СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к изучению русского языка,способствует развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"»

«Интеллектуальная игра по русскому языку

для учащихся 7-9 классов

«Счастливый случай»


Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.


Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.


I. Вступительная часть

1. Учитель:

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой


- Но нередко встречаются такие ситуации:


Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – слово нормально это нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.


II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

  1. Представление команд. Придумать название, девиз.

  2. Представление жюри


2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды
  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
    3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
    4. Сколько гласных букв в алфавите? Назовите (10)
    5. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
    6.Что такое синомимы (слова, близкие по значению, но разные по звучанию)

7. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
8. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
9 Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
10 Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
11. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
12. Подберите антоним к слову Добрый (злой)


Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Какие буквы не дают звуков (ь и ъ)
5. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
6. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
7. Предложения бывают повествовательные, восклицательные и ( вопросительные)

8 Что такое антонимы ( слова противоположные по смыслу)

9 Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

10 Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

11 Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

12.  Мягкий знак после шипящий мы пишем в существительных… ( ж.р)


3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу по три вопроса по русскому языку.


4. Третий гейм: «Конкурс для капитанов»


Из слова РЕСПУБЛИКА составить как можно больше слов ( Болельщики составляют слова из слова ГОСУДАРСТВО)


5. Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.


1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)


2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)



3. “Фразеологический калейдоскоп”

Добавить недостающее слово – название животного.


Голоден, как … (волк)

Ходить на голове-...хулиганить, вести себя шумно

Здоров, как… (бык)

Хоть шаром покати - пусто


4. “Фразеологический калейдоскоп”

Добавить недостающее слово – название животного.


Хоть пруд пруди -много

Болтлив, как …. (сорока)

Выбросить из головы-...забыть

Нем, как … (рыба)



6. Пятый гейм: «Собери пословицу».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)



Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы.

Сделал дело –

гуляй смело.

Семь раз отмерь,

один раз отрежь.

Не потопаешь –

не полопаешь.

В чужом глазу сучок видим,

в своем и бревна не замечаем.

Встречают по одежке,

провожают по уму.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

В одно ухо влетает,

в другое вылетает.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Глаза страшатся,

а руки делают.

Что на уме,

то на языке.

Не имей 100 рублей,

а имей 100 друзей.

Око за око,

зуб за зуб.


7. Шестой гейм: «Предложения»


С каждым из данных слов придумайте такое предложение,( или два предложения) чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – норка

2 команда – гусеница


8. Седьмой гейм: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)


9.Восьмой гейм: «Гонка за лидером».


Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)

  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

  6. Что означает имя Виктор? (Победитель)

  7. Подберите к старославянизму ОЧИ русское соответствие. (Глаза).

  8. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

  6. Что означает имя Борис (греческое) — борец

  7. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

  8. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)


  1. Творческий гейм. Продолжи сказку.


  "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.



Вот и подходит к концу игра.


9. Подведение итогов.

10. Награждение победителей.












«Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»







Представление команд

макс. 2 балла



Первый гейм:

« Дальше, дальше…»

по 1 баллу за правильный ответ



Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

по 1 баллу за правильный ответ



Третий гейм: «Конкурс капитанов»

1 слово – 1 балл



Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

по 1 баллу за правильный ответ



Пятый гейм: «Собери пословицу

по 1 баллу за правильный ответ



Шестой гейм: «Предложение».

по 1 баллу за правильный ответ



Седьмой гейм: «Ералаш».

по 1 баллу за правильный ответ



Восьмой гейм: «Гонка за лидером».

по 1 баллу за правильный ответ



Девятый гейм: Сказка

макс. 5 баллов



Итог.










Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – слово нормально это нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!


Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – слово нормально это нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!





Сделал дело –

гуляй смело.

Семь раз отмерь,

один раз отрежь.

Не потопаешь –

не полопаешь.

В чужом глазу сучок видим,

в своем и бревна не замечаем.

Встречают по одежке,

провожают по уму.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

В одно ухо влетает,

в другое вылетает.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Глаза страшатся,

а руки делают.

Что на уме,

то на языке.

Не имей 100 рублей,

а имей 100 друзей.

Око за око,

зуб за зуб.



Старужлин


Кохуджин


Алербина


Цепрадов



Старужлин


Кохуджин


Алербина


Цепрадов



Игры со зрителями

1-я игра «Дальше, дальше...»

Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)

12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)

13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

14. Сколько букв в русском алфавите? (33)

15. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)


1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)

29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)

30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)

31. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

32. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)



Скачать

© 2017 248 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!