Регина Владимировна Косенко,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного автономного учреждения
гимназии №8
городского округа города Райчихинска Амурской области.
e-mail гимназии: [email protected]
e-mail учителя: kosenko.regina@yandex.ru
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 – 9 КЛАССОВ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ТУРНИР ЭРУДИТОВ»
Цель мероприятия: теоретическое повторение ранее изученного материала по предметам естественно - научного цикла в увлекательной форме.
Задачи:
повторить материал, изученный ранее ПО ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА, ФИЗИКА и показать его практическое применение;
развивать познавательный интерес, творческую активность гимназистов;
развивать логическое мышление;
воспитывать умение работать в команде;
воспитывать чувство уважения к сопернику;
воспитывать чувство ответственности;
воспитывать умение грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
презентация с заданиями и ответами для команд;
бланки для жюри;
оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия;
воздушные шары, шарф, смесь соли и перца, бумага;
магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия;
призы.
Организация мероприятия
ХОД ТУРНИРА
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира ПО ПРЕДМЕТАМ МИФ - ТУРНИРА ЭРУДИТОВ.
- Я рада приветствовать нашу интеллектуальную элиту! Тех, кто своими знаниями, умом, эрудицией завоевал честь представлять родную школу. Итак, представляю вам участников – это сборные команды старших классов:
КОМАНДА № 1: (название, девиз)
«Умки»
Наш девиз - не унывать!
Всё пройти и всё узнать!
Мы готовы как всегда –
Победить всех без труда!
КОМАНДА № 2: (название, девиз)
«220 В»
Мы не можем без движенья,
Мы всегда под напряженьем,
Мозгам отдых не положен!
Ум на силу мы умножим!
- А сейчас, уважаемые гости и участники, разрешите представить вам наше достопочтенное жюри.
Председатель жюри: директор гимназии___________________.
Члены жюри:
Уважаемые участники, наш турнир заключается в пополнении банка ваших знаний по предметам МИФ, а также в их проверке. Девиз игры: «Учись! Знай! Умей!»
Прежде чем начать игру, позвольте мне ознакомить вас с её правилами:
Вашему вниманию будет представлено 3 раздела (математика, информатика, физика), в каждом разделе по 6 вопросов.
Команды по очереди выбирают раздел и номер вопроса. На обдумывание ответа даётся 1 минута 30 секунд.
За каждый правильный и полный ответ команда получает 2 балла (но, по усмотрению жюри, это может быть и 1 балл, например, если ответ был недостаточно полным).
Если команда ответила неверно, то возможность ответить предоставляется команде-сопернице и в случае правильного ответа данной команде присуждается 1 балл.
Дважды за всю игру вы можете обратиться к помощи наших гостей.
В играх со зрителями каждый давший правильный ответ получает 0,5 балла, которые может потом отдать любой понравившейся команде.
Выигрывает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Итак, команды готовы? Жюри готово? Уважаемые гости, а вы готовы болеть за игроков и в случае необходимости помогать им? Тогда начинаем!
ЗАДАНИЯ
ИНФОРМАТИКА
Задание 1. Переведите встречающиеся в стихотворении числительные из двоичной системы счисления в десятичную.
Необыкновенная девчонка
А. Н. Стариков
Ей было тысяча сто лет,
Она в 101-ый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
(Ответ:
Ей было 12 лет.
Она в 5 класс ходила.
В портфеле по 4 книги носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля двумя ногами.
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырёхногий,
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И два темно-синих глаза
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ).
Задание 2. “Открой окошко — разорю тебя немножко”. О чем это? (О всплывающей Интернет-рекламе).
Задание 3. Закончите переделанную программистами на свой лад известную русскую пословицу: “Семь бед — один ...” (Семь бед — один “Reset”).
Задание 4. Как программисты в шутку называют Pentium, произведенный для Южно-Африканской Республики, подсказка - разновидность домашней женской одежды, аналог женского халата. (Пеньюар)
Задание 5. Разгадайте ребус. (Исполнитель)
ФИЗИКА
НОВОСТИ «FisikNews» К РАЗДЕЛУ «ФИЗИКА»
(сценка, разыгрывается подготовленными заранее учащимися перед выбором первого вопроса по физике)
1: Добрый день!
2: В эфире школьные новости «FisikNews».
1: Школьный кружок ядерной физики объявил о своем полураспаде.
2: Внимание! Интересное открытие в 10 классе нашей школы. Оказывается, все десятиклассники - настоящие Архимеды, так как знают физику на уровне 3-го века до нашей эры.
1: «Почему Земля крутится?» Интересный ответ на этот вопрос дал учитель физики:
- Земле придают крутящий момент вращающиеся в гробах великие физики во время выпускных экзаменов.
2: Новости науки: если в розетке поменять плюс на минус, то лампочка начинает вырабатывать темноту и холод.
1: Оказывается, Закон всемирного тяготения был открыт задолго до Исаака Ньютона. К сожалению, всем предыдущим открывателям на голову падали очень тяжелые предметы.
