должны сделать вывод, что у растений и у животных признаки схожие, кроме фотосинтеза.


Отвечают на вопрос.

Слушают
















Отвечают на вопрос письменно. (сте зе класс)

Командная работа, ребята собирают модели клеток простейших.



Отвечают на вопрос письменно.




















Отвечают на вопрос. Простейшие поглощают кислород из воды путем диффузии.





















Отвечают на вопрос письменно.


Виды и формы контроля

Тест

Домашнее задание

Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» 







Класс

7

Номер урока

3

Тема урока


Тип Плоские черви


Цель: познакомить учащихся с основными признаками Плоских червей; сформировать понятия об многообразии свободноживущих и паразитических червей, о приспособлениях к паразитическому образу жизни.

Виды деятельности

Заполнение таблицы, работа с утверждениями

Планируемые результаты

Предметные: знать о приспособлениях организмов к паразитическому образу жизни; основных правилах, позволяющих избежать заражения паразитами.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы.

Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

умение применять полученные на уроке знания на практике.

Актуальная тематика для региона

По уровню заболеваемости описторхозом Тюменская область занимает третье место в Российской Федерации.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Общие признаки плоских червей. Прием (эй ар гайд)

1. Все плоские черви – паразиты.

2 У плоских червей трехслойное тело.

3.Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела.

4.Промежутки между органами заполнены клетками.

5.Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему.

6. В основном плоские черви – гермафродиты.

7. Тело червей плоское от 0,5 мм до 20 м.

2. Классификация Плоских червей.

Демонстрация слайдов с представителями Классов Ресничатые, Сосальщики, Ленточные черви.

3.Значение плоских червей.

В  водоёмах Уватского района, встречаются рыбы семейства карповых, пораженных возбудителями описторхоза: язь, плотва, лещ.  Возбудителями описторхоза являются печёночные сосальщики, (кошачья или сибирская двуустка), мелкий паразит ланцетовидной формы длиной 8—18 мм и шириной 1,2—2 мм. Развитие паразита происходит с участием двух промежуточных хозяев: моллюсков и карповых рыб. Конечными хозяевами являются человек и плотоядные животные (кошки, собаки, лисицы, песцы, хорьки) заражаются после поедания инвазированной рыбы. В желудке и начальном отделе тонкого кишечника личинки проникают через жёлчные протоки в жёлчный пузырь и жёлчные ходы печени. Здесь они через 10—12 дней достигают половой зрелости и начинают откладывать яйца. Яйца паразита, попавшие на почву, погибают в течение 8—10 дней, при попадании же в воду сохраняют жизнеспособность до года. В теле конечного хозяина паразит может обитать в течение 10—20 лет

В целях личной профилактики следует употреблять в пищу только хорошо проваренную и прожаренную, тщательно просоленную рыбу. Следует следить за тем, чтобы в водоёмы не попадали фекалии. Для предотвращения дальнейшего распространения паразита не следует сбрасывать в водоёмы и на мусорные свалки отходы переработки рыбной продукции, а также скармливать животным без предварительного обеззараживания.

Работа с утверждениями ДО, после работы с учебником п.7 , работа с утверждениями ПОСЛЕ.











По рисункам определяют признаки классов.

Заполняют таблицу.

характеристика

Ресничатые

Сосальщики

Ленточные

представители




Среда обитания




Форма тела




Особенность головы




Наличие придатков (реснички, щетинки и т.д)





Виды и формы контроля

Заполнение таблицы

Домашнее задание

Составьте памятку «Профилактика паразитических заболеваний» 



Класс

7

Номер урока

4

Тема урока


Тип Кольчатые черви.

Цель: познакомить учащихся с многообразием и значением кольчатых червей.

Виды деятельности

Проектная деятельность

Планируемые результаты

Предметные: знать особенности строения и многообразие кольчатых червей, понимать их значение в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы.

Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные: Понимать необходимость бережного отношения к объектам природы.

