ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
А.С.Пушкин - наш вечный спутник.
А. Т. Твардовский
«Приветствие команд»
Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.
« Разминка »
Соотнесите устаревшие слова с современными
1 группа: 2 группа
ФОРТЕЦИЯ РАЗВЕДЧИК ОКАЗИЯ ХВАЛА
ЧЕЛОБИТЬЕ БЕДЫ ИСПОЛАТЬ УКОРЯТЬ
ОБИНЯКИ ПРОШЕНИЕ СУПОСТАТ СЛУЧАЙ
ЛАЗУТЧИК НАМЕКИ ЖАЛОВАТЬ ВРАГ
НАПАСТИ КРЕПОСТЬ ПЕНЯТЬ НАГРАЖДАТЬ
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ТОЛКОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
- ЦЕЛОВАЛЬНИК а) парикмахер б)продавец в) кавалер
- ИНВАЛИД а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья
- ГРОШ-ЭТО МОНЕТА ДОСТОИНСТВОМ В а) две копейки, б) одну копейку в)десять копеек
- СУЩЕСТВЕННОСТЬ а) суть, сущность б) действительность, явь, окружающий мир в) вещество, материал
«Встречают по одежке»
Задача команд — узнать персонажей романа «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты.
- Если персонаж узнан с первой попытки – три балла.
- Если персонаж узнан со второй попытки – два балла.
- Если персонаж узнан с третьей попытки – один балл.
Савельич
Василиса Егоровна
Маша Миронова
Екатерина II
Пугачев
Капитан Миронов
«Государев кум со своею хозяюшкою»
Врема выполнения задания 5-7 минут
Конкурс оценивается по трёхбалльной шкале.
Задание команде № 1.
Петр Гринев. Анкета героя
- Задание команде № 1. Петр Гринев. Анкета героя
- Задание команде № 1. Петр Гринев. Анкета героя
Задание команде № 2.
- Задание команде № 2.
- Задание команде № 2.
- Фамилия, имя, отчество отца героя.
- Фамилия, имя, отчество матери героя.
- Количество детей в семье Гриневых.
- Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте».
- Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына.
- Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время «урока».
- Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет.
- Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.
- Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина.
- Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости.
- Оружие, которым герой был ранен на дуэли.
- Русский поэт XVIII века, который «очень похвалял» стихотворные «опыты» Гринева.
- Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией.
- Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь.
- Реликвия, которую «показывают» потомки Гринева всем гостям своего семейства.
Маша Миронова. Анкета героини.
- Фамилия, имя, отчество отца героини.
- Имя, отчество матери.
- Цвет волос героини.
- Приданое героини.
- Фамилия офицера, сватавшегося к Маше «месяца за два до приезда» Гринева в крепость.
- Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи.
- Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини.
- Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости.
- Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей.
- Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи.
- Лицо, выразившее желание быть «посаженым отцом» на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой.
- Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей.
- Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург.
- Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты.
- Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринева и Маши Мироновой.
Конкурс капитанов.
Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.
- Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.
- Вопросы капитану команды № 2. Емельян Пугачев.
- Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: «...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...» У вас в самом деле есть «царские знаки» на груди? Какие?
- Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — отмечал впоследствии Гринев в своих записках. В чем же состояла эта «тонкость чутья»?
- В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: «Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?» — и получили весьма корректный ответ: «Сам как ты думаешь? управился ли бы ты с Фридериком?» Что вы ответили собеседнику?
Вопросы капитану команды № 1.
Петр Гринев .
- Вопросы капитану команды № 1. Петр Гринев .
- Вопросы капитану команды № 1. Петр Гринев .
- Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...» — признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон?
- Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу?
- Вы, конечно, помните разговор с Пугачевым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белогорскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. «Какова калмыцкая сказка?» — спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки?
Конкурс проходит в форме символического интервью
За каждый правильный ответ присуждается один балл.
«Какая жизнь, такие и песни»
Задание команде № 1.
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
Задание команде № 2.
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости...
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
Задача игроков — определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки.
За каждый правильный ответ присуждается один балл.
«Мирская молва – морская волна»
Задание команде № 1.
- Задание команде № 1.
- Задание команде № 1.
Задание команде № 2.
- Задание команде № 2.
- Задание команде № 2.
- «Береги , а честь смолоду»
- « лучше доброй ссоры»
- «Будет дождик — будут и , а будут — будет и »
- «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь »
В течение одной-двух минут команды восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова.
За каждый правильный ответ присуждается один балл.
Спасибо за активное участие!