2: Юноши - старшеклассники нашей школы открыли новый закон Ньютона: тело, зажатое в угол, не сопротивляется.
ФИЗИКА
Задание 1. Во время Первой мировой войны, как сообщали газеты, с французским лётчиком произошел совершенно необычный случай.
Летая на высоте 2 км, лётчик заметил, что близ его лица движется какой-то лёгкий предмет. Думая, что это насекомое, лётчик проворно схватил его рукой.
Представьте изумление лётчика, когда оказалось, что он поймал германскую боевую пулю! Возможно ли такое? Если возможно, то когда и как? (Пуля на излёте имеет скорость 40 км/ч. А такую скорость развил и самолёт. Значит, может случиться, что относительно лётчика пуля будет неподвижна или двигаться едва заметно. Ничего не стоит тогда схватить её рукой, особенно в перчатках, т. к. пуля при трении о воздух нагревается. Пуля должна лететь нагоняя самолёт, но не на встречу).
Задание 2.
Алмаз и графит непохожи на вид-
Но так разнолик углерод.
Почему же встречается чаще графит,
А алмазу, увы, не везёт?
(Для образования алмаза требуются высокие температуры и высокие давления, поэтому алмазы могли образоваться только в глубинах Земли. Графит мог образовываться при менее высоких температурах и давлениях, поэтому он встречается на земле чаще).
Задание 3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона).
Задание 4. Какие басни Крылова связаны с физикой? Какие физические явления или величины они описывают? («Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Белка», «Обоз», «Лев и Комар» и др.).
Задание 5. Разделите смесь соли и перца при помощи предложенного оборудования: бумага, кусок шерстяной ткани, шарик. Объясните свой опыт и связанное с ним физическое явление.
(Это пример действия статического электричества. Когда потрёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику).
МАТЕМАТИКА
СЦЕНКА К РАЗДЕЛУ «МАТЕМАТИКА»
(сценка, разыгрывается подготовленными заранее учащимися перед выбором первого вопроса по математике)
Учитель: Ну что, Петров? Что же мне с тобой делать?
Петров: А что?
Учитель: Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе ставить в ведомости, прямо не знаю.
Петров (угрюмо глядя в пол): Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.
Учитель: Да что ты? Каким же?
Петров: Я решил, что вся математика наша неверна и ... доказал это!
Учитель: Ну и как же, товарищ Великий Петров, вы этого добились?
Петров: А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот ... Архимед!
Учитель: Архимед?
Петров: И он тоже, ведь говорили, что три равно только трём.
Учитель: А чему же ещё?
Петров (торжественно): Это неверно! Я доказал, что три равно семи!
Учитель: Как это?
Петров: А вот, смотрите: 15 -15 = 0. Верно?
Учитель: Верно.
Петров: 35 - 35 =0 - тоже верно. Значит, 15-15 = 35-35. Верно?
Учитель: Верно.
Петров: Выносим общие множители: 3(5-5) = 7(5-5). Верно?
Учитель: Точно.
Петров: Хе-хе! (5-5) = (5-5). Это тоже верно!
Учитель: Да.
Петров: Тогда всё вверх дном: 3 = 7!
Учитель: Ага! Так, Петров, дожили.
Петров: Я не хотел, Иван Иваныч. Но против науки ... не погрешишь!
Учитель: Понятно. Смотри: 20-20 = 0. Верно?
Петров: Точно!
Учитель: 8-8 = 0 - тоже верно. Тогда 20-20 = 8-8. Тоже верно?
Петров: Точно, Иван Иваныч, точно.
Учитель: Выносим общие множители: 5(4-4) = 2(4-4). Верно?
Петров: Верно!
Учитель: Тогда всё, Петров, ставлю тебе «2»!
Петров: За что, Иван Иваныч?
Учитель: А ты не расстраивайся, Петров, ведь если мы разделим обе части равенства на (4-4), то 2=5. Так ты делал?
Петров: Ну, допустим.
Учитель: Вот я и ставлю «2», не всё ли равно. А?
Петров: Нет, не всё равно, Иван Иваныч, «5» лучше.
Учитель: Возможно, лучше, Петров, но пока ты этого не докажешь, у тебя будет двойка за год, равная, по-твоему, пятёрке!
МАТЕМАТИКА
Задание 1.
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
" Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"
(Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому).
Задание 2. Расставьте 10 стульев из старинного гарнитура вдоль стен квадратного зала так, чтобы у каждой стены стульев стояло поровну. Как это сделать?
Задание 3. Два бизнесмена решили как-то купить почтовую марку. Но одному не хватило 2 тысяч, другому – 1400 долларов. Когда же они сложили вместе имеющиеся у них деньги, то оказалось, что им не хватает еще 400 долларов. Сколько стоит марка? (3 тыс. долларов).
Задание 4. Внимание, прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Боброва:
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить, все как есть:
Три - четырнадцать - пятнадцать -
Девяносто два и шесть!
Про что это стихотворение? (число «пи»).
Задание 5. Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами? (1111)