Актуальная тематика для региона

В Уватском районе почвы преимущественно подзолистые супесчаные и песчаные. Для увеличения плодородия почвы, требуется внесения органических удобрений и гуммуса- продукта переработки растительных остатков кольчатыми червями.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона

Класс делится на группы по 4 человека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В Уватском районе почвы преимущественно подзолистые супесчаные и песчаные. Эти почвы характеризуются низким естественным плодородием, бедны гумусом, мало содержат коллоидов, азота, фосфора и калия. Они отличаются повышенной водопроницаемостью и слабой влагоемкостью. В связи с высокой воздухопроницаемостью в легких почвах происходит ускоренное разложение органических веществ и вымывание по профилю растворимых солей. Для увеличения плодородия почвы, требуется внесения органических удобрений и гуммуса- продукта переработки растительных остатков дождевыми червями. В Тюменской области зарождаются фермы по разведению дождевых червей.

Вопрос: Как вы считаете, кому могут продавать свою продукцию фермы по разведению дождевых червей? ( в зоомагазины, хозяйствам по разведению рыбы, рыбакам для наживки, дачникам, садоводческим организациям).


Учитель контролирует деятельность учеников.

Слушают учителя














Отвечают на вопрос.

Ученики получают задания создать постер на темы:

1.Полихеты- кольчатые черви.

2.Олигохеты- кольчатые черви.

3.Пиявки - кольчатые черви.

Виды и формы контроля

Защита проектов

Домашнее задание

Составить кроссворд по теме: Кольчатые черви



Класс

7

Номер урока

7

Тема урока


Отряды насекомых. Отряд Перепончатокрылые.

Цель: познакомить учащихся с многообразием перепончатокрылых с их ролью в природе и значением в жизни человека.

Виды деятельности

Заполнение таблицы, просмотр фильма.

Планируемые результаты

Предметные: объяснять принципы классификации насекомых. Устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Метапредметные:

Познавательные: называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл.

Регулятивные: уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять отчёт.

Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп.

Личностные: обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.

Актуальная тематика для региона

В Тюменской области одним из направлений сельского хозяйства является Пчеловодство.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Общая характеристика Перепончатокрылых.












2.Образ жизни общественных насекомых.

В Тюменской области одним из направлений сельского хозяйства является Пчеловодство.

Просмотр фильма «Пчелы и муравьи»

https://www.youtube.com/watch?v=8x_ZqGZT5x0

По предложенным рисункам представителей Перепончатокрылых заполняют таблицу: Общая характеристика Перепончатокрылых.

признаки


представители

Муравьи, пчелы, наездники, осы, шмели и др.

Крылья

Две пары перепончатых, передние больше задних.

Ротовой аппарат

Грызущий или лижущий

Строение головы

Усики, пара сложных глаз и 3 простых глазка

Тип развития

С полным превращением

Отвечают на вопросы после фильма

1.Назозите состав пчелиной семьи.

2.Каково значение пчел для человека?

3.Каково значение муравьев в природе и жизни человека?

Виды и формы контроля

Составление синквейна по теме «Пчеловодство».

Домашнее задание

Подготовить буклет «Лечебное значение пчел и продуктов пчеловодства».





Класс

7

Номер урока

8

Тема урока


Общая характеристика надкласса Рыб.


Цель: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб в связи со средой обитания в воде.

Виды деятельности

Интегрированный урок, лабораторная работа

Планируемые результаты

Предметные: характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Метапредметные:

Познавательные: наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Регулятивные: определяют цель работы, корректируют свои знания.

Коммуникативные: умение работы в парах, высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли.

Личностные:

развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру. Осознают и осмысливают информацию.

Интеграция предметов

Физика- Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости.

Актуальная тематика для региона

На территории с. Уват протекает река Иртыш, в которой обитают  стерлядь, нельма, муксун, ряпушка, карповых (язь, карп, лещ, плотва, краснопёрка, серебряный и золотой карась и др.), щука,окунь, судак, ёрш, налим.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вопрос: Человек плавает, прилагая большие усилия. А многие рыбы плавают без устали, не отдыхая, целый день, а то и много лет. Что позволяет рыбам жить и плавать в воде?














