20-е годы в творчестве М. А. Булгакова
1922 год
«Похождения Чичикова», «Красная корона»
1923 год
«Дьяволиада», «Налёт»
1924 год
«Ханский огонь», «Роковые яйца»
1923-1924 гг.
1925г. (январь-март)
«Белая гвардия»
1926 год
Повесть «Собачье сердце»,
сборник прозы «Дьяволиада»
«Я убил»
1927 год
«Морфий»
1926-1927гг.
«Записки юного врача»
5 октября 1926 года
Конец 20-х годов
Премьера пьесы «Дни Турбиных», на которой присутствовал «персональный зритель»
Начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита»
30-е годы в творчестве М. А. Булгакова
1930 год
Пьеса «Кабала святош», поставленная МХАТом в 1936 году, но снятая со сцены после шести спектаклей
1931 год
Ленинградский Красный театр заказал пьесу о войне «Адам и Ева», но отказался от неё. Написана, но не поставлена пьеса «Блаженство»
1932 год
По просьбе Театра сатиры переработана пьеса «Блаженство» в пьесу«Иван Васильевич», поставлена не была
1935 год
Пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1938 год
Пьеса «Дон Кихот», киносценарии «Мёртвых душ», «Ревизора», оперные либретто. Всё это не было поставлено на сцене
1929-1935 гг.
М. А. Булгаков работает во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента
Наиболее значительные произведения М. А. Булгакова 30-х годов
Название произведения
Создано
«Жизнь господина де Мольера»
Опубликовано
1933 г.
«Театральный роман»
1936-1937гг.
1962 г.
«Мастер и Маргарита»
1965 г.
Конец 20-х годов – начало 1940 г.
1966-1967гг.
Особенности мировоззрения писателя .
Его художественные и нравственные принципы
М. А. Булгаков
«Старая» культура
(мир многомерный,
многоцветный,
разнообразный)
«Новая» культура
(«классовая психоидеология»,
мир двуцветный
( чёрно-белый),
однообразный
(только «свои» хорошие), одномерныый)
пропасть
неприятие
«новой» культуры
ни в каком варианте
Вывод:
она воздействовать на него не могла
особый взгляд на литературу, мир
Особенности мировоззрения писателя .
Его художественные и нравственные принципы
М. А. Булгаков
«Старая» культура
- происхождение,
- образование
(гимназия, университет),
- воспитание
Новая эпоха
- классовый подход,
- страшное бескультурие,
- не система образования, а ликбезы
свой стиль :
-язвительная усмешка,
-чёрные мистические краски,
-необыкновенное изумление перед красотой мира
национальный кризис
«Я мистический писатель» (М. Булгаков)
«Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
Вывод:
произведения М. А. Булгакова – антиутопии, предостережение.
«Появился писатель, не радящийся даже в попутнические цвета»
(А. Авербах, председатель РАПа)
Особенности мировоззрения писателя
Его художественные и нравственные принципы
Великая эволюция
М. А. Булгаков
Революция
Попытка уничтожения личности писателя
высокая культура +разум + нравственность, интеллектуально и духовно богатая жизнь
оппозиция к революции, явный её противник
«утопия у власти» в отсталой стране
мировосприятие антиутопическое, ощущение избранности (призванности высшей силой)
сложные взаимоотношения с режиссёрами театра и критикой
порождение «галлюцинаций, мешающих людям заниматься своим делом
страшные черты советского народа, перешедшие из старого мира и расцветшие в новом
террор
сатирическое изображение уродств советского быта
ядовито-саркастический язык произведений
не иллюзорный, а реальный мир
Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Композиционно роман образуют
три причудливо сплетённые между собой сюжетные линии
I
I – изображение жизни литературных и других кругов жизни Москвы 30-х годов ХХ столетия
II – история создания Мастером романа о древнем Ершалаиме и история любви Мастера и Маргариты
II
III
III – изображение последних дней
жизни Иешуа Га-Ноцри
роман в романе
в романе о Мастере есть ещё одно сочинение - роман самого Мастера о Пилате
Композиция романа
Многоплановая
- современность
- мифология
- фантастика
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, исторические прототипы, временные рамки событий )
Принцип зеркального отражения («роман в романе »
Система сюжетных двойников
Пейзаж
(образы-символы )
Время и пространство в романе
Хронотоп романа - «закономерная связь пространственно-временных координат» (А.А. Ухтомский)
Реальное
Москва
20-30-е годы
ХХ века
Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1 г.н.э.
