СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллект-карты "Творчество М.А.Булгакова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект-карты, которые помогут эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.  

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карты "Творчество М.А.Булгакова"»

20-е годы в творчестве М. А. Булгакова 1922 год «Похождения Чичикова», «Красная корона» 1923 год «Дьяволиада», «Налёт» 1924 год «Ханский огонь», «Роковые яйца» 1923-1924 гг. 1925г. (январь-март) «Белая гвардия» 1926 год Повесть «Собачье сердце», сборник прозы «Дьяволиада» «Я убил» 1927 год «Морфий» 1926-1927гг. «Записки юного врача» 5 октября 1926 года Конец 20-х годов Премьера пьесы «Дни Турбиных», на которой присутствовал «персональный зритель» Начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита»

20-е годы в творчестве М. А. Булгакова

1922 год

«Похождения Чичикова», «Красная корона»

1923 год

«Дьяволиада», «Налёт»

1924 год

«Ханский огонь», «Роковые яйца»

1923-1924 гг.

1925г. (январь-март)

«Белая гвардия»

1926 год

Повесть «Собачье сердце»,

сборник прозы «Дьяволиада»

«Я убил»

1927 год

«Морфий»

1926-1927гг.

«Записки юного врача»

5 октября 1926 года

Конец 20-х годов

Премьера пьесы «Дни Турбиных», на которой присутствовал «персональный зритель»

Начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита»

30-е годы в творчестве М. А. Булгакова 1930 год Пьеса «Кабала святош», поставленная МХАТом в 1936 году, но снятая со сцены после шести спектаклей 1931 год Ленинградский Красный театр заказал пьесу о войне «Адам и Ева», но отказался от неё. Написана, но не поставлена пьеса «Блаженство» 1932 год По просьбе Театра сатиры переработана пьеса «Блаженство» в пьесу«Иван Васильевич», поставлена не была 1935 год Пьеса «Последние дни (Пушкин)» 1938 год Пьеса «Дон Кихот», киносценарии «Мёртвых душ», «Ревизора», оперные либретто. Всё это не было поставлено на сцене 1929-1935 гг. М. А. Булгаков работает во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента

30-е годы в творчестве М. А. Булгакова

1930 год

Пьеса «Кабала святош», поставленная МХАТом в 1936 году, но снятая со сцены после шести спектаклей

1931 год

Ленинградский Красный театр заказал пьесу о войне «Адам и Ева», но отказался от неё. Написана, но не поставлена пьеса «Блаженство»

1932 год

По просьбе Театра сатиры переработана пьеса «Блаженство» в пьесу«Иван Васильевич», поставлена не была

1935 год

Пьеса «Последние дни (Пушкин)»

1938 год

Пьеса «Дон Кихот», киносценарии «Мёртвых душ», «Ревизора», оперные либретто. Всё это не было поставлено на сцене

1929-1935 гг.

М. А. Булгаков работает во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента

Наиболее значительные произведения  М. А. Булгакова 30-х годов Название произведения Создано «Жизнь господина де Мольера» Опубликовано 1933 г. «Театральный роман» 1936-1937гг. 1962 г. «Мастер и Маргарита» 1965 г. Конец 20-х годов – начало 1940 г. 1966-1967гг.

Наиболее значительные произведения М. А. Булгакова 30-х годов

Название произведения

Создано

«Жизнь господина де Мольера»

Опубликовано

1933 г.

«Театральный роман»

1936-1937гг.

1962 г.

«Мастер и Маргарита»

1965 г.

Конец 20-х годов – начало 1940 г.

1966-1967гг.

Особенности мировоззрения писателя .  Его художественные и нравственные принципы  М. А. Булгаков «Старая» культура (мир многомерный, многоцветный, разнообразный) «Новая» культура («классовая психоидеология»,  мир двуцветный ( чёрно-белый), однообразный (только «свои» хорошие), одномерныый) пропасть неприятие «новой» культуры  ни в каком варианте Вывод: она воздействовать на него не могла особый взгляд на литературу, мир

Особенности мировоззрения писателя .