Как рыбы могут менять глубину погружения?

Какие виды рыб водятся в р. Иртыш?

В Увате "предприятие ООО "КоАМ" занимается промышленным рыболовством. До 600 тонн рыбы вылавливается на водоемах района и на промысловых участках, расположенных на трех озерах, которые закреплены за предприятием. 

Ученики высказывают свои предположения.

1.Жабры

2.обтекаемая форма тела

3.плавники

4. хвост-руль

5.слизистый покров

6. тело покрыто чешуей

7.плавательный пузырь

Выполняют лабораторную работу по теме: . «Изучение внешнего строения и передвижения рыб».

Ход работы:

  1. Зарисовать внешнее строение рыбы, сделать подписи.

  2. Рассмотреть особенности передвижения аквариумных рыб.

  3. Ответить на вопрос: какие особенности в строения помогают рыбам передвигаться в воде?

Ученики отвечают на вопрос. За счет изменения объема плавательного пузыря значит за счет силы Архимеда

Ученики отвечают на вопрос.

Виды и формы контроля

Лабораторная работа.

Домашнее задание


Класс

7

Номер урока

10

Тема урока


Класс Птицы

Цель: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; 

Виды деятельности

Интегрированный урок.

Планируемые результаты

Предметные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе экскурсии.

Метапредметные:

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять отчёт.

Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп.

Личностные:

развивать любознательность, интерес к окружающему миру.

Интеграция предметов

Физика - Закон Архимеда. Воздухоплавание.

Актуальная тематика для региона

В Тюменской области осваиваются новые отрасли сельского хозяйства Страусиная и перепелиные фермы.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

 На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?



























Как вы считаете, что помогает птицам удерживаться в полете, преодолевая силу всемирного тяготения?

Видиоэкскурсия на страусинную ферму http://straus-tumen.ru/galery.html

Ученики отвечают на вопрос.

Выполняют лабораторную работу: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

Оборудование: Наборы перьев, лупы.

Ход работы:

1.Прочитать по учебнику п. 27, пятый абзац.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.

  2. 3. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

  1. 4.Ответе на вопросы:

  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?

  3. Каково значение пера для птицы?

  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.


Тип пера

Рисунок пера

Значение пера

 Контурное

 

 Контурные перья выполняют разные функции:

-маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

-рулевые образуют плоскость хвоста.

-покровные придают телу обтекаемую форму

 (ими одето туловище).

 Пуховое

 

- Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

 Пух

 

 - Пух –  пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Воздушные мешки наполнены воздухом. При подъеме в верхние слои атмосферы сила Архимеда уменьшается. При спуске объем воздушных мешков уменьшается, а значит, уменьшается сила Архимеда.



Смотрят видио

Виды и формы контроля

Лабораторная работа



Класс

7

Номер урока

12

Тема урока


Отряды Грызуны и Зайцеобразные. Важнейшие породы домашних млекопитающих.

Цель: познакомить учащихся с основными признаками и представителями отрядов Грызунов и зайцеобразных; выяснить задачи Кролиководства, сравнить основные породы кроликов.

Виды деятельности

Составление таблицы

Планируемые результаты

Предметные: знать основные породы домашних животных, уметь называть приемы выращивания домашних животных и описывать уход за ними.

Метапредметные:

Познавательные: сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы на экскурсии.

Коммуникативные

уметь слушать и отвечать на вопросы.

Личностные:

формирование бережного отношения к животным.

Актуальная тематика для региона

В Тюменской области имеется крупнейший в России агропромышленный кролиководческий комплекс « Рощинское».

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрирует слайд ы с описанием пород кроликов


В Тюменской области имеется крупнейший в России агропромышленный кролиководческий комплекс « Рощинское».

