В данной разработке представлен материал, который может быть использован как урок по теме «Природа», по курсу А.А. Плешакова «Окружающий мир» во 2 классе, либо внеклассное мероприятие по данному предмету. Интеллектуальная игра развивает любознательность, интерес к изучению окружающего мира, воспитывает любовь и бережное отношение к животным.
Интеллектуальная игра "Эти забавные животные"
для учащихся 2 класса
МБОУ «Бородинская сош»
учитель начальных классов
Смирнова Наталья Михайловна
Цель: привлечь внимание детей к наблюдению за животными, формировать умение видеть необычное в привычном.
Задачи:
1. Предметные: развивать познавательный интерес к природе, к животным, развивать умение видеть необычное в привычном.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД: развивать творческое мышление; расширить кругозор учащихся;
б) коммуникативные УУД :формировать умение работать в группе; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД: учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
3. Личностные: формировать чувство товарищества, уважения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в наблюдений за живой природой; вызывать чувство удивления и восхищения.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, операционная среда – Windows XP, Microsoft Power Point; карточки с заданием для каждой группы.
Ход занятия.
І. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, любите ли вы наблюдать? Что чаще всего становится объектом вашего наблюдения? (Предполагаемые ответы детей: домашние животные, растения, машины и т.д.)
- Сегодня мы поиграем в игру « Эти забавные животные». Узнаем много нового и интересного о них.
На протяжении многих столетий человек наблюдал за жизнью животных, пытался разгадать их секреты и тайны. Хотел лучше узнать их образ жизни и никогда не переставал удивляться. Для игры мы должны разделиться на группы, придумать название своей команде. (На подготовку отводится 1-2 минуты)
Заработанные вами баллы будут записываться в таблицу на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По окончании игры подведём итоги.
Название тура | 1группа | 2 группа | 3 группа |
1. Блиц - турнир | | | |
2. Загадки | | | |
3. Знаешь ли ты? | | | |
4. Кроссворд | | | |
5. Пословицы и поговорки | | | |
6.Самые, самые, самые. | | | |
7. Фантастическое животное | | | |
Итог. | | | |
- Желаю командам успеха. Помните, что успеху способствует уважение и сотрудничество между членами команды. Команды готовы? Начинаем.
ІІ. Основная часть
1 тур «Блиц-турнир». Задаются вопросы каждой команде по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Что делает зимой еж? (спит)
- Кто был летом серый, а зимой становится белым? (белка)
- Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
- Какая птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)
- Какое дерево, как береза дает сладкий сок? (клен)
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (березу)
- Какое дерево цветет весной первым? (ольха)
- Из какого дерева делают пианино? (из ели)
2 тур «Загадки». (1 балл за правильный ответ)
1.Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (Еж)
2.Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
3.В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу -
Так похожа на трубу! (Слон)
И видит далеко. (Жираф)
4.Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. (Собака)
5.Ежик вырос в десять раз,
Получился ... (Дикобраз)
6.Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
7.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
8.Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
9.Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (Черепаха)
10.И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они - морские ... (Свинки)
11.Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
12.Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
3 тур «Кроссворд». Кто быстрее разгадает кроссворд. (5 баллов.)
4 тур. «Кто как разговаривает?» По одному вопросу каждой команды: отгадай, как «разговаривают» разные птицы и животные. ( 1 балл за правильный ответ)
1. Лиса: 4. Перепелка:
а) лает; а) квохчет;
б) воет; б) токует;
в) пищит. в) поет.
2. Олень: 5. Косуля:
а) мычит; а) пыхтит и сопит;
б) трубит; б) вопит;
в) урчит. в) косит.
3. Филин: 6. Кабан:
а) охает; а) хрюкает;
б) ахает; б) ревет;
в) ухает. в) скрежещет зубами.
5 тур «Пословицы и поговорки». Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками, надо их закончить. (2 балла)
- Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел).
- Два медведя в одной берлоге … (не уживаются).
- Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет).
- Волка ноги … (кормят).
- Не учи орла летать, а соловья … (петь).
- Здоровое дерево дятел … (не долбит).
6 тур «Самые, самые, самые..». (3 балла) Назовите самое большое животное. (Синий кит длина 33м, масса 150 тонн)
Самое большое наземное животное. (африканский слон масса до 12 тонн)
Самое маленькое млекопитающее. (землеройка малютка масса 5 гр.)
Самое высокое животное. (жираф 5,5 м масса 900кг)
Самая маленькая птица (колибри масса 2грамма)
Самая большая змея (анаконда 11м 37см)
Самое быстрое животное гепард (110-120 км/час)
Самое быстрое насекомое (стрекоза)
Самое ленивое животное (ленивец)
7 тур «Фантастическое животное». Вам предстоит нарисовать удивительное, никогда не виданное ранее животное, которое может получиться, если скрестить…. А вот кого с кем надо скрещивать решит жеребьевка. Каждой команде предстоит вытянуть по два листочка, на которых написаны названия уже известных видов зверей, нарисовать свое животное и дать ему название. (3 балла)
1. Зебра. 2. Слон. 3.Жираф. 4. попугай. 5. верблюд. 6. Павлин. 7. страус. 8. Олень. 9. Свинья. 10. кобра. 11. Лягушка. 12. Таракан.
Вот и подошла к завершению наша игра.
Подведение итогов. (Пока подсчитываются баллы для учащихся можно включить видеоролик о животном). Награждение победителей.
ІІІ. Рефлексия:
-Что интересного узнали?
- Какие вопросы или задания показались сложными? Почему?
- Захотелось ли вам быть более наблюдательными в окружающем нас мире, чтобы открыть новые тайны природы?
Используемая литература:
-Гайдина Л.И., КочергинаА.В. «Изучаем «Окружающий мир» с увлечением ». 1-4 классы. – М.: 5за знания, 2007г. (Методическая библиотека)
-Современная мультимедиа-энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год. (6CD-ROM)
-Интернет ресурсы
-Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2007 г.