СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по роману а.с.пушкина «капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка усвоения материала по творчеству А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по роману а.с.пушкина «капитанская дочка»»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С.Пушкин - наш вечный спутник. А. Т. Твардовский

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

А.С.Пушкин - наш вечный спутник.

А. Т. Твардовский

«Приветствие  команд» Название Девиз Эмблема   Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.

«Приветствие команд»

  • Название
  • Девиз
  • Эмблема

Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.

« Разминка »  Соотнесите устаревшие слова с современными 1 группа: 2 группа ФОРТЕЦИЯ РАЗВЕДЧИК ОКАЗИЯ ХВАЛА ЧЕЛОБИТЬЕ БЕДЫ ИСПОЛАТЬ УКОРЯТЬ ОБИНЯКИ ПРОШЕНИЕ СУПОСТАТ СЛУЧАЙ ЛАЗУТЧИК НАМЕКИ ЖАЛОВАТЬ ВРАГ НАПАСТИ КРЕПОСТЬ ПЕНЯТЬ НАГРАЖДАТЬ

« Разминка »

Соотнесите устаревшие слова с современными

1 группа: 2 группа

ФОРТЕЦИЯ РАЗВЕДЧИК ОКАЗИЯ ХВАЛА

ЧЕЛОБИТЬЕ БЕДЫ ИСПОЛАТЬ УКОРЯТЬ

ОБИНЯКИ ПРОШЕНИЕ СУПОСТАТ СЛУЧАЙ

ЛАЗУТЧИК НАМЕКИ ЖАЛОВАТЬ ВРАГ

НАПАСТИ КРЕПОСТЬ ПЕНЯТЬ НАГРАЖДАТЬ

 ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ТОЛКОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ   ЦЕЛОВАЛЬНИК а) парикмахер б)продавец в) кавалер ИНВАЛИД а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья ГРОШ-ЭТО МОНЕТА ДОСТОИНСТВОМ В а) две копейки, б) одну копейку в)десять копеек СУЩЕСТВЕННОСТЬ а) суть, сущность б) действительность, явь, окружающий мир в) вещество, материал

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ТОЛКОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

  • ЦЕЛОВАЛЬНИК а) парикмахер б)продавец в) кавалер
  • ИНВАЛИД а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья
  • ГРОШ-ЭТО МОНЕТА ДОСТОИНСТВОМ В а) две копейки, б) одну копейку в)десять копеек
  • СУЩЕСТВЕННОСТЬ а) суть, сущность б) действительность, явь, окружающий мир в) вещество, материал
«Встречают по одежке»  Задача команд — узнать персонажей романа «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты.  Если персонаж узнан с первой попытки – три балла. Если персонаж узнан со второй попытки – два балла. Если персонаж узнан с третьей попытки – один балл.

«Встречают по одежке»

Задача команд — узнать персонажей романа «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты.

  • Если персонаж узнан с первой попытки – три балла.
  • Если персонаж узнан со второй попытки – два балла.
  • Если персонаж узнан с третьей попытки – один балл.
Савельич

Савельич

Василиса Егоровна

Василиса Егоровна

Маша Миронова

Маша Миронова

Екатерина II

Екатерина II

Пугачев

Пугачев

Капитан Миронов

Капитан Миронов

«Государев кум со своею хозяюшкою»  Врема выполнения задания 5-7 минут Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.

«Государев кум со своею хозяюшкою»

Врема выполнения задания 5-7 минут

Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.

Задание команде № 1.

Петр Гринев. Анкета героя

  • Задание команде № 1. Петр Гринев. Анкета героя
  • Задание команде № 1. Петр Гринев. Анкета героя

Задание команде № 2.

  • Задание команде № 2.
  • Задание команде № 2.
  • Фамилия, имя, отчество отца героя.
  • Фамилия, имя, отчество матери героя.
  • Количество детей в семье Гриневых.
  • Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте».
  • Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына.
  • Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время «урока».
  • Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет.
  • Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.
  • Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина.
  • Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости.
  • Оружие, которым герой был ранен на дуэли.
  • Русский поэт XVIII века, который «очень похвалял» стихотворные «опыты» Гринева.
  • Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией.
  • Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь.
  • Реликвия, которую «показывают» потомки Гринева всем гостям своего семейства.

Маша Миронова. Анкета героини.

  • Фамилия, имя, отчество отца героини.
  • Имя, отчество матери.
  • Цвет волос героини.
  • Приданое героини.
  • Фамилия офицера, сватавшегося к Маше «месяца за два до приезда» Гринева в крепость.
  • Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи.
  • Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини.
  • Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости.
  • Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей.
  • Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи.
  • Лицо, выразившее желание быть «посаженым отцом» на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой.
  • Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей.
  • Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург.
  • Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты.
  • Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринева и Маши Мироновой.

Конкурс капитанов.

Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.

  • Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.
  • Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.
  • Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: «...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...» У вас в самом деле есть «царские знаки» на груди? Какие?
  • Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — отмечал впоследствии Гринев в своих записках. В чем же состояла эта «тонкость чутья»?
  • В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: «Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?» — и получили весьма корректный ответ: «Сам как ты думаешь? управился ли бы ты с Фридериком?» Что вы ответили собеседнику?

Вопросы капитану команды № 1.

Петр Гринев .

  • Вопросы капитану команды № 1. Петр Гринев .
  • Вопросы капитану команды № 1. Петр Гринев .
  • Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...» — признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон?
  • Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу?
  • Вы, конечно, помните разговор с Пугачевым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белогорскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. «Какова калмыцкая сказка?» — спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки?

Конкурс проходит в форме символического интервью

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

«Какая жизнь, такие и песни»  Задание команде № 1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Задание команде № 2. Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому.   Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.  Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости... Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Задача игроков — определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

«Какая жизнь, такие и песни»

Задание команде № 1.

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Задание команде № 2.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости...

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

Задача игроков — определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки.

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

«Мирская молва – морская волна»  Задание команде № 1. Задание команде № 1. Задание команде № 1. Задание команде № 2. Задание команде № 2. Задание команде № 2. «Береги , а честь смолоду» « лучше доброй ссоры» «Будет дождик — будут и , а будут  — будет и » «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь » В течение одной-двух минут команды восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

«Мирская молва – морская волна»

Задание команде № 1.

  • Задание команде № 1.
  • Задание команде № 1.

Задание команде № 2.

  • Задание команде № 2.
  • Задание команде № 2.
  • «Береги , а честь смолоду»
  • « лучше доброй ссоры»
  • «Будет дождик — будут и , а будут — будет и »
  • «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь »

В течение одной-двух минут команды восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова.

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

Спасибо  за активное участие!

Спасибо за активное участие!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!