Мясо кролика – экологически чистый диетический продукт. Крольчатина относится к так называемому белому мясу. Количество белка в ней выше, чем в баранине, говядине, свинине и телятине. Питательные достоинства продукта и особенности его применения выгодно отличаются от других видов мяса. В любой сезон года свежая, сразу после убоя животного, охлажденная крольчатина имеет большую диетическую значимость. Целью разведения кроликов является получение мяса, меха и пуха. Мех отличается хорошей носкостью, разнообразием окраса и дешевизной. В мире насчитывается более 200 пород . В нашей стране из-за климатических условий доступно содержание только 20 из них. Выделяют следующие породы:

  1. Декоративные.

  2. Мясные.

  3. Пуховые.

  4. Меховые:

  • с нормальной шерстью;

  • длинношерстные.

По слайдам дети заполняют таблицу: Сравнительная характеристика основных пород кроликов

Слайд (для учителя)

Название породы

Отличительные черты

Размер, вес

Количество детенышей

Цель разведения

Бельгийский Фландр

Отличается крупной массивной головой и длинными широкими ушами. Туловище вытянутое, уши стоят вертикально. Длина ушей до 25 сантиметров, по краям видна чёрная кайма. Голова большая с характерными округлыми щеками. Грудь широкая, обхватом 35-45 сантиметров. Спина между лопатками и бёдрами имеет вогнутую форму. Тело покрыто густой и длинной шерстью (до 3,5 см). Окрас тёмно-серый, чёрный, голубой или серебристый, белый, песочный, серо-рыжий. Животное спокойное и умное, не отличающееся агрессивностью к представителям своего вида и человеку.

Длина взрослой особи до 65 сантиметров.

Вес от 6 до 10 и больше килограмм.

Самка рожает 8-15 малышей.

Мясо и шкура

Белый Великан

Типичный альбинос с красноватыми глазами и снежно-белой шерстью. Голова округлая с относительно небольшими прямыми ушами (до 16 см). Грудная клетка широкая, обхватом 37-40 сантиметров. Конечности длинные, широко поставленные. Шерсть очень густая с плотным подшёрстком. Порода плохо переносит содержание в тесных клетках.

Длина тела 60 сантиметров. Средний вес взрослой особи 5-6 килограмм.

У самки рождается 7-9 малышей.

Выращивается в основном ради шкурок.

Калифорнийский кроль

Взрослые особи отличаются небольшой головой и относительно коротким телом. Уши короткие (до 11 см), стоят вертикально. Нос с выраженной горбинкой. Глаза красного цвета. Конечности короткие. Мех густой и недлинный. Окрас белый. Нос, уши, лапы и хвост коричневого или чёрного цвета. Набирают вес до пятимесячного возраста. Породу отличает устойчивость к низким и высоким температурам. Разводят как в северных регионах, так и в засушливых степях.

Средний вес от 4 до 5 килограмм.

Самки рожают в среднем 8 малышей за один окрол.

Мясная порода

Советская шиншилла

У взрослых особей тело компактное с закруглённой спиной. Голова средних размеров с прямостоячими ушами. Грудная клетка широкая, охватом 37-44 сантиметра. Конечности крепкие, прямые. Мех густой с плотным подшёрстком. Окрас тёмно-серый с голубым оттенком. Мех на внутренней стороне ног и животе более светлый. Характерная особенность неравномерный цвет каждого остевого волоска (наблюдается переход от тёмно-серого оттенка внизу до серебристо-белого вверху). Направляющие волосы на концах чёрные. В целом мех имеет муаровый окрас, переливающийся на свету. Порода скороспелая и выносливая, не боящаяся холодов.

Туловище достигает в длину от 67 до 70 сантиметров. Средний вес 4-5 килограмм.

Самки приносят от 8 и более малышей за окрол.

Мясная порода

Черно-бурый кроль

Голова массивная с длинными широкими ушами (до 18 сантиметров длиной). Грудная клетка широкая, охватом 37 сантиметров. Тело длиной до 61 сантиметра. Конечности длинные толстые. Мех пушистый, с густыми характерного чёрно-бурого окраса волосами. Пух голубоватый. Голова и спинка чёрного цвета. Бока зверька окрашены неравномерно..

Средний вес взрослой особи от 5 до 7 килограмм.

Самки приносят по 8 и больше малышей за окрол.

