СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по химии "Теория электролитической диссоциации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован для проведения тематического мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по химии "Теория электролитической диссоциации"»

Интеллектуальная игра по химии "Теория электролитической диссоциации"

Игра проводится с целью углубления знаний учащихся по химии, активизации познавательной деятельности, развития умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, закрепления умения и навыков в решении экспериментальных задач.

Задачей данной игры является проведение в занимательной форме смотра знаний школьников, проверка их теоретических знаний и практических умений.

В интеллектуальной игре принимают участие учащиеся 9-х классов общеобразовательных и инновационных учреждений города. Оценивают игру девятиклассники той школы, где проводится игра.

Каждое учебное заведение готовит команду в составе 8 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно “химичить”, учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским.

Регистрация участников начинается за 30 минут до начала игры. Команды получают индивидуальные маршрутные листы, в которых указаны станции игры. Все станции работают одновременно. После открытия игры и приветствия участников, каждый член команды идет на свою станцию. Время прибытия на станции 40-60 минут. За выполнение каждого задания команды получают определенное количество баллов.

 1. Станция “ВСЕЗНАЙКА” (капитанская)

Задание 1.

Прочитайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:

“Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”

Задание 2.

В конце XIX века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А.Кистяковский пришли к выводу, что, очевидно, ионы движутся не одни, а увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем больше количество воды ион может удержать вокруг себя, следовательно, он становится очень большим по диаметру.

Как называется явление, которое описали Каблуков и Кистяковский?

2. Станция “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА”

Задание: Решите задачи.

  1. Для подкормки комнатных растений применяют 0,2%-ный раствор натриевой селитры. Сколько нужно взять данного вещества (в кг) для приготовления 5 кг раствора?

  2. Для соления огурцов применяют 5%-й раствор поваренной соли. Сколько соли и воды (по массе) надо взять для приготовления 50 кг этого раствора?

  3. Для покрытия деталей слоем меди путем электролиза готовят раствор медного купороса – 60 г купороса растворяют в 1 л воды. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

  4. Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора?

  5. Для борьбы с заболеванием плодовых деревьев хлорозом используют 1%-й раствор железного купороса. Сколько нужно взять вещества для приготовления 50 кг 1%-го раствора?

  6. При варке мыла на мыловаренном заводе используется раствор гидроксида натрия – 60 кг щелочи на 100 л воды. Какова массовая доля раствора?

 3.Станция “НЕЗНАЙКИНЫ ВОПРОСЫ”

Тест.

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:

а) в воду;

б) в гидроксид меди (II);

в) в расплав хлорида калия;

г) в азот;

д) правильного ответа нет.

2. Какой вклад в химическую науку внес С.Аррениус?

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

б) выдвинул идею о гидратации ионов растворе;

в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

д) правильного ответа нет.

3. Что называется гидратацией?

а) процесс растворения веществ в воде;

б) реакция обмена, в которой участвует вода;

в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;

г) процесс распада воды на ионы;

д) правильного ответа нет.

4. Какие вещества называются электролитами?

а) вещества, проводящие электрический ток;

б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток;

в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

г) вещества, реагирующие с водой;

д) правильного ответа нет.

5. Какой вклад сделал Д.И.Менделеев в науку о растворах?

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

б) открыл химическую сущность процесса растворения;

в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

д) правильного ответа нет.

6. Какие вещества называются кристаллогидратами?

а) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода;

б) твердые вещества, растворимые в воде;

в) твердые вещества, реагирующие с водой;

г) твердые вещества. нерастворимые в воде;

д) правильного ответа нет.

7. Какие утверждения верны?

а) анионы движутся в растворе упорядоченно;

б) анион движется в растворе хаотично;

в) анионы заряжены отрицательно;

г) анионы заряжены положительно;

д) анионы не имеют заряда;

е) некоторые анионы окрашены;

ж) анионы всегда окрашены;

з) все анионы неядовитые;

и) некоторые анионы ядовиты.

8. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида – гидроксид-ионы?

а) основные соли;

б) средние соли;

в) кислоты;

г) щелочи;

д) правильного ответа нет.

9. Какие ионы не могут находиться в растворе одновременно?

а) Н+ и ОН-;

б) Ва2+ и ОН-;

в) Н+ и NO3-;

г) Na+ и SO42-;

д) правильного ответа нет.

10. Что обозначает выражение: “Степень диссоциации кислоты равна 25%”?

а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;

б) 25% всех молекул кислоты диссоциирует на ионы;

в) 25 всех частиц в растворе кислоты – молекулы;

г) 25% всех частиц в растворе кислоты – ионы;

д) правильного ответа нет.

11. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов?

а) CaCl2;

б) HCl;

в) Al2(SO4)3;

г) H2CO3;

д) правильного ответа нет.

12. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно?

а) HNO3 = H+ + NO3-;

б) HNO3 = H- + 3NO3+;

в) HNO3 = H- + NO+;

г) HNO3 = H+ + NO3-;

д) правильного ответа нет.

13. После добавления, какого вещества к воде в растворе можно обнаружить сульфат-ион?

а) Na2SO3;

б) BaSO4;

в) H2SO4;

г) H2S;

д) правильного ответа нет.

14. Растворы, каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

а) Fe(OH)3 и HCl;

б) Na2SO4 u HCl;

в) FeCl3 u AgNO3;

г) K2CO3 u HCl;

д) правильного ответа нет.

15. Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- = BaSO4 соответствует реакции между:

а) раствором Ba(OH)2 и раствором H2SO4;

б) раствором Ba(NO3)2 и раствором H2SO4;

в) BaCO3 u раствором H2SO4;

г) BaO и раствором Na2SO4;

д) правильного ответа нет.

Ответы.



1. В

6. А

11. Г

2. А

7. Б, В, Е, И

12. Г

3. В

8. Г

13. В

4. Б

9. А

14. В

5. Б

10. Б

15. Б

 4. Станция “ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ”

Вариант 1.

Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

Получите, используя выданные вам вещества:

1. Три осадка – голубой, белый и бурый (коричневый).

2. Газ без запаха.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант 2.

Даны реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, BaCl2, CuSO4, HCl.

Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

а) раствор раствор;

б) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант 3.

Даны реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин.

Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

а) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета;

б) раствор .

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

 5. Станция “ХУДОЖЕСТВЕННАЯ”

Задание: Нарисовать рисунок на тему: “Растворы в нашей жизни”.

 6. Станция “ТЕАТРАЛЬНАЯ”

Задание готовится дома.

Команда готовит приветствие, с которым выступают 3 участника. Приветствие должно отражать название команды, эмблему. Время выступления 2 минуты.

 По окончании игры участники собираются в актовом зале для подведения итогов. Награждаются команды, занявшие три призовых места. Поощрительные призы получают учащиеся, показавшие лучшие результаты на каждой станции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!