Его художественные и нравственные принципы

М. А. Булгаков

«Старая» культура

(мир многомерный,

многоцветный,

разнообразный)

«Новая» культура

(«классовая психоидеология»,

мир двуцветный

( чёрно-белый),

однообразный

(только «свои» хорошие), одномерныый)

пропасть

неприятие

«новой» культуры

ни в каком варианте

Вывод:

она воздействовать на него не могла

особый взгляд на литературу, мир

Особенности мировоззрения писателя .  Его художественные и нравственные принципы  М. А. Булгаков «Старая» культура - происхождение, - образование (гимназия, университет), - воспитание Новая эпоха  классовый подход,  страшное бескультурие, - не система образования, а ликбезы   свой стиль : -язвительная усмешка, -чёрные мистические краски, -необыкновенное изумление перед красотой мира национальный кризис «Я мистический писатель» (М. Булгаков) «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита» Вывод: произведения М. А. Булгакова – антиутопии, предостережение. «Появился писатель, не радящийся даже в попутнические цвета» (А. Авербах, председатель РАПа)

Особенности мировоззрения писателя .

Его художественные и нравственные принципы

М. А. Булгаков

«Старая» культура

- происхождение,

- образование

(гимназия, университет),

- воспитание

Новая эпоха

  • классовый подход,
  • страшное бескультурие,

- не система образования, а ликбезы

свой стиль :

-язвительная усмешка,

-чёрные мистические краски,

-необыкновенное изумление перед красотой мира

национальный кризис

«Я мистический писатель» (М. Булгаков)

«Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»

Вывод:

произведения М. А. Булгакова – антиутопии, предостережение.

«Появился писатель, не радящийся даже в попутнические цвета»

(А. Авербах, председатель РАПа)

Особенности мировоззрения писателя  Его художественные и нравственные принципы  Великая эволюция М. А. Булгаков Революция Попытка уничтожения личности писателя высокая культура +разум + нравственность, интеллектуально и духовно богатая жизнь  оппозиция к революции, явный её противник «утопия у власти» в отсталой стране мировосприятие антиутопическое, ощущение избранности (призванности высшей силой) сложные взаимоотношения с режиссёрами театра и критикой порождение «галлюцинаций, мешающих людям заниматься своим делом страшные черты советского народа, перешедшие из старого мира и расцветшие в новом террор сатирическое изображение уродств советского быта ядовито-саркастический язык произведений  не иллюзорный, а реальный мир

Особенности мировоззрения писателя

Его художественные и нравственные принципы

Великая эволюция

М. А. Булгаков

Революция

Попытка уничтожения личности писателя

высокая культура +разум + нравственность, интеллектуально и духовно богатая жизнь

оппозиция к революции, явный её противник

«утопия у власти» в отсталой стране

мировосприятие антиутопическое, ощущение избранности (призванности высшей силой)

сложные взаимоотношения с режиссёрами театра и критикой

порождение «галлюцинаций, мешающих людям заниматься своим делом

страшные черты советского народа, перешедшие из старого мира и расцветшие в новом

террор

сатирическое изображение уродств советского быта

ядовито-саркастический язык произведений

не иллюзорный, а реальный мир

 Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»   Композиционно роман образуют три причудливо сплетённые между собой сюжетные линии I I – изображение жизни литературных и других кругов жизни Москвы 30-х годов ХХ столетия II – история создания Мастером романа о древнем Ершалаиме и история любви Мастера и Маргариты II III III – изображение последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри роман в романе в романе о Мастере есть ещё одно сочинение - роман самого Мастера о Пилате

Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Композиционно роман образуют

три причудливо сплетённые между собой сюжетные линии

I

Iизображение жизни литературных и других кругов жизни Москвы 30-х годов ХХ столетия

IIистория создания Мастером романа о древнем Ершалаиме и история любви Мастера и Маргариты

II

III

IIIизображение последних дней

жизни Иешуа Га-Ноцри

роман в романе

в романе о Мастере есть ещё одно сочинение - роман самого Мастера о Пилате

Композиция романа Многоплановая современность мифология фантастика Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, исторические прототипы, временные рамки событий ) Принцип зеркального отражения («роман в романе » Система сюжетных двойников Пейзаж (образы-символы )

Композиция романа

Многоплановая

  • современность
  • мифология
  • фантастика

Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, исторические прототипы, временные рамки событий )

Принцип зеркального отражения («роман в романе »

Система сюжетных двойников

Пейзаж

(образы-символы )

Время и пространство в романе Хронотоп романа - «закономерная связь пространственно-временных координат» (А.А. Ухтомский) Реальное Москва 20-30-е годы ХХ века Библейское (мифологическое) Ершалаим 1 г.н.э. Фантастическое (перемещение во времени и пространстве, Воланд и его свита)

Время и пространство в романе

Хронотоп романа - «закономерная связь пространственно-временных координат» (А.А. Ухтомский)

Реальное

Москва

20-30-е годы

ХХ века

Библейское

(мифологическое)

Ершалаим

1 г.н.э.