Порода ценна оригинальным окрасом шкурок


Виды и формы контроля

Заполнение таблицы

Домашнее задание

Подготовить доклад о животных отрядов Грызуны или Зайцеобразные обитающих в нашей местности.





Класс

7

Номер урока

17

Тема урока


Биоценоз

Цель : в процессе экскурсии познакомить учащихся с различными биоценозами находящимися на территории села Уват, научить составлять цепи питания на основе местных видов растений и животных.

Виды деятельности

Экскурсия по селу Уват

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия: «цепи питания», «энергетическая пирамида», «экологическая ниша», «продуценты», «консументы», «редуценты».

Метапредметные:

Познавательные: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные:

уметь слушать экскурсовода и задавать вопросы.

Личностные:

формирование бережного отношения к природе.

Интеграция предметов

Интегрированный урок с географией - закономерности географической оболочки.

Актуальная тематика для региона

На территории села Уват находится несколько различных биоценозов: сосновый бор, лиственный парк, луг, болото, водоем, река, лес.

Фрагмент этапа урока с учетом актуальной тематики для региона


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Маршрут экскурсии:

    1. Центральный парк (сосновый бор)

    2. Берег Иртыша

    3. Водоем около школы.


План проведения экскурсии:

  1. Инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсии по биологии.

  2. Повторение знаний по географии. Важнейшие закономерности географической оболочки Земли.

Вы уже знаете, что все взятые вместе природные комплексы, покрывающие сплошь земную поверхность, составляют географическую оболочку — природную среду, в которой живет и развивается человеческое общество. Человечество составляет небольшую часть географической оболочки, но оказывает огромное влияние на ее развитие, часто отрицательное. Чтобы сохранить среду своего обитания, необходимо рационально и бережно относиться к ней. А для этого надо хорошо знать свойства и закономерности развития географической оболочки.

К важнейшим общим закономерностям географической оболочки относят ее целостность, ритмичность и зональность.

Целостность географической оболочки — это взаимосвязь и взаимозависимость ее компонентов. Она обусловливается непрерывным круговоротом и обменом веществ и энергии. Доказательством целостности географической оболочки служит тот простой факт, что изменение хотя бы одного компонента неизбежно влечет за собой изменение других.

Ритмичность — характерная живой и неживой природе. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает суточные ритмы. Для каждого крупного природного комплекса создается характерный суточный ход температуры, влажности, деятельности растений и животных и т. У разных животных выработана разная ритмика. Одни животные проявляют активность при дневном свете, другие (например, летучие мыши, совы) — ночью. Жизнь человека также протекает в суточном ритме: активность днем, отдых ночью. Обращение Земли вокруг Солнца вызывает годовые (сезонные) ритмы природных процессов. Годовая ритмика хорошо видна в годовом ходе температур, в смене ветров (муссоны), осадков, режиме рек, почвообразовании, в жизни растений и животных. (Приведите примеры.) Сезонная ритмика в разных широтах различна. Значение ритмов особенно велико для жизни растений и животных. Климат и все внешние процессы (выветривание, почвообразование и т. д.) и их результаты подчинены закону географической зональности, которая проявляется по-разному на суше и в океане, на равнинах и в горах, во внутриматериковых и в приокеанических частях. Это объясняется тем, что на природные условия влияют не только зональные факторы, но и незональные: рельеф, очертания материков или океанов и др.

  1. Знакомство с понятием «Биоценоз» . привести примеры биоценозов в нашей местности.

  2. Ярусность в биоценозах на примерах биоценозов.

  3. Пищевые цепи в биоценозах. Понятия продуценты, консументы, редуценты.

 


Слушают учителя , отвечают на вопросы, записывают ответы на вопросы в блокнот.


Виды и формы контроля

Беседа, отчет об экскурсии




Домашнее задание

Отчет об экскурсии- Заполнить таблицу:

Характеристики биоценозов

Центральный парк

Берег Иртыша

Р. Иртыш

водоем

биоценоз

Сосновый бор

луг

река

пруд

ярусность





продуценты





консументы





редуценты









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!