Фантастическое
(перемещение во времени
и пространстве,
Воланд и его свита)
Три временных пласта
- Три временных пласта
- Три временных пласта
Три уровня реальности
прошлое
настоящее
вечное
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита
Теория «трех миров» (троемирие) заимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.
- Теория «трех миров» (троемирие) заимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.
Зеркальное отражение
Ершалаим - Москва
Иешуа Га-Ноцри - Мастер
Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…)
- Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…)
Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
- Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч
Левий Матвей - Иван Николаевич Понырев
Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч хотел получить и получил комнаты Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
- Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч хотел получить и получил комнаты Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев - антирелигиозным поэтом.
- Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев - антирелигиозным поэтом.
Толпа в мире античном и современном
Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане Грибоедова и бала у Сатаны.
- Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане Грибоедова и бала у Сатаны.
Каифа - Берлиоз
Антагонистом Иешуа в романе Мастера является исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа, а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
- Антагонистом Иешуа в романе Мастера является исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа, а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
Дом Грибоедова - бал у Сатаны
Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
- Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
Библейские образы
Иешуа Га-Ноцри
Сатира в романе
Воланд и его свита
Сюжетная организация романа
И
Тема свободы творчества
Тема любви
------
Вечность
М и М
В
12
Булгаковская Москва
Государственная политика
социальная
культурная
экономическая
- «коммуналки»
- 32 заявления на комнату
Берлиоза
(рады смерти, лгут,
подкупают домоуправа)
- комитеты
- комиссии
- МАССОЛИТ
- литература по заказу
- единомыслие и
единогласие
квартиры, дачи…
льгот по рангу
несвежие продукты)
Аннушка, Н.И.Босой
живут советские люди
по-скотски
«Напрасно ждать нравственности от человека, живущего в комнате, где чижики мрут от духоты.»
(М. А. Булгаков)
культуры нет, рушатся нравственные основы, предложенные людям 2 тысячи лет назад
раз люди таковы, то советские люди ради благ способны на всё
Какой нравственности можно требовать от людей, если они живут по-скотски
мир перевернулся:
добро = зло
В
О
Л
А
Н
Д
Булгаковская Москва
действующее лицо романа
испытание деньгами
испытание верой
советские граждане – подлецы, прохвосты, плуты, мошенники, наушники, глупцы, бездари,фанатики
испытание вещами
испытание верностью
испытание на честность
но
милосердие иногда посещает их сердца, не совсем ещё нелюди
13
Алоизий
критик Латунский
Мастер и Маргарита
Советская действительность
страх
но
Мастер
дом, любовь
Маргарита
покой, счастье
роман Мастера о Понтии Пилате
14
Мастер
- любовь и верность Маргарите
но «заболев», заслужил только покой
15
М
А
СТЕР
человек, превосходно знающий своё ремесло
Мастер
человек, достигший высокого искусства в своем деле
- терпимость
- открытость
- безграничная доброта
- строг
- зол («…глаза его вспыхнули
злобой»); бывает гневен
(«…прорычал гость»)
людьми туго»)
«Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам (а следовательно, знатока евангельских сюжетов)
(Словарь В. И. Даля)
- вера в свой труд
- внутренняя свобода
- любовь и верность
Маргарите
независим (внутренне, интеллектуально и духовно)
но
нет общего языка с окружающей действительностью
но
«заболев», заслужил только покой
16
Тема любви
Маргарита (любовь)
и
Мастер (творчество)
свобода чувства
сломлен статьи,
духовно аресты
отказывается писать, творить
( добровольно-принудительный выбор)
разлука, безвестность
сделка с дьяволом, отказ от веры в справедливость на земле ( добровольно-
принудительный выбор)
свобода слова и мысли
Между ними общество, государство, которое не может запретить Мастеру думать и творить так, как ему хочется, а Маргарите чувствовать
не всегда тотолитарное общество способно вызвать страх, паралич ума, несвободу мыслей; вседозволенность новой морали имеет власть над людьми,
не над мыслями и настоящей любовью Маргариты
не над мыслью и словом Мастера
но
Философское учение П. Флоренского о троичности бытия
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тройственная структура романа
Три основных плана произведения
Реальный
Фантастический
Исторический
Три пространственные зоны
Ершалаимский мир
Потусторонний мир
Московский мир
Царство Тьмы
Царство Покоя
Область Света
18
19