Фантастическое

(перемещение во времени

и пространстве,

Воланд и его свита)

Три временных пласта

  • Три временных пласта
  • Три временных пласта

Три уровня реальности

прошлое

настоящее

вечное

  • вечное
  • вечное

Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита

Теория «трех миров» (троемирие) заимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.

  • Теория «трех миров» (троемирие) заимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.

Зеркальное отражение

  • Зеркальное отражение

Ершалаим - Москва

Иешуа Га-Ноцри - Мастер

Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…)

  • Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…)

Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.

  • Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.

Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч

Левий Матвей - Иван Николаевич Понырев

Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч хотел получить и получил комнаты Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.

  • Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч хотел получить и получил комнаты Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.

Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев - антирелигиозным поэтом.

  • Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев - антирелигиозным поэтом.

Толпа в мире античном и современном

Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане Грибоедова и бала у Сатаны.

  • Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане Грибоедова и бала у Сатаны.

Каифа - Берлиоз

Антагонистом Иешуа в романе Мастера является исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа, а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.

  • Антагонистом Иешуа в романе Мастера является исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа, а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.

Дом Грибоедова - бал у Сатаны

Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.

  • Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
Библейские образы  Иешуа Га-Ноцри Сатира в романе Воланд и его свита Сюжетная организация романа И Тема свободы творчества  Тема любви ------  Вечность М и М В 12

Библейские образы

Иешуа Га-Ноцри

Сатира в романе

Воланд и его свита

Сюжетная организация романа

И

Тема свободы творчества

Тема любви

------

Вечность

М и М

В

12

Булгаковская Москва Государственная политика социальная культурная экономическая  «коммуналки»  32 заявления на комнату  Берлиоза  потеря нравственности  (рады смерти, лгут,  подкупают домоуправа) комитеты комиссии МАССОЛИТ литература по заказу единомыслие и  единогласие путёвки, отпуск,  квартиры, дачи… распределение благ,  льгот по рангу ресторан (воровство,  несвежие продукты) варьете ,буфет,  Аннушка, Н.И.Босой живут советские люди по-скотски «Напрасно ждать нравственности от человека, живущего в комнате, где чижики мрут от духоты.»  (М. А. Булгаков) культуры нет, рушатся нравственные основы, предложенные людям 2 тысячи лет назад раз люди таковы, то советские люди ради благ способны на всё Какой нравственности можно требовать от людей, если они живут по-скотски мир перевернулся: добро = зло

Булгаковская Москва

Государственная политика

социальная

культурная

экономическая

  • «коммуналки»
  • 32 заявления на комнату

Берлиоза

  • потеря нравственности

(рады смерти, лгут,

подкупают домоуправа)

  • комитеты
  • комиссии
  • МАССОЛИТ
  • литература по заказу
  • единомыслие и

единогласие

  • путёвки, отпуск,

квартиры, дачи…

  • распределение благ,

льгот по рангу

  • ресторан (воровство,

несвежие продукты)

  • варьете ,буфет,

Аннушка, Н.И.Босой

живут советские люди

по-скотски

«Напрасно ждать нравственности от человека, живущего в комнате, где чижики мрут от духоты.»

(М. А. Булгаков)

культуры нет, рушатся нравственные основы, предложенные людям 2 тысячи лет назад

раз люди таковы, то советские люди ради благ способны на всё

Какой нравственности можно требовать от людей, если они живут по-скотски

мир перевернулся:

добро = зло

В О Л А Н Д Булгаковская Москва действующее лицо романа испытание деньгами испытание верой советские граждане – подлецы, прохвосты, плуты, мошенники, наушники, глупцы, бездари,фанатики испытание вещами испытание верностью испытание на честность но милосердие иногда посещает их сердца, не совсем ещё нелюди 13

В

О

Л

А

Н

Д

Булгаковская Москва

действующее лицо романа

испытание деньгами

испытание верой

советские граждане – подлецы, прохвосты, плуты, мошенники, наушники, глупцы, бездари,фанатики

испытание вещами

испытание верностью

испытание на честность

но

милосердие иногда посещает их сердца, не совсем ещё нелюди

13

Алоизий критик Латунский Мастер и Маргарита Советская действительность страх но Мастер дом, любовь Маргарита покой, счастье роман Мастера о Понтии Пилате 14

Алоизий

критик Латунский

Мастер и Маргарита

Советская действительность

страх

но

Мастер

дом, любовь

Маргарита

покой, счастье

роман Мастера о Понтии Пилате

14

Мастер вера в свой труд внутренняя свобода любовь и верность Маргарите но «заболев», заслужил только покой 15

Мастер

  • вера в свой труд
  • внутренняя свобода
  • любовь и верность Маргарите

но «заболев», заслужил только покой

15

М А СТЕР   человек, превосходно знающий своё ремесло Мастер человек, достигший высокого искусства в своем деле терпимость открытость безграничная доброта строг зол («…глаза его вспыхнули  злобой»); бывает гневен  («…прорычал гость») замкнут («…схожусь с  людьми туго») недоверчив, подозрителен  «Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам (а следовательно, знатока евангельских сюжетов)  (Словарь В. И. Даля) вера в свой труд внутренняя свобода любовь и верность  Маргарите независим (внутренне, интеллектуально и духовно) но нет общего языка с окружающей действительностью но  «заболев», заслужил только покой 16

М

А

СТЕР

  человек, превосходно знающий своё ремесло

Мастер

человек, достигший высокого искусства в своем деле

  • терпимость
  • открытость
  • безграничная доброта
  • строг
  • зол («…глаза его вспыхнули

злобой»); бывает гневен

(«…прорычал гость»)

  • замкнут («…схожусь с

людьми туго»)

  • недоверчив, подозрителен

«Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам (а следовательно, знатока евангельских сюжетов)

(Словарь В. И. Даля)

  • вера в свой труд
  • внутренняя свобода
  • любовь и верность

Маргарите

независим (внутренне, интеллектуально и духовно)

но

нет общего языка с окружающей действительностью

но

«заболев», заслужил только покой

16

Тема любви Маргарита (любовь) и Мастер (творчество) свобода чувства  сломлен статьи,  духовно аресты отказывается писать, творить ( добровольно-принудительный выбор)  разлука, безвестность сделка с дьяволом, отказ от веры в справедливость на земле ( добровольно- принудительный выбор) свобода слова и мысли Между ними общество, государство, которое не может запретить Мастеру думать и творить так, как ему хочется, а Маргарите чувствовать не всегда тотолитарное общество способно вызвать страх, паралич ума, несвободу мыслей; вседозволенность новой морали имеет власть над людьми, не над мыслями и настоящей любовью Маргариты не над мыслью и словом Мастера но

Тема любви

Маргарита (любовь)

и

Мастер (творчество)

свобода чувства

сломлен статьи,

духовно аресты

отказывается писать, творить

( добровольно-принудительный выбор)

разлука, безвестность

сделка с дьяволом, отказ от веры в справедливость на земле ( добровольно-

принудительный выбор)

свобода слова и мысли

Между ними общество, государство, которое не может запретить Мастеру думать и творить так, как ему хочется, а Маргарите чувствовать

не всегда тотолитарное общество способно вызвать страх, паралич ума, несвободу мыслей; вседозволенность новой морали имеет власть над людьми,

не над мыслями и настоящей любовью Маргариты

не над мыслью и словом Мастера

но

Философское учение П. Флоренского о троичности бытия Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тройственная структура романа Три основных плана произведения Реальный Фантастический Исторический Три пространственные зоны Ершалаимский мир Потусторонний мир Московский мир Царство Тьмы Царство Покоя Область Света 18

Философское учение П. Флоренского о троичности бытия

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тройственная структура романа

Три основных плана произведения

Реальный

Фантастический

Исторический

Три пространственные зоны

Ершалаимский мир

Потусторонний мир

Московский мир

Царство Тьмы

Царство Покоя

Область Света

18